Иисус — Душепастор, часть вторая

Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Иисус – душепастор». Сегодня вторая часть. В первой части мы закончили на ст.6, который гласит: «Рождённое от плоти есть плоть…».Наше физическое рождение сделало нас земными людьми в плоти, обременёнными грехами. Ибо под словом плоть следует больше понимать, чем наше тело, эту материю. Наша плоть является местонахождением греха, где живёт «тайна беззакония сатаны». А этот грех передаётся от одного поколения к другому и постоянно увеличивается.

Эти накопившиеся грехи переходят постепенно в наследственный грех, который Бог людям не прощает даже при покаянии. Наследственный грех является причиной физической смерти людей, как читаем в Рим.6,23 «Ибо возмездие за грех – смерть…».

В слове «грех» в данном стихе имеется ввиду наследственный грех. «Рождённое от плоти» мы можем перевести следующим образом: «рождённое от грешника – грешник». Если мы посадим в землю картофель, то из него никогда не вырастет свекла.

Что грешник породил, то является тоже грешником. А противоположным полюсом греха мы видим в том, что «рождённое от Духа есть дух». Поэтому человеку следует родиться от воды и Духа, чтобы он мог войти в Царствие Божие, так как «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия…» (1Кор.15,50).

Прекрасно и удивительно, как Иисус дальше объясняет Никодиму ст.7-8. Он сравнивает Дух с ветром и говорит: «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. 8 Ветер веет (Дух дышит), где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа».

Поэтому ты, Никодим, не можешь это сообщение переводить в область разума, и пытаться понять твоим умом. Ибо рождённый от Духа, то есть новое творение, точно так невидимо, и его сущность необъяснима, как и ветер.

Ты слышишь его шум, видишь силу его действия, но «не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа». Поэтому то, что за этим явлением скрыто, мы не можем объяснить нашим умом. Мы можем только видеть действие и проявление этого нового творения в человеке.

А теперь Никодим задаёт свой основной вопрос. Ответ на этот вопрос нужен для того, чтобы испытать в жизни то, что Иисус сказал перед этим. Это уже не тот вопрос, который он задавал Иисусу в ст.4:

«как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?».

После объяснения Иисусом этого вопроса, Никодим переключился с земной, материальной сферы и проявил готовность принять кое-что духовное. Поэтому его вопрос теперь так гласит: «как это может быть?» (ст.9). Для Никодима это совершенно ново, он этого не знает.

Таким образом, ему предложена первая помощь. Никодим проявляет готовность сделать этот шаг, чтобы пережить рождение свыше через Божиего Духа. Но как это должно произойти, остаётся для него тайной.

Очень интересно, как Иисус прерывает на этом этапе разговор. В Своём разговоре Иисус не ведёт линию о рождении свыше дальше. Почему нет? Потому что у Никодима скрыты ещё другие нужды, которые следует сначала обсудить, прежде чем можно было сделать главный шаг.

Никодим заинтересован в рождении свыше, поэтому ближайшая цель достигнута. В такой ситуации мы стали бы объяснять процесс рождения свыше и попытались бы, чтобы наш собеседник совершил этот шаг, но это не пойдёт. Я думаю, что мы все имеем такой негативный опыт.

Но Иисус видит у Никодима ещё одну нужду, как препятствие. Это препятствие необходимо было сначала убрать. Этим препятствием является боязнь перед людьми, человеческая слава. Никодим привязан к людям. Иисус говорит фарисеям в Ин.5,44 «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?».

Если человек привязан к другим людям и ищет среди них свою славу, то он не может уверовать. В таком случае, следует сначала порвать связи с этими людьми, освободиться от них. Этот вопрос Иисус обсуждает в ст.10-13. Поэтому обратимся к ст.10. На вопрос Никодима: «как это может быть?», «Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?».

Для фарисея ответ Иисуса является прежде всего смирением. Своим вопросом в ст.9 он согласился, что он не знает, как можно родиться свыше. А теперь Иисус Своим ответным вопросом ещё раз заостряет внимание на этом аспекте и смиряет фарисея: «ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?».

И если мы внимательно читаем весь этот текст беседы Иисуса с Никодимом, то заметим, что ответ Иисуса находится в тесной взаимосвязи со вступительными словами Никодима: «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога…».

Здесь Иисус сказал: «не знаешь?», а Никодим говорил в ст.2: «мы знаем». Это значит, что самое первое и главное, что Никодим должен был знать, он не знает! Никодим, ты являешься учителем Израиля и не понимаешь этого?

Как может Никодим быть учителем Израиля, если он этого не понимает? В этом вопросе Никодим невольно сделал себя виновным в своём высоком положении, как учитель, поскольку он не понимал духовные вопросы.

О связанности с людьми читаем дальше в ст.11 «Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете».

Иисус имел наверняка Себя и учеников ввиду, когда говорил: «мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели». А затем Иисус добавляет: «а вы (все фарисеи, к которым принадлежал и Никодим) свидетельства Нашего не принимаете».

Иисус пришёл к нам на землю для свидетельства. Он свидетельствовал людям об Отце, и Его не приняли. А Никодим принял Его? Что Иисус говорит по этому вопросу, кто Его принял? Иисус говорит: «а вы свидетельства Нашего не принимаете».

Ещё раз обращаю ваше внимание на вступление Никодима, которое гласит: «мы знаем…». Этим свидетельством Никодим включает себя в группу фарисеев. А в отношении всей этой фарисейской группы Иисус говорит: «а вы свидетельства Нашего не принимаете».

«Итак, Никодим, если ты причисляешь себя к этой группе, а эта группа Меня не принимает, то ты должен сначала выйти из этой группы». Заметим себе, как точно продвигается Иисус в Своей беседе с Никодимом!

И если Никодим так хорошо включает себя в это «мы», то он должен теперь признать, что эта группа Иисуса не признаёт и не принимает. «И если ты, Никодим, останешься в этой группе, то никогда не придёшь к вере».

В ст.12-13 Иисус идёт дальше и говорит: «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном? 13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах».

 

Заметим себе, куда Иисус нацеливает Никодима. В начале своего разговора Никодим высказывал своё суждение. Но его суждение было слишком неточным, он берёт слишком мелко: Никодим обсуждает что-то, на что он неспособен. А что конкретно Иисус хочет ему открыть?

Чтό Никодим должен познать, чтобы он мог родиться свыше? Он должен познать Сына Божиего! Его Иисус представляет теперь Никодиму: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий».

Его, то есть Сына Божиего Никодим должен теперь узнать и познать. Но как он может Его распознать, «Если Я (говорит Иисус) сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?».

Следовательно, препятствие, связанность в кругу фарисеев, должна быть разрушена, чтобы Никодим мог распознать Сына Божиего и мог родиться свыше. После того, как Иисус представился Тем, Который пришёл с небес, Он идёт ещё на один шаг дальше и приходит к следующему препятствию Никодима. Этим препятствием является его самоправедность.

И этот пункт касается каждого погибшего грешника, который часто настроен, как и Никодим. Дорогой друг, ты не можешь так просто испытать рождение свыше, как ещё один плюс в твоей жизни. Но ты должен сначала избавиться от своей самоправедности, ты должен её перечеркнуть, и лишь после этого ты можешь получить через рождение свыше жизнь вечную.

В ст.14-15 Иисус дальше говорит: «И как Моисей вознёс змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, 15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

Не путь в законе, не путь в самоправедности через закон может спасти человека для жизни вечной, но как здесь сказано: «дабы всякий, верующий в Него, не погиб». Образ, который Иисус здесь использует из Ветхого Завета при хождении Израиля в пустыне, Никодим понимает. Это ему знакомо из книги Чис.21. Для ясности приведу отрезок этой главы:

Чис.21,5-8 «и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. 6 И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых.

7 И пришёл народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе. 8 И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив».

Этот образ Иисус использует в отношении Себя, и объясняет Никодиму, что Сын Человеческий должен быть возвышен на Голгофском кресте, как этот медный змей был возвышен на знамени. Если укушенный Израильтянин смотрел вверх на этого змея, то оставался жив.

Точно так и сегодня: если погибший грешник приходит к Господу Иисус на Голгофу и покается в своих грехах, то получит прощение своих грехов и в подарок жизнь вечную. Именно на эту Жертву Иисуса, которую Бог дал всему погибшему миру, Иисус обращает теперь взор Никодима в ст.16:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

Бог возлюбил мир так, что руками погибших грешников пригвоздил Своего возлюбленного Сына ко кресту, как тогда в пустыне возвысили медного змея. Да! «Богу угодно было поразить Его (Своего Сына), и Он предал Его мучению…» (Ис.53,10).

И дальше читаем о крестной смерти Иисуса во 2Кор.5,21: «Ибо не знавшего греха Он (Бог) сделал для нас грехом (воплощением греха!), чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом».

Затем Иисус говорит в ст.17-18 дальше: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был через Него. 18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия».

Сообщением этих двух стихов самоправедность фарисея перечёркнута. Путь к Иисусу гласит: вера, но не мои усилия. И попытка до мелочей соблюдать субботу и все предписания старейшин. Нужно верить в Того, Которого Бог сделал за нас грехом.

Ещё одно препятствие мы находим на пути у фарисея. Фарисеи, как и книжники имели клеймо лицемера. Приведу один ярко выраженный пример, в котором Иисус характеризует фарисеев этой негативной чертой.

Об этом читаем в Евангелии от Мтф.23-25: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даёте десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. 24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! 25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды».

Лицемерие находится в тесной взаимосвязи с напряжением и стремлением совершать дела, потому что делами человек никогда не сможет достичь праведности. Поэтому с праведностью от дел связано лицемерие. И дальше читаем в ст.19: «Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы»

Этим самым Иисус раскрывает, обличает сущность фарисеев. Иисус, как свет, пришёл в этот мир. Фарисеи, книжники и первосвященники не приняли Его. Почему они не приняли Иисуса? Ответ мы имеем в этом тексте: «потому что дела их были злы».

А если дела людей злы, то они «более возлюбили тьму», чтобы «не обличились дела его». Снаружи люди нуждаются в блестящем фасаде, как носили его фарисеи, а «между тем как внутри они полны хищения и неправды».

Фарисеи любили тьму больше нежели свет. Эту маску следовало с Никодима сорвать, если он должен был придти к вере. Читаю ст.20-21: «ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, 21 а поступающий по правде…».

Прекрасно! Иисус показывает теперь Никодиму и позитивное и указывает ему путь: «а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны».

В этом мы видим путь к сердцу Никодима и путь Никодима к Иисусу. Больше в Евангелии от Иоанна ничего о беседе Никодима с Иисусом не сказано. На этом душепасторские слова Иисуса являются последними, которые Святой Дух сообщил нам из Его беседы с Никодимом.

Нас, конечно, интересует, что дальше стало с Никодимом. Отреагировал ли он положительно на слова Иисуса? Можно предполагать, что да! Иоанн ещё два раза упоминает Никодима в своём Евангелии. В Ин.7,50-51 он открыто выступает на стороне Иисуса:

«Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них (фарисеев), говорит им: 51 судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?».

И в последний раз мы встречаем Никодима при погребении тела Иисуса в Ин.19,38-40 «После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошёл и снял тело Иисуса.

39 Пришёл также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принёс состав из смирны и алоя, литр около ста. 40 Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи.».

Итак, имя этого фарисея, Никодим, встречается в Библии только в Евангелии от Иоанна, и встречается всего 5 раз, что означает благодать. Я думаю, что Никодим извлёк из беседы с Иисусом правильный вывод, принял Иисуса в сердце и позволил спасти себя по благодати.

Это значит, что разговор Никодима с Иисусом принёс духовный плод. Хотя Никодим принадлежал ещё к начальникам Иудейским, но наверняка уже не был привязан к этим людям. Он внутренне от них отделился.

Там, где люди ненавидят свет и любят тьму, Никодим вступается за истину. Иисус говорит: «а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его…» (ст.21).

В среде фарисеев Никодим выступает за правду и светит среди них как свет. Его пренебрежительно отклоняют, как читаем в:

Ин.7,51-52 «судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает (говорит Никодим)? 52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк».

Исходя из этого текста, мы замечаем, что в кругу фарисеев появилась трещина. Фарисеи заметили, что Никодим принадлежит теперь к другой стороне и говорят: «и ты не из Галилеи ли?», намекая на Иисуса из Галилеи.

Ещё раз вернёмся к Ин.19,39-40: «Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи».

Когда ученики Иисуса разбежались и из страха перед Иудеями спрятались, то Никодим появляется и становится на сторону Иисуса. Именно тогда, когда надежда погасла, и с Этим Иисусом из Назарета всё было покончено. Свидетельство Никодима больше, чем какое-либо другое свидетельство в Библии.

Никодим выдержал при этом трудном испытании. Когда все стали против Иисуса и убили Его. Когда стало жизненноопасным признать Иисуса. Когда казалось, что всему пришёл конец, приходит Никодим и открыто признаёт Иисуса.

Поэтому ещё раз повторяю: мы можем верить, что на основании душепасторской беседы Иисуса в лице Никодима возник духовный плод. Как и когда Никодим покаялся, для нас неважно.

Важным для нас является тот факт, что в разговоре, который Святой Дух нам здесь привёл, мы должны учиться, как следует говорить с людьми. При этом не следует затевать длительный разговор, что людей утомляет.

В коротком разговоре, сравнительно малым количеством слов Иисус открыл Никодиму глаза на истину и перевёл его мышление с материальной в духовную область. Иисус не сказал ни одного лишнего слова.

А мы теряем часто много лишнего времени, говорим много лишних слов, но, тем не менее, не достигаем цели. Исходным пунктом является правильное напривление взора, чтобы человека так видеть, как Иисус его видит, так его любить, как Иисус его любит.

А затем мы должны позволить Иисусу подарить нам необходимые слова, которые точно достигнут серде нашего собеседника. Аминь.