Как это случилось? часть вторая

Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Как это случилось?». Сегодня вторая часть. А поскольку каждую личность из намеченных мною библейских персонажей мы будем рассматривать в отдельности, то продолжим дальнейшее рассмотрение без всякого вступления. Но хочу обратить ваше внимание ещё раз на тот факт, что при рассмотрении этих персонажей для меня важно лишь то обстоятельство, чтобы подчеркнуть причины, почему эти персонажи Святого Писания не достигли своей цели, которую Господь Иисус совершенно явно им поставил.

Как это случилось, что данные Богом преимущества эти персонажи легкомысленно потеряли, или приходили даже к глубокому падению. Ещё раз привожу наш главный текст, из которого мы исходим при рассмотрении намеченных мною персонажей:

1Кор.10,12-13: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. 13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести».

В первой части данной проповеди мы рассмотрели с вами первого царя Израиля, Саула, и пришли к заключению, что на основании своего непослушания он лишился всего, что Господь Иисус для него наметил. Для этого мы в основном рассмотрели в 1Цар.15,22-23.

Непосредственно после Саула обращаю ваше внимание на его сына Ионафана, потому что они были тесно связаны. В своей жизни Ионафан проскользнул мимо намеченной Богом для него благословенной доли. Это очень печально, но для нас – очень важно!

Поскольку жизнь и судьба Ионафана очень интересна и загадочна, то я раньше, в других проповедях очень много им занимался, пока Господь Иисус не открыл мне эту тайну в его жизни. В теме «Пленённый орёл» вы можете на нашем сайте найти три проповеди, в которых я говорил об Ионафане: «Ионафан – сын Саула», «Пояс Ионафана» и просто «Ионафан».

Но в сегодняшней проповеди мы посмотрим на Ионафана с другой точки зрения или через другие очки. Во всяком случае, не с пророческой точки зрения. Поразмыслим сегодня ещё раз о жизни Ионафана. Почему? Потому что прекрасное начало его жизни, как читаем в 1Цар.31, не соответствует его печальному концу, когда он погибает вместе со своим безбожным отцом, Саулом (1Цар.18 и далее).

Я думаю, что главной причиной падения Ионафана является «лагерь» или царский двор со всеми искушениями его родственников, со всеми удобствами царского двора, с его старинными богослужениями религиозного мира. Возможно, что внутренне всё это вызывало у него отвращение.

Но, тем не менее, всё же притягивало и удерживало его. Возможно, что он не имел мужества нести вместе с Давидом трудности пустыни и пещеры Адоллам. Возможно, что все эти удобства царского двора его притягивали. И он не сразу познал это, как зло, и не отказался от всего этого. Поэтому, в его поведении мы видим обратное.

Он оставил действительно возлюбленного друга Давида в лесу, как читаем в 1Цар.20,40-41 «Отрок (Ионафана) пошёл, а Давид поднялся с южной стороны и пал лицем своим на землю и трижды поклонился; и целовали они друг друга, и плакали оба вместе, но Давид плакал более.

42 И сказал Ионафан Давиду: иди с миром; а в чём клялись мы оба именем Господа, говоря: «Господь да будет между мною и между тобою и между семенем моим и семенем твоим», то да будет на веки. И встал Давид и пошёл, а Ионафан возвратился в город».

1Цар.23,18 «И заключили они между собою завет пред лицом Господа; и Давид остался в лесу, а Ионафан пошёл в дом свой».

Поэтому, к сожалению, имени Ионафана мы не находим в послании Евр.11. Только начало его жизни выглядело образцово, а его конец – очень печально! Сообщение в послании Евр.13,7: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ни в чём не подходит Ионафану.

Потому что он не отважился активно действовать в соответствии с посланием Евр.13,13 и 11,25, где читаем: «Итак выйдем к Нему (Иисусу) за стан, нося Его поругание». Ионафан не мог вырваться из плена царского стана отца.

Евр.11,25 «и (Моисей) лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение». А Давид является прекраснейшим прообразом Иисуса на время благодати, но Ионафан не был готов страдать вместе с Давидом в пустыне при постоянном преследовании Саулом.

Тревожные предостережения, исходящие к нам из финала жизни когда-то благословенного мужа, чрезвычайно серьёзны. Пусть они всегда будут живы в наших сердцах. На этом закончим наше краткое рассмотрение жизни Ионафана, потому что я уже подробно о нём говорил в вышеупомянутых проповедях.

Следующей личностью, которую мы будем рассматривать в данной серии, является Орфа, сноха Ноемини из книги Руфь.1. Образ её поведения похож на образ поведения Ионафана. Однако следует подчеркнуть, что Ионафан относится к верующим Ветхого Завета, чего об Орфе нельзя сказать.

В начале повествования о жизни Орфы мы имеем впечатление, что она ничем не отличалась от Руфи, другой снохи Ноемини. Но затем, в противоположность Руфи, Орфа утопает во мраке, когда Руфь, которая по плоти относится к предкам Давида и Господа Иисуса, открывается в светящейся славе.

И здесь я спрашиваю, как это случилось, что Орфа после начальной готовности идти в Иудею вместе с Ноеминью, своей свекровью, всё же ушла в сторону и отказалась от своего первоначального намерения? Она не пошла с Ноеминью не на основании её уговоров, как читаем в книге Руфь.1,8-9:

«Ноеминь сказала двум снохам своим: пойдите, возвратитесь каждая в дом матери своей; да сотворит Господь с вами милость, как вы поступали с умершими (сыновьями Ноемини) и со мною! 9 да даст вам Господь, чтобы вы нашли пристанище каждая в доме своего мужа! И поцеловала их. Но они подняли вопль и плакали».

Я твёрдо верю, что мера предосторожности Ноемини была на месте, поэтому она не критиковала своих снох, но и не могла им что-то другое предложить. Возможно, она была слишком боязлива, возможно, она должна была разрешить обеим снохам вместе нести тяжесть нужды и не предостерегать их.

Тем более, что жизнь полная нужды в Израиле являлась всё же чем-то больше, чем изобилие на полях Моавитских. Я не хочу критиковать такого рода мнения, но мне кажется, что её возражение имеет основание. Конечно, Ноеминь, как опытная женщина, хорошо знала характеры обеих своих снох.

Она, безусловно, достаточно хорошо знала, как она должна была действовать, чтобы сохранить обеих снох от необдуманных и опрометчивых шагов. В этом вопросе она не ошиблась, по крайней мере, по отношению к Орфе. От Руфи она так или иначе больше ожидала в своём сердце, чем от Орфы.

Это испытание было, конечно, лучше, чем упрёки, которые Орфа сделала бы ей впоследствии. Но как это случилось, что Орфа вернулась назад? А именно после такого хорошего начала. В этом действии она похожа на Ионафана (ст.6-10).

Не любила ли Орфа свою свекровь? Конечно, любила! Она плакала вместе с нею (ст.9 и 14). При расставании она даже целовала её после того, как она прошла вместе с ней большой участок пути. Но «Конец дела лучше начала его» (Еккл.7,8). Однако участок пути ещё не является всем путём.

И чем длинней будет путь, тем увереннее придёт то время, когда возникнет вопрос: «должен я или не должен?». Чем длиннее путь, тем лучше можно обдумать, имеет ли смысл затратить столько хлопот и идти этот путь до конца.

Враг человеческих душ имеет, конечно, свои перекрёстки и указатели пути, у которых душа человека останавливается, задумывается. Где она может пересмотреть пройденный участок пути, радуется о пройденном участке, но также желает, чтобы неудобная, каменистая, ухабистая дорога скоро закончилась.

Дорогие слушатели и читатели наших проповедей, как всё же обманчиво человеческое сердце. Как легко оно позволяет на определённое время заинтересовать себя религиозностью. Но чтобы это время длилось не слишком долго, и чтобы это ничего не стоило.

И чтобы оно не было слишком односторонним, и при этом не слишком потерять из виду возлюбленную Моавию. Как всё же мир сей связывает сердца людей своими сокровищами! Но только в том случае, если человек в духе является Орфой, но не Руфью. «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?».

А я могу добавить: «кто узнает его…» из людей? Но зато Бог знает сердца всех людей, знает их добрые и злые помыслы, но долготерпит их! Как читаем в книге Д.Ап.15,8: «и Сердцеведец Бог дал им свидетельство».

Орфа имела с Руфью равные права, равные перспективы, как и равное привилегированное прошлое, быть снохами верующей Ноемини. Но они не имели равного будущего! Как это всё же ужасно серьёзно! Кем стала Руфь! Я подробно рассматривал Руфь, которая во многом является прообразом верных детей Божиих и Церкви Иисуса вообще.

И что в противоположность Руфи избрала Орфа? Она избрала свой безбожный народ и своих идолов, как читаем в книге Руфь.1,15: «Ноеминь сказала Руфи: вот, невестка твоя возвратилась к народу своему и к своим богам; возвратись и ты вслед за невесткою твоею».

Что находилось в сердце Орфы, то и выступило, наконец, наружу, когда решение уже невозможно было больше откладывать. Когда мы в ст.16-17 прочитаем о том, что двигало сердце Руфи, тогда мы ясно видим, как поверхностны были мысли Орфы, когда она плакала и целовала Ноеминь.

Читаю ст.16-17: «Но Руфь сказала (Ноемини): не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдёшь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом; 17 и где ты умрёшь, там и я умру и погребена буду; пусть то и то сделает мне Господь, и ещё больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою».

Как это случилось, что Орфа вернулась? Но только не на основании предостережения Ноемини! Эти предостережения стали только поводом, что мысли сердца Орфы открылись. Она вернулась на основании её привязанности к земному. Орфа имела, конечно, большие перспективы, чтобы в Моавии стать ещё раз женой и матерью своих детей, чем в этом бедном Израиле, как она думала.

Конечно, и местные «богослужения» в Моавии были более волнующие для её сердца, чем богослужения в духовно падшей Иудее. Почему она должна была поменять надёжное на ненадёжное? Как лагерь или стан привлекал Ионафана, так он привлекал и Орфу. Хотя у Орфы это другой лагерь, но по характеру очень похожий.

Бедная Орфа! Как много ты потеряла! По этому поводу я должен сказать, как читаем в Евангелии от Мтф.16,26 «какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?».

Бедная Орфа, ты потеряла свою душу, твоя душа осталась погибшей!!! Ты позавидовала сокровищам мира сего! Моавия оказалась тебе больше, чем Божий народ Израиль и Божия земля Ханаан. Ты потеряла душу, а вместе с ней потеряла всё! Читают ли об этом в Библии все «Орфы» мира сего?

В Мтф.13 Господь Иисус даёт нам в притче о сеятеле прекрасный пример этой Орфы. Как Руфь, так и Орфа слышали от Ноемини Слово Божие. У Руфи это семя Слова Божиего упало на добрую землю (ст.8), а у Орфы это семя упало на места каменистые, как читаем в ст.5-6:

«иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. 6 Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло».

Орфа прошла с Ноеминью лишь небольшой участок пути в сторону Израиля, откуда пришло спасение язычникам (Ин.4,22). На большее её не хватило, потому что почва в её сердце была каменистая. Поэтому в Орфе мы видим религиозных людей.

Дорогие слушатели, позвольте через эту проповедь предостеречь вас сегодня от вечной смерти в огненном озере. Возможно, что даже среди наших слушателей и читателей имеются «Орфоподобные». И вас прошу, позвольте Святому Духу предостеречь себя.

Как всё же бесконечно ценней рассматривать счастливую Руфь, как образ, достойный подражания, как читаем в послании Рим.15,4: «А всё, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду».

В рассмотрении личности Орфы мы приближаемся к концу. И вышеприведённое изложение я хочу закончить оглашением имени, которое принадлежит новозаветным верующим. И путь веры, который был вначале тоже хорошим. Вы знаете это имя. Это – Димас.

Его можно рассматривать, как прообраз ветхозаветной Орфы. О нём Павел пишет Тимофею во 2Тим.4,9-10: «Постарайся придти ко мне скоро. 10 Ибо Димас оставил меня (Павла), возлюбив нынешний век, и пошёл в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною».

Имя Димас должно служить всем современным христианским «Орфам» самым серьёзным предостережением!

Как это случилось, что этот соработник апостола Павла, так отошёл назад, ушёл в мир, ушёл от служения Господу Иисусу, что его коснулось такое тяжёлое порицание Павла? Только Лука остался с Павлом. Да, как это случилось? Но я не хотел бы так спрашивать: как случилось, что он оставил апостола?

Ведь во втором Послании Павла Тимофею достаточно ясно сказано. А что сказано, то это является для нас уже невыразимо серьёзным предостережением: «Димас возлюбил нынешний век». А я лучше так спросил бы: «почему Димас снова возлюбил нынешний век?». В этом вопросе мы скрыто видим опасности для нас детей Божиих.

Тот факт, что Димас снова возлюбил нынешний век, привело в его жизни к такому следствию, что одинокого Павла он оставил в заключении ещё более одиноким. Поэтому имя прилагательное или просто эпитет «мой соработник» он навсегда потерял.

Тот факт, что Димас снова возлюбил нынешний век, имеет и то последствие, что он не вынужден больше с Павлом страдать, как это следовало бы ожидать, если бы он остался с Павлом. Это говорит о том, что Димас имел страх перед страданиями.

А как обстоит дело с этим вопросом с нами? Возможно, что заигрывание с нынешним веком давало Димасу надежду на более длительную жизнь. Возможно, под влиянием самообмана он думал, что может дольше жить для Господа Иисуса.

Но почему? Как это случилось, что он вообще смотрел на нынешний век? Многие дети Божии говорят: «к сожалению, в Слове Божием об этом ничего не написано». А я вам говорю: хотя об этом ничего не написано, и, всё-таки в Писании можно найти ответ на этот вопрос: как это случается!

Я уверен, что лисенята, которые портят виноградники, причинили здесь много вреда (Песня Песней 2,15). Это значит, что мы, играющие с этими пушистенькими лисенятами, даём им место и возможность рыть в наших сердцах, подвергаем себя большому риску.

Коротко скажу, что в этих лисенятах мы видим нехватку бдительности, нежелание к молитве, попустительство в чтении Библии, невнимательность по отношению к «маленьким» согрешениям (когда мы не действуем в соответствии с 1Ин.1,9); упущения в соответствии с посланием Евр.4,16 и Евангелием Мтф.5,23-25 или в соответствии со 2Кор.7,1. Прочтите эти места Писания.

Подробную информацию о лисенятах вы можете получить на нашем сайте, где имеется серия проповедей на эту тему. Эти пушистенькие лисенята являются внутренней причиной невыразимо многих отступлений или отхода верующих. Причиной боязни людей вместо богобоязни, причиной боязни страданий, причиной страха исповедаться.

Они являются причиной заигрывания с уступками в этом мире, причиной следования на религиозных путях, особенно на путях «Димасов». Верность в малом, что касается детей Божиих, является удивительной защитой против современных инфекционных духовных заболеваний.

Хотя со стороны Бога за нас, детей Божиих, непрерывно ходатайствует наш великий Первосвященник (Евр.4 и 1Ин.2,1). Привожу одно из этих мест. Послание Евр.4,14-15:

«Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твёрдо держаться исповедания нашего.15 Ибо мы имеем не такого Первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всём, кроме греха».

А поскольку наш великий Первосвященник, Господь Иисус, постоянно за нас ходатайствует, то именно поэтому мы должны вести себя в соответствии с Евр.4 и 1Ин.2,1. А теперь мы так поставим вопрос: как это произошло у Димаса, что он отказался от своего отделения от мира сего. Можно сказать: отказался от своего освящения.

Это значит, что он отказался от отделения от сущности мира сего. В конечном счёте, возможно от того, что в своём взоре веры на Иисуса Христа он стал небрежным и халатным, потому что видимое стал предпочитать невидимому (2Кор.4,16-18 и 5,7)

В этой опасности находились и евреи, которым адресовано Послание евреям. А Димас наверняка забыл предостережения Господа Иисуса: «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мтф.26,41).

Если это предостережение мы примем, как нам лично сказанное и постоянно примем его к сердцу, то мы избежим опасность стать душами Димаса. А я уверен, что никто из нас не желает стать подобным Димасу.

Позволим же мы увещевать себя и предостерегать. Будем бодрствовать, будем начеку от самих себя, потому что мы очень часто являемся нашими злейшими врагами, как читаем в 1Кор.3,18: «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сём, тот будь безумным, чтобы быть мудрым».

А также в послании Иак.1,22: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя».

Как это случилось, что Саул, Ионафан, Орфа и Димас резигнировали? Это такие мучительные воспоминания! А ведь могло и не быть того, что произошло с ними. И никто из нас не должен терпеть нужду, никто не должен падать, никто не должен пройти мимо цели.

Почему нет? Потому что мы имеем «благодать для благовременной помощи» (Евр.4,16). Поэтому призываю вас всех пользоваться этой благодатью, отводить взгляд от всего мирского и «взирать на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр.12,2). Ему во всём хвала, честь и слава во веки веков! Аминь.