Жить верою

Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Очень знакомое место Писания должно нам быть путеводителем при рассмотрении сегодняшней темы, которая называется «Жить верою». Поэтому за наш главный текст возьмём сообщение из Ветхого Завета у пророка Авв.2,4: «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет».  Поскольку это – жизненно важное сообщение, то мы его находим в Новом Завете ещё в посланиях Рим.1,17; Гал.3,11 и Евр.10,38.

В очень трудное время, в непонятной ситуации, когда пророк Аввакум был полон вопросов и ждал от Бога ответа, Бог открыл пророку это важное предложение веры: «…а праведный своею верою жив будет».

А теперь я задаю вам, нашим слушателям и читателям вопрос: «какие представления возбуждает у вас это Слово, когда вы его слышите?». Возможно, что при этом вы думаете о евангелизации, о призыве к покаянию, о жизни вечной, которая ожидает тех людей, которые через покаяние принимают Иисуса в сердце.

Тогда люди слушают и чувствуют себя удостоверенными, потому что они приняли Господа Иисуса в свои сердца. Всё сделано лучшим образом, теперь осталось ждать вечную жизнь.

Но в этом сообщении Аввакума я хочу показать вам сегодня совершенно другую сторону. Именно ту сторону, которая касается нашей практической ежедневной жизни на этой земле, при нашей жизни в плоти.

Если у пророка Авв.2,4 сказано: «…а праведный своею верою жив будет», тогда Бог имеет ввиду, жить в этом трудном времени, в котором жил и пророк Аввакум. Среди всей этой неразберихи и вопросов праведный будет жить верою.

Этим выражением «верою жить» Бог имеет ввиду принцип жизни, который находит своё применение во всей жизни на земле. Это значит, что всё то, что мы делаем, совершается по вере! Именно в этом мы видим то, что нас отличает от мира сего. Не потому, что мы лучше, или более кроткие, чем люди мира сего.

Но потому что мы живём в соответствии с другим принципом жизни, потому что мы живём верою. Всё, что мы делаем, мы делаем по вере. И как вы думаете? Видите вы в этом слишком высокие требования? «Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое»» (Иак.4,15).

А теперь обратимся к Посланию Рим.14,23 и посмотрим, что по этому вопросу пишет апостол Павел. Здесь он даёт нам наглядный пример этого факта: «А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а всё, что не по вере, грех».

Здесь ясно написано: всё, что не по вере – это грех! Всё, что не по вере – это принцип жизни мира сего – это грех! «…А праведный своею верою жив будет». Смысл этих взаимосвязей я по-настоящему осознал при работе в приусадебном участке. И это практично.

Мы с женой проявляем большую заботу в том, чтобы этот садик обрабатывать в соответствии со всеми биологическими правилами. Удобряем растительным перегноем. Применяем средства против саламандры, избегаем обработки растений ядом, поэтому обрабатываем их настоем крапивы в воде.

Таким образом, мы получаем посредством этих опытов определённую радость. Но, как и каждый садовод, мы вынуждены пережить и разочарования. Тогда возникал вопрос: теперь я сделал всё правильно, всё точно по предписанию, я много работал, старательно работал, поэтому теперь должно всё функционировать?

В один прекрасный день я осознал у себя одну логическую ошибку. Я вынужден был поставить себе вопрос: чему ты доверяешь, чтобы ты мог получить хороший урожай? Ты доверяешь определённому методу!

Ты думаешь, если ты соблюдаешь этот метод, с большим старанием работаешь в соответствии с этим методом, тогда у тебя должно всё функционировать? Такой подход к делу является ошибочным заключением. Одновременно я получил очень ясную лекцию, поучение.

Моя жена высаживала цветы. Кто имеет немного опыта в цветоводстве, тот знает, что бархатцы являются преимущественным кормом саламандры. Моя жена вынуждена была прервать свою работу и свежепосаженные бархатцы оставила под палящим солнцем без полива. Когда я вернулся домой, то все бархатцы повесили головы.

И вот пришло поучение. Я объяснил своей жене, что завтра ничего не останется от этих хороших цветов. Они и без того являются притягательным пунктом для саламандр, а если они завяли, то тем более.

Некоторое время спустя моя жена приходит ко мне и говорит: ни один саламандр не подойдёт к цветам! Почему нет? Я помолилась. В последующих днях я иногда искоса смотрел на эти цветы и никаких саламандр не замечал. Бархатцы росли, стали цвести и без саламандр!

С годами у меня обострились болезни. По этому поводу моя жена сказала: Господь Иисус знает, что мы не можем теперь так работать физически, как раньше, поэтому Он Сам должен справиться с саламандрами. Я был поражён, когда заметил, что в садике едва был заметен вред от саламандр.

Спустя некоторое время мы в нескольких местах заметили «визитные карточки» ежа. Господь Иисус дал ежу задание, чтобы он нам помог. Возможно, что это был урок, наставление от Господа Иисуса.

Вся собственная суета приносила нам только хлопоты, но, тем не менее, не привела нас к цели. А доверие Господу Иисусу приводит к цели! Точно так обстоит дело во всех областях нашей жизни. Если мы находимся в какой-нибудь ситуации, то, прежде всего, прикидываем, принимаем контрмеры, которые находятся в нашей возможности, которые находятся в области нашей власти.

Мы интенсивно работаем, а если предпринятое дело ещё не функционирует, то начинаем суетиться. А если дело и дальше не функционирует, тогда мы разочарованы и резигнируем. А что при резигнации следует, мы легко можем установить, если обратим наш взгляд в Ветхий Завет на Божий народ Израиль.

Там мы увидим, как Израиль себя вёл в таких ситуациях. Израильтяне тоже прикидывали, когда они находились в пустыне и пытались сами предпринять меры. И что они делали в своей резигнации, когда из принятых мер у них ничего не выходило? Они сваливали вину на Господа!

Они начинали роптать на Моисея и на Бога: «почему Господь не помог? Почему все наши хлопоты были бесполезны?». И при всём этом, они, к великому сожалению, не сообщали Господу обо всех своих затруднительных ситуациях. Они не советовались с Ним и не просили помощи, но действовали в соответствии с собственными благоразумными выводами.

Этот стиль жизни Библия называет плотью. Это жизнь верующих по плоти. Но так могут действовать и дети Божии. Такого рода действия являются образом действия природного человека. И дети Божии имеют ещё в своей плоти этот природный образ.

И они могут действовать в соответствии с принципом плоти: собственные размышления, собственные мероприятия, собственная работа, собственная суета. А затем следует обвинение и ропот против Господа Иисуса, Который не помог. А ведь мы думали сами и сами хотели справиться!

Плоть противостоит вере. В этом мы видим два принципа жизни. Либо мы действуем «по вере», или мы действуем по принципу «плоти». Мы с вами замечаем: если Бог открывает пророку Аввакуму: «праведный своею верою жив будет», то Он имеет ввиду не только то, что праведный будет спасён своею верою.

И не только, что на основании своей веры, праведный когда-то попадёт на небо. Но в повседневной жизни на земле, теперь, праведный будет практически жить по принципу «вера». В Ветхом Завете Бог дал Своему народу закон. Я не знаю, занимались ли вы уже рассмотрением этих законов, которые Бог дал Своему народу Израилю.

Это законодательство существенно отличается от нашего законодательства. К примеру, тогда существовали также сельскохозяйственные законы. Один из этих законов предписывает, чтобы Израильтяне не сеяли различные культуры вместе.

Об этом мы можем прочитать у пророка Исаии в гл.28,24-25: «Всегда ли земледелец пашет для посева, бороздит и боронит землю свою? 25 Нет; когда уровняет поверхность её, он сеет укроп (чернуху), или рассыпает тмин, или разбрасывает пшеницу рядами, и ячмень в определённом месте, и полбу (тоже зерновая культура) рядом с ним (но не смешано!)».

Но смешанные культуры это именно то, что язычники уже издавна и до сего времени практикуют в своей сельхозтехнике. В биологическом огородничестве люди вернулись назад к смешанной культуре. Почему?

Потому что смешанная культура соответствует естественной структуре роста. На одном лугу вы не найдёте ничего другого, как смешанную культуру. Что само по себе растёт, то и есть смешанная культура, которая дополняет друг друга.

Но Бог даёт Своему народу предписание: «на ваших землях вы будете выращивать монокультуры. На одном участке вы будете сеять только один вид семян», как мы прочитали у Исаии.

Но монокультура приносит, во-первых, меньше урожая, во-вторых, там водится больше вредителей, а в-третьих, такой севооборот намного больше перегружает или обременяет почву, это и есть одностороннее использование почвы. При этом следует считаться с заболеванием культуры.

Почему Бог дал Своему народу такой закон? Ведь Он сотворил землю и все растения. Неужели Он не знает, что существуют такие растения, которые дополняют друг друга в росте, друг другу способствуют в росте, растения, которые удерживают друг от друга вредителей? Почему Бог дал такой, кажущийся нам неправильный закон?

Затем Бог повелевает Израильтянам, чтобы они 6 лет засевали свои земли, а в седьмом году дать своим землям отдых. Седьмой год является субботним годом. Если землю, особенно в жарких странах, не засевать, то она очень быстро высыхает.

Под влиянием ветра и солнечных лучей почва обеднеет, а сорняки будут интенсивно расти и размножаться в ущерб крестьянину. Почему Бог установил закон, который послужил бы в ущерб Своему народу? Третий закон. Израильтяне должны были отсчитать семь субботних лет, что составляет 49 лет, а затем после седьмого субботнего года, провозгласить юбилейный год. И в юбилейный год они не должны были ни сеять, ни собирать урожай!!

То, что я сказал о субботнем годе, усиленно вступит теперь в действие, если два года подряд землю не будут засевать и собирать урожай. Тогда почва по-настоящему высохнет, обеднеет, а сорняки чрезмерно умножатся. Это значит, что возникнет дополнительный фактор. Попробуйте, в течение трёх лет сохранить семенные культуры.

Если семена салата вы будете три года хранить, то они больше не будут прорастать. Кроме всех прочих условий, евреи, получившие этот закон, проживают климатической зоне, где наблюдается ярко выраженный период дождей и ярко выраженный сухой период. Один раз жарко и сухо, а затем снова влажно.

И так эти периоды регулярно сменяют друг друга. Эти периоды постоянно чередуются в течение трёх лет. И как могли семена сохранить способность прорастать, если их не упаковывали в специальные упаковки, как это сегодня делают? Пшеница, конечно, не настолько чувствительна в этом вопросе, но есть такие семена, которые очень чувствительны при длительном их хранении.

Не знал ли Бог о том, что Он повелевал Своему народу пропустить два года и только на третий год обрабатывать землю, засевать и собирать урожай? Сплошные законы, о которых мы должны сказать: это законы в ущерб сельскому хозяйству. При этом мы не должны забывать, что коренные познания сельского хозяйства язычники тогда уже имели.

И до сегодняшнего дня язычники трудятся на своих полях в соответствии с испытанными методами. Я слышал, как с этим обстоит дело в Африке. Когда туда пришли англичане и заложили хлопковую плантацию, то все деревья выкорчевали и почву большим плугом хорошо и глубоко перепахали. Затем рядами посеяли хлопок.

Местные африканцы с утра до вечера наблюдали за работой англичан и ни слова не вымолвили. Затем они пошли домой, как всегда сделали свои холмики. В середине этих холмиков они посадили одну рассаду хлопка, а вокруг неё посадили овощи. Подошло время урожая.

Англичане собрали со своей плантации урожай хлопка, а местные африканцы собрали минимум в два раза больше. Эти закономерности хорошо знакомы язычникам. И вот Бог вводит другой путь, который кажется плохим путём. Почему? Именно во взаимосвязи с повелением Бога, что Израильтяне должны были соблюдать субботний и юбилейный годы.

В книге Лев.25,18-22 мы находим этот интересный стих: «Исполняйте постановления Мои, и храните законы Мои и исполняйте их, и будете жить спокойно на земле; 19 и будет земля давать плод свой, и будете есть досыта, и будете жить спокойно на ней.

20 Если скажете: что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать произведений наших? 21 (а теперь самое главное) Я повелю Моему благословению в шестой год, и он принесёт произведений на три года; 22 и если в восьмой год будете сеять, то будете ещё произведения старые есть; до девятого года; доколе не поспеют произведения его, будете есть старое».

Бог даёт Своему народу наглядное обучение: «Я повелю Моему благословению!». Здесь Божие благословение приобретает совершенно другой масштаб, другое измерение. Это благословение Бог обещал уже Аврааму: «От Авраама точно произойдёт народ великий и сильный, и благословятся в нём все народы земли» (Быт.18,18).

Совершенно конкретно Бог показал это в сельскохозяйственном законе, который противоречит всякой человеческой логике. Бог желает совершенно скромно и просто сказать Своему народу: дело заключается не в вашей мудрости, не в вашем умении, не в вашей суете.

Дело заключается в том, желаете ли вы Мне доверять, серьёзно ли вы относитесь к Моему Слову, и в доверии ему придерживайтесь тому, что Я вас благословлю. Кто доверяет Слову Божиему, и серьёзно примет эти указания, тот будет благословлён!

Таким послушным детям Божиим Бог повелит Своему благословению с неба, поэтому они будут благословлены в изобилии. Тогда и язычники увидят, что Израиль является благословенным Богом народом.

Предположим теперь, что Израильтяне разработали очень высококачественную пахотную культуру. И, посредством своей высокой интеллигенции, всё хорошо обдумали, как эта культура должна расти. Тогда язычники сказали бы: «это великолепные люди, они кое-что умеют, они кое-чего достигли!»

Но теперь Израиль вынужден работать в соответствии с такими методами, которые ничего не приносят, а Бог посылает благословение сверху. Теперь становится ясным, что дело заключается не в том, насколько интеллигентно, ловко и умело народ ведёт своё сельское хозяйство.

Но потому что это Божий народ, который серьёзно воспринимает Слово Божие. Поэтому Бог благословляет его сверху, и это становится видимым. Бог жив, Бог стоит за этим народом, и Бог благословляет этот народ! И мы, дети Божии, находимся сегодня в подобном отношении с Господом Иисусом и окружающим миром, как тогда Израиль.

В то время Бог давал язычникам откровения через Свой народ Израиль. А в настоящее время Господь Иисус дал на земле Свою Церковь. Он говорит и открывается через Свою Церковь. И сегодня Он даёт нам, всем детям Божиим, указания, как мы должны жить по вере.

И сегодня Он обещал нам Свои обетования, как читаем в Еф.1,3: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах».

Как видите, речь идёт теперь не о внешних сельскохозяйственных законах, как тогда у Израиля. Но речь идёт о других закономерностях. О закономерностях, которые дал нам Господь Иисус.

Речь идёт о том, чтобы в Новом Завете, в доверии Слову Божиему, мы жили, как я выше отметил. Под выражением «верою жить», Бог имеет ввиду принцип жизни, который находит своё применение во всей жизни детей Божиих на земле. Это значит, что всё то, что мы делаем, совершается по вере!

Мы должны «верою жить», тогда Господь Иисус будет нас благословлять. Тогда наша жизнь в вере будет видимой в окружающем нас мире. Поэтому люди мира сего заметят, что за этими христианами стоит Господь Иисус! Они являются Его благословенными.

Если в нашей жизни мы будем так же прикидывать, так же суетиться, как наши соседи. Мы попытаемся быть немного лучше, чем наши соседи. Тогда мы невольно будем влагать людям мира сего отговорку в их уста: «они не лучше, чем мы. Ведь они живут точно по тому же принципу».

Это никого не привлекает, не прельщает, чтобы изменить принцип своей жизни. Если мы хотим быть свидетелями Иисуса Христа в этом мире, то необходимо, чтобы принцип нашей жизни мы строили на Слове Божием. Мы должны в доверии Господу Иисусу ходить за Ним нашим путем веры.

Мы не должны строить наш путь веры на размышлении ума нашего и нашей суеты. В Мтф.11,28 Господь Иисус приглашает нас: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас».

Знакомо ли нам христианам такое состояние «труждающиеся и обременённые»?

До тех пор, пока мы будем ходить по принципу «плоть», наше состояние постоянно будет «труждающимся» и «обременённым». В Послании Евреям читаем о том, что Божиему народу Израилю предстоит ещё войти в покой. Читаю это место из Евр.4,9: «Посему для народа Божия ещё остаётся субботство (то есть покой)».

А мы, дети Божии, можем найти этот покой на основе: «…а праведный своею верою жив будет». Покой Божий мы должны строить не на почве своей собственной суеты, не пытаться стать немного лучше. Мы не должны пытаться собственными силами победить свою похоть и искушения.

Если мы это будем делать по вере, то Господь Иисус даст нам покой. «Придите ко Мне … и Я успокою вас». А затем Он говорит: «…научитесь от Меня».

Всю Свою земную жизнь Иисус жил в неомрачённом отношении со Своим Отцом, в обязательной зависимости от Своего Отца. Он молился не только в то время, когда Ему нужно было выбрать Своих учеников. По этому поводу Он молился всю ночь.

И во всех остальных событиях жизни, во всём, что Он делал, Иисус находился в постоянной связи со Своим Отцом. Он находился в соответствующем положении веры, в доверии к Своему Отцу. На основании этого доверия Иисус действовал.

В течение трёх лет Своего служения среди Своего народа Иисус должен был преодолеть огромное задание и нагрузку. С раннего утра и до позднего вечера Его постоянно окружали массы людей, которые желали Его слушать и быть исцелёнными.

Дело доходило даже до того, как сказано в Мрк.6,31 «Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, — ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда».

А Его ближние родственники говорили о Нём: «И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя». Они считали, что Он не в Своём уме, потому что Он не имел времени даже поесть. Его постоянно одолевал народ. Видим ли мы Иисуса при этом перегруженным, видим ли мы Его нервозным и раздражённым?

Во всём Своём служении, во всей загруженности в этом служении, Иисус постоянно сохраняет Своё внутреннее спокойствие. Потому что Он жил в полном доверии к Своему Отцу. Если мы считаемся только с возможностями, которые нам даны, как людям, то в этом мире мы не являемся свидетельством. Господь Иисус дал нам другие возможности.

Через веру нам стали доступны вечные источники. В заключение нашей сегодняшней темы обратимся ещё ко 2Кор.1,8, чтобы увидеть, как этот принцип нашёл своё осуществление в апостоле Павле: «Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых».

Но ведь именно Павел доказал или свидетельствовал о том, что Господь Иисус не допускает над нами искушения сверх сил, как читаем в 1Кор.10,13: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести».

Тогда где-то, что-то не соответствует, если Павел здесь свидетельствует, что в Асии они были чрезмерно отягчены. Ведь эти два высказывания противоречат друг другу. В середине ст.9 мы затем читаем: «чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога». Мы знаем, что Павел был обременён сверх допустимой или полезной человеческой меры.

Это было для того, «чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мёртвых». Здесь вступает в действие новая сила. Господь Иисус имеет другие возможности, чем мы люди. И если мы живём и трудимся только с теми возможностями, которые мы сами имеем, тогда мы не являемся свидетельством в этом мире.

Как миссионер, Павел должен был быть демонстрационной моделью Бога в этом мире. На нём Господь Иисус хотел открыть Божию силу, поэтому человеческие возможности следовало у него выключить.

Чтобы он мог преодолевать нагрузки, которые превосходили человеческие возможности. Затем в ст.10 этого текста дальше читаем: «Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и ещё избавит».

Бог, Который воскрешает мёртвых, возбудил в Павле и его миссионских соработниках силу жизни и силу воскресения. И что тогда открылось? Тогда открывается тот факт, что Божие Царство состоит не в словах, но в силе Божией, как Павел объясняет в 1Кор.2,13: «что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого…».

Эта Божия сила должна открываться и в нашей жизни, и мы должны её демонстрировать. Тогда мы будем свидетелями Иисуса Христа в этом мире. Но дело заключается в том, готовы ли мы жить по вере? Господь Иисус, наверное, введёт нас в такие ситуации, которые мы не можем преодолеть нашими возможностями.

И только тогда Господь Иисус сможет открыть в нас Свою силу, мудрость и возможность. Готовы ли мы стать в этом мире людьми благословения, в которых Господь Иисус может демонстрировать Своё благословение? Предпосылкой к этому является: «…а праведный своею верою жив будет», но не на основании собственной возможности.  Аминь.