Иисус — Душепастор, часть третья

Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Иисус – Душепастор». Сегодня третья часть данной темы. В предыдущих двух частях мы рассмотрели с вами встречу Иисуса с Никодимом. А сегодня переходим к рассмотрению второй встречи Иисуса, которую мы себе выше наметили.А именно ко встрече с Самарянкой, о которой читаем в Евангелии от Иоанна гл.4. Эта Самарянка была женщиной, которая находилась вне закона, находилась в опале. Она была морально опустившейся женщиной, поэтому была отвержена обществом.

Здесь мы имеем совершенно другую исходную ситуацию, чем в гл.3. Иисус находится в пути из Иудеи в Галилею. В ст.4 этой главы читаем: «Надлежало же Ему проходить через Самарию».

Существовали, конечно, и другие пути, по которым можно было попасть из Иудеи в Галилею, но в ст.4 написано: «Надлежало же Ему…». Возможно, что именно из-за этой женщины и всего того, что затем последовало «Ему надлежало!» проходить именно через Самарию.

Небесный Отец приготовил Свой путь, а Иисус ходил по следам, а вернее, в следах Отца. На этом пути Иисус приходит в этот город Самария. Прочтём для этого стихи 5-6: «Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. 6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа».

Как видите, здесь мы имеем совершенно иную ситуацию. Иисус был уставшим, потому что путь в Галилею шёл через горную местность и был трудным. И время было обеденным, самое жаркое время дня. В соответствии с нашим исчислением времени, шестой час дня соответствует двенадцати часам дня.

Ученики ушли в город, чтобы купить пищи. Иисус один сидит около колодезя. Он устал от трудного и длинного пути. Это одно из немногих мест Писания, в котором мы совсем ясно видим человеческую сторону Иисуса. Он был совсем человеком. Конечно, Он был Сыном Божиим.

Но с другой стороны Он был также совсем человеком с нашими человеческими ограничениями и слабостями. От длинного и трудного пути, и жары Он устал. А в этом состоянии мы рады, когда нас оставляют в покое.

И кто из нас хотел бы, находясь в этом состоянии, чтобы к нам кто-то обратился. Мы устали от длинного пыльного пути, да ещё в обеденную жару, мы ожидали возвращения учеников с пищей, чтобы утолить голод и жажду.

В этой ситуации Иисус имеет посещение. При встрече Иисуса с Никодимом мы видели, что душепасторские беседы возникают на основании удобных случаев. А Иисус серьёзно воспринимает удобные случаи и пользуется ими. Это то, чему и мы должны научиться в нашем служении. Мы должны распознавать удобные случаи и их использовать.

Женщина, которая приходит к Иисусу, является для Него удобным случаем, который Отец запланировал на Его пути. А что это за женщина? Днём, в двенадцатом часу эта женщина приходит из Самарии, чтобы почерпнуть воды, что очень необычно.

За водой к колодезю приходят обычно утром или вечером во время прохлады. Никто в обеденный час не идёт к колодезю за водой. Эта женщина, как я выше объяснил, была морально падшей женщиной, находящейся в опале. В ст.18 Иисус говорит ей позже: «ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе…».

Поставим себя в эту ситуацию, в которой находился Иисус. Совершенно один Он сидит у колодезя, а тут приходит эта падшая женщина, чтобы почерпнуть воды. Если мы знаем, что речь идёт о развратной женщине, то мы стараемся по возможности не связываться с такой персоной, потому что сами могли бы попасть в ложный свет.

В таком случае мы по возможности избегаем общения с такими людьми. А как действует Иисус? Он видит в этой ситуации задание, которое Отец Ему приготовил, поэтому Он начинает говорить с этой женщиной: «дай Мне пить» (ст.7). Иисус обращается к этой женщине с просьбой.

А как мы действовали бы? Зная о том, что эта женщина является падшей, мы попытались бы нашими поучениями направить её с грешного пути на правильный путь. Короче, начали бы ей читать мораль. А Иисус обращается к ней с совершенно простой просьбой. Мы не можем точно судить о том, из какого мотива исходит Его просьба.

Желает ли Он, таким образом, завязать разговор, или Он действительно желает просто утолить Свою жажду. Но я думаю, что первая версия является поводом. Хотя после Своего длинного пути Он действительно имел жажду. Он просто просит её: «дай Мне пить». Но с помощью этой просьбы Иисус достиг очень важную цель.

Женщина, которая пришла к колодезю, была морально опустившейся, находящейся вне закона женщиной. И это клеймо тяготеет на ней вдвойне. Во-первых, она исключена из общества населённого пункта, где она живёт. Никто не желает иметь с ней общение.

Она вынуждена в обеденное время идти к колодезю за водой, чтобы ни с кем не встретиться, чтобы никому не стать преткновением. Она исключена из общества. А с другой стороны, она находится в опале также и со стороны иудеев, потому что она была Самарянкой.

В ст.9 мы по этому поводу читаем: «Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются».

Почему нет? Самаряне представляют из себя смешанный народ со смешанной религией. В 722 году до Христа пришёл Ассирийский царь Салманассар и положил конец существованию северного государства Израиля. Он побил последнего царя Израиля Осию, а весь народ увёл в плен.

А вместо Израильтян заселил эту землю многими различными народами. Затем там наблюдалось нашествие львов, которые причинили большой вред, потому что люди не боялись Бога. Об этой нужде люди сообщили царю Ассирии. Он прислал туда израильского священника, чтобы обучить людей Божиим путям.

Это мероприятие привело к тому, что этот заселённый смешанный народ стал бояться Бога и совершать своего рода богослужение. Но одновременно, каждый народ сохранил своего идола. Понятным образом, Иудеи презирали этот смешанный народ с его смешанной религией.

Иудеи не хотели иметь общение с этим народом, то есть с Самарянами. 722 года позже, мы находим здесь ту же ситуацию: отклонение Самарян, и никакого с ним общения. Поэтому эта женщина вдвойне является отвергнутой.

Но вот в эту местность приходит Иисус и просит у неё воды напиться. Этой просьбой Он проломил эту двойную разделительную стену. Иисус признаёт её как Самарянку и грешницу, и обращается к ней со Своей просьбой.

При этом женщина испытала что-то такое, что она уже давно искала. Ведь она на протяжении всей своей жизни искала любовь. В поиске любви она, к сожалению, своими согрешениями разрушила свою жизнь. А любовь, которой она жаждала, она так и не нашла.

И вдруг она встретила ту любовь, о которой тосковало её сердце, и которую она не находила. Она нашла любовь, которая её признаёт и которая с ней считается.

Иисус достиг первую цель! Он установил контакт с этой отвергнутой женщиной. А в следующем ответе он пытается вызвать в этой женщине жажду к духовным вещам, которые Он ей предлагает, как мы читаем в ст.10:

«Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую».

Иисус желает вызвать в сердце этой женщины потребность к духовным вещам, сделать её жаждущей живой воды. Поэтому Он в духе уводит её в будущее. Он показывает ей, как это будет выглядеть, если она будет иметь эту живую воду: «если бы ты познала дар Божий и Кто говорит тебе…».

Таким образом, Иисус показывает ей опыт спасения, который мы испытываем в трёх пунктах: познавать, просить, получать. «если бы ты знала» или познала. В этом выражении мы видим основу опыта спасения. Хорошо об этом сказано в Ин.17,3: «Сия же есть жизнь вечная, да познают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа».

Познание является основой для спасения. Тогда «ты сама просила бы у Него». Без просьбы не бывает и спасения. Господь Иисус желает, чтобы Его просили. Затем приходит и это желанное «получать»: «и Он дал бы тебе». Он дал бы тебе живую воду.

В центре этого спасения для жизни вечной стоит Сам Иисус: «если бы ты познала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить…». Как видим, речь идёт о познании личности Иисуса. До этого момента женщина видела перед собой только Иудея, очень странного Иудея. Ведь Иудеи не общались с Самарянами, они презирали Самарян.

А здесь, вдруг, стоит такой Иудей, который начинает беседовать с ней, который её признаёт и любит её. И нужно лишь одно, чтобы эта женщина пришла к познанию Сына Божиего, как мы это видели у Никодима. В этом заключается решение данного вопроса.

В ст.11 женщина отвечает Иисусу: «господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?».

Женщина думает, что Иисус желает сделать ей услугу и почерпнуть для неё воды. Она думает прежде всего о материальной воде в этом колодезе, которую Он хотел бы ей дать. Но Иисус не имел ведра. Это – первая реакция. А вторая реакция в отношении Его личности, так как Он сказал: «если бы ты познала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить…».

Поэтому речь идёт теперь о Его личности, как читаем в ст.12: «Неужели ты больше отца нашего Иакова?..». Женщина видит только Иудея и сравнивает его с известной ей величиной, с Иаковом, по имени которого назван этот колодезь. И дальше говорит: «который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его» (ст.12).

Теперь Иисус может говорить более ясно. И их беседе наступает параллель той беседы, которую Иисус вёл с Никодимом. И Никодим понимал рождение свыше прежде всего в плоти, с земной точки зрения.

А Иисус вынужден был перевести его мышление с плотской области в духовную. То же самое мы видим и в этой ситуации в ст.13: «Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять».

Речь идёт не о воде в колодезе, ибо если мы будем пить эту воду, то у нас снова возникнет жажда. Предельно объясняющий ответ даёт Иисус в ст.14: «а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную».

Но женщина всё ещё это поняла неправильно. Иисус хотел ей показать духовную воду, воду жизни свыше, но она всё ещё думает о материальной воде, в которой она нуждается для поддержания жизни. Но первая цель достигнута.

Он возбудил в ней желание согласиться на предложения Иисуса, которое Он сделал ей в ст.15: «Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды…». Для чего? «чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать».

Да, ко всем страданиям, презрениям и быть отвергнутой обществом, она вынуждена была ещё в самое жаркое время дня приходить к колодезю, чтобы черпать воду. Это было в её жизни затруднительным делом.

Каждый день она вынуждена совершать этот трудный путь. А Иисус может её избавить от этого хлопотного труда. Да, впоследствии она была избавлена и от этих хлопот. У неё не было больше необходимости приходить к этому колодезю за водой в самое жаркое время дня.

Повторяю, что она понимает это пока что ещё с материальной точки зрения, но она получила желание в отношении предложения Иисуса. Именно здесь Иисус мог подключиться, чтобы в дальнейшей беседе упорядочить её жизнь.

Если у Никодима Иисус вынужден был убирать препятствия, которые стояли на пути веры, то и здесь Он вынужден был убирать препятствия, которые стояли на пути получения воды жизни этой женщиной.

Здесь этим препятствием является грех. Как только женщина выразила своё желание, то в ст.16 Иисус преднамеренно говорит ей: «пойди, позови мужа твоего и приди сюда». Этим предложением Иисус попадает снова в десятку.

Он положил Свой палец на больное место, на больной пункт в её жизни. Если палец положить на рану, то пациент вздрогнет. И это совершенно нормально. Женщина честно отвечает: «у меня нет мужа».

В этой ситуации мы видим Иисуса как хирурга, который глубже режет теперь хирургическим ножом. В ст.17-18 читаем о дальнейшем ходе события: «правду ты сказала, что у тебя нет мужа».

Иисус не говорит: это неправда, но говорит: «правду ты сказала». Но в ответе женщины Иисус видит то, что она хотела скрыть и говорит ей: «ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала».

С этой, живущей во грехе женщиной, Иисус вынужден работать как хирург, чтобы вывести истину на свет и освободить её от греха. По этому поводу Иисус говорит в Ин.8,32: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными».

В жизни погибших грешников избавление лишь тогда будет достигнуто, когда истина выйдет на свет. Самарянка хотела истину скрыть посредством короткого ответа: «у меня нет мужа…» (ст.17). Но Иисус вывел эту ложь на свет, потому что истина должна стать явной.

Как я выше отметил, если врач положит свой палец на рану, то пациент вздрогнет. Эту реакцию мы наблюдем также у Самарянки в ст.19-20, где читаем: «Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. 20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме».

На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.