Прославлен Бог, часть первая

Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Поразмыслим с вами сегодня о прославлении и возвеличивании Единого Премудрого Бога, нашего небесного Отца и Спасителя. Ибо это самое главное, чем мы можем ответить Ему за Его бесконечную милость, и за то духовное богатство, которое Он нам подарил во Христе Иисусе. Это мы рассмотрим на основании Послания апостола Павла Ефесянам в гл.1,3-14. Этот текст мы возьмём за наш главный текст. Но сначала мы обратимся к Посланию Иуды, где в ст.25 мы сжато, но выразительно находим именно то, что является нашей сегодняшней темой.Наш небесный Отец является нашим Спасителем. Читаю этот стих: «Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки». Аминь.

А теперь следует наш главный текст. Здесь я сделаю очень важную корректуру в отношении первого и главного выражения нашего главного текста в Еф.1,3-14.

В ст.3 нашего текста это выражение гласит: «Прославлен Бог…». Поскольку в нашем главном тексте речь идёт о прославлении и превознесении Бога за всё духовное богатство, о котором апостол Павел нам здесь повествует, то в этом главном выражении следует писать и говорить: «Прославлен Бог», как написано в греческом оригинале. Поэтому и заголовок нашей проповеди гласит: «Прославлен Бог».

Читаю из Послания Ефесянам, гл.1,3-14: «Прославлен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, 4 так как Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, 5 предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей,

6 в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, 7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, 8 каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, 9 открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нём, 10 в устроении полноты времён, дабы всё небесное и земное соединить под главою Христом,

11 в Котором мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего всё по изволению воли Своей, 12 дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа; 13 в Котором и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатаны обещанным (обетованным) Святым Духом, 14 Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его».

Десятилетний Фриц праздновал свой день рождения. А вернее, его родители устроили своему сыну Фрицу прекрасный праздник. Они купили ему прекрасный новый велосипед. И плюс к этому ещё шесть книг приключенческих рассказов, какие он любил.

И во всём остальном родители позаботились о том, чтобы день рождения Фрица устроить по возможности хорошо. Они приготовили его любимое блюдо и хорошо сервировали стол. Но вот трёхлетняя сестричка взяла одну из этих шести книг в свои руки и нарисовала на первой странице этой книги цветным карандашом жирную полосу.

Наш Фриц полностью вышел из себя. Он бушует, он неистовствует. Он кричит. Он плачет, так что его невозможно было успокоить. Родители пытались утешить Фрица. Они говорили ему: ведь это же только первая страница, а ты имеешь ещё пять других книг. Но с Фрицем ничего нельзя было сделать. Весь прекрасный день рождения был испорчен. Фрица нельзя было утешить.

А что вы, дорогие слушатели и читатели, сказали бы о таком мальчике? Я думаю, что многие из вас сказали бы: глупый и неблагодарный мальчишка, из-за такой-то мелочи испортил себе этот прекрасный день рождения! Но я должен вам откровенно сказать, что и я часто веду себя, как этот мальчик.

А именно тем, что я позволяю испортить себе радость какими-нибудь сравнительно незначительными вещами. Я позволяю испортить себе радость по отношению к тому, что мне подарил Бог. Но так как мы все, более или менее, находимся в опасности, что видим только толстую жирную цветную полосу на первой странице, и не видим того, что собственно, Бог нам подарил, то займёмся сегодня таким отрезком Слова Божиего, через который Святой Дух ставит нам всё это перед глазами.

Речь идёт о самом длинном предложении в Библии. Я думаю, что вы уже все догадались, что это предложение мы находим в нашем главном тексте, который я уже выше привёл, то есть в Еф.1,3-14. А если кто-то из вас этого не знал, то теперь будете знать. В греческом оригинале эти 12 стихов составляют действительно одно предложение.

Правда, переводчики русской Библии всё же разделили этот текст на несколько предложений. Но переводчики Эльберфельдерской Библии сохранили этот текст из двенадцати стихов в одном предложении. Они сохранили полноту этих мыслей, которые в одном предложении сообщает нам апостол Павел.

Но если мы оставляем полноту этих мыслей в одном предложении, то это трудновато сразу охватить и понять. Чтобы полноту мыслей этого текста лучше понять, я попытаюсь привести его согласно переводу Германа Менге отдельными предложениями. Хотя это трудно, но я попытаюсь это сделать.

Еф.1,3-14 «Прославлен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах. (точка) Ибо в Нём Он избрал нас уже до основания мира, чтобы мы свято и непорочно стояли пред Его лицом. (точка)

И в любви предопределил усыновить нас Себе через Иисуса Христа по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которую Он оказал нам в Возлюбленном. (точка) В Нём мы имеем искупление Кровью Его, а именно прощение наших преступлений по богатству благодати Его, каковую Он даровал нам в преизбытке через всю Свою премудрость и разумение. (точка)

Он открыл нам тайну Своей воли по Своему свободному благоволению, исполнение которого Он положил в Нём, как только будет достигнута полнота времени по упорядочению предпринятого Им развития. (точка) Во Христе, как в Главе, Он хотел соединить всё небесное и земное. (точка)

В Нём мы и сделались наследниками обетованного духовного наследия, быв предназначены к тому по определению Того, Который всё совершает по изволению Своей воли. (точка)

Мы, которые ранее уповали на Христа, должны служить к похвале Его славы. (точка) В Нём и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатаны обещанным Святым Духом, который есть залог наследия нашего, для искупления нашего владения в похвалу славы Его (точка)».

Как я выше отметил, в греческом оригинальном тексте этот отрезок Писания написан одним предложением, в котором апостол Павел сообщает нам полноту мыслей. Этот факт можно сравнить с оркестром, который преподносит нам большой концерт, в котором все регистры введены в действие.

И где все инструменты задействованы, и воспроизводят удивительное благозвучие во славу Господа Иисуса и нашего небесного Отца. Сегодня мы этот факт рассмотрим в данной проповеди более подробно.

Я думаю, что при первом чтении этого отрезка немногие из вас обратили внимание на тот факт, что этот текст легко делится на три части. После вводного слова, апостол Павел говорит в ст.3 прежде всего о том, что небесный Отец сделал для нас. Он избрал нас.

При этом упоминаются два аспекта. Затем Павел говорит об искупительном деле в Божием Сыне. При этом он упоминает три аспекта. А в заключение Павел говорит о запечатывании Святым Духом. При этом он упоминает снова два аспекта.

Итак, в общей сложности мы видим в этом тексте действие Триединого Бога в восьми отношениях. А каждый из этих трёх отрезков в свою очередь заканчивается следующей формулировкой:

Ст.6 «в похвалу славы благодати Своей…»,
Ст.12 «дабы послужить к похвале славы Его нам…»,
Ст.14 «в похвалу славы Его».

А теперь рассмотрим немного подробнее каждый из этих случаев. Известный богослов Фриц Ринекер рассматривает ст.3 как прелюдию, как вступление этого большого оркестра. В принципе, в этом вступлении уже всё обобщено, всё объединено, как бы подведён итог всего текста.

Но Павел желает нам передать сообщение данного текста не коротко и не скудно. Но, как читаем ниже, он стремится подробно поставить содержание этого текста перед нашими душами. В ст.3 Павел говорит: «Прославлен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах».

Фактически, в этом стихе содержится всё наше духовное богатство. Мы, все дети Божии, благословлены всяким духовным благословением. Мы чрезвычайно обогащены. Именно об этом мы с вами сегодня поразмыслим, обо всём том, что Бог нам подарил. Поразмыслим о том, что в себе содержит это «духовное благословение», которое мы имеем.

Чтобы мы могли проявить своё согласие в прославлении Бога, которое апостол Павел, можно сказать, здесь запевает: «Прославлен Бог». Впрочем, многие свои Послания апостол Павел начинает именно таким образом. После приветствия он часто начинает благодарением Бога, и затем переходит к прославлению Бога.

Я думаю, что это такое дело, которое должно нас привести к размышлению. Эти факты мы имеем в Библии не случайно, поэтому Святой Дух желает на этом заострить наше внимание. Чтобы и мы начинали нашу молитву, наше чтение Библии, наше исследование в Библии с прославления Бога.

И чтобы мы это делали не только в смысле обязательного упражнения, как говорим ребёнку: «а ну, скажи этому дяде спасибо». В принципе, в таком подходе к данному вопросу мы имеем здесь не действительное благодарение, а Павел хочет нам показать, что Слово Божие желает нас здесь настроить на действительное прославление Бога.

По этому поводу немцы имеют старую, но очень меткую пословицу, которая на немецком языке так гласит: «Loben zieht nach oben“. На русском языке это примерно так звучит: «хвала тянет вверх». Я не могу сейчас припомнить такую пословицу, которая тянула бы вниз, но «хвала тянет вверх».

Павел вступает в наш главный текст таким прославлением именно тем, что он, прежде всего, представляет или возвещает нам, что мы имеем все эти благословения во Христе.

Каждое воскресение, в первом часе богослужения при праздновании вечери воспоминания, мы все сообща, всем собранием с благодарением вспоминаем о том, что наш Господь Иисус сделал для нас.

Все благословения, которыми мы при этом занимаемся, мы имеем лишь на основе того, что сделал для нас Господь Иисус. Только в Нём мы всё это имеем. Поэтому выражение: «в Нём» или «во Христе» мы постоянно встречаем в нашем главном тексте.

Итак обратимся к первой части, к стихам 4-6, в которых мы читаем о нашем избрании небесным Отцом. Он избрал нас до основания мира. В отношении аспекта нашего избрания, я остановлюсь совсем коротко, но основательно, так как я уже освещал этот вопрос в других моих проповедях.

Верующие, которые хотя бы немного осведомлены об истории Церкви, знают, что эта тема нередко возбуждает беспокойства и путаницу. Но когда мы читаем Слово Божие, то видим неопровержимый факт: Бог избрал нас до основания мира! Но если мы об этом читаем в ст.4 нашего текста, то это высказывание нельзя просто вырывать из контекста.

Его нужно рассматривать во взаимосвязи с другими местами Писания, которые дополняют сообщение в ст.4 нашего главного текста. Об этом мы читаем в Рим.8,29: «Ибо кого Он (Бог) предузнал (до основания мира), тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями».

Это избрание Бог предпринял по Своему предвидению или предузнанию. Слово «предузнал» говорит о том, что уже до основания мира Всевидящий и Всезнающий Бог видел всех людей, которые за всё время существования людей в плоти пройдут по этой земле.

В этой общей массе людей Бог видел тех, которые за время своей жизни в плоти, способны уверовать и позволят спасти себя для жизни вечной. Этих людей Бог избрал не произвольно, не на основании Своей воли, но на основании желания и способности этих людей верить.

Волю этих людей Бог ставит на первый план, а Свою волю Бог ставит на задний план, так как Он является праведным Богом. А поскольку из Слова Божиего мы знаем, что Бог желает, чтобы все люди спаслись (1Тим.2,4), и что Господь Иисус совершил Своей кровью искупление за всех людей мира сего (1Тим.2,6),

то для спасения существует только одно решение. А именно то, что до основания мира Бог видел, кто из людей примет это искупительное дело Иисуса на Голгофе. Именно этих людей Бог избрал для спасения и строительства Церкви Иисуса.

Бог избрал нас для двух вещей или для двоякого назначения:

  1. «Чтобы мы были святы и непорочны». Бог – свят! Большинство людей 21-го века имеют очень слабое представление о том, что значит «Бог – свят», и вообще что такое святость. Но и многие дети Божии, к сожалению, по-настоящему не понимают, что такое святость.

Поэтому напоминаю всем слушателям и читателям наших проповедей о том, что на нашем сайте имеется проповедь «Освящение» в трёх частях. Бог – свят! И о Своей святости Он открывает пророку Исаии следующую картину. Читаю место из книги пророка Ис.6,1-4: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом, и края риз Его наполняли весь храм. 2 Вокруг Него стояли Серафимы;

 у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. 3 И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! 4 И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями».

«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!». А Исаия, который всё это так видимо и ясно пережил в своём видении, реагирует именно так, как должен прореагировать грешный человек, когда он действительно познаёт Божию славу. Исаия говорит в ст.5:  «И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа».

Это значит, если грешный человек предстанет пред святым Богом, то ему станет ясно: «горе мне! погиб я!», я не могу устоять перед Этим святым Богом. Но так как Бог желает, чтобы мы могли иметь с Ним общение, то Он, прежде создания мира, избрал нас в Иисусе, чтобы мы были пред Ним святы и непорочны.

Иначе никакого общения со святым Богом быть не может. При выводе Израиля из Египта Господь Иисус говорит Моисею в книге Исх.29,45-46: «и буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Богом, 46 и узнают, что Я Господь, Бог их, Который вывел их из земли Египетской, чтобы Мне обитать среди них. Я Господь, Бог их».

Господь Иисус хотел жить среди Своего народа Израиля и иметь с ним общение. Поэтому Он дал Моисею задание, дал ему проект для строительства скинии собрания. Когда Моисей завершил строительство этой скинии, то в Исх.40,1-3 Он говорит Моисею: «И сказал Господь Моисею, говоря: 2 в первый месяц, в первый день месяца поставь скинию собрания, 3 и поставь в ней ковчег откровения, и закрой ковчег завесою».

А в ст.4-33 мы дальше читаем о том, как Моисей поставил в скинии и около скинии остальное оборудования для совершения богослужения. Когда всё было готово, то в ст.34-35 читаем: «И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; 35 и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло её облако, и слава Господня наполняла скинию».

О подобном событии мы читаем также в 3Цар.8,10-11 при завершении Соломоном строительства Божиего храма: «Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; 11 и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень».

Божия слава представлена в Ветхом Завете таким видимым образом, что люди не могли присутствовать в этом облаке славы. Поэтому, и мы, которых Бог избрал для Себя во Христе, должны стоять пред Ним святыми и непорочными. Иначе общение с Богом немыслимо и невозможно.

  1. Второе, о чём мы читаем в ст.5 нашего главного текста, гласит: «предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа». Это было намерением и целью Бога. Это намерение Бог предопределил до основания мира. Это всё такие вещи, которые мы, каким-то образом, познали, и которые не являются для нас принципиально новыми.

Но я думаю, что будет хорошо, если эти истины мы поставим себе перед нашими душами, и осознάем, что это, собственно, означает. Я верю, если бы кто-нибудь из нас, детей Божиих, был сыном или дочерью мультимиллиардера или принадлежал к семье Кеннеди, то сознание этого факта кое-что изменило бы в нашей жизни.

Я думаю, что большинство из нас гордились бы этим. Мы также знали бы, что владеем большими финансовыми средствами, многими связями в этом мире, которые могли бы для нас быть полезными. И мы стояли бы, конечно, в этой жизни совершенно иначе.

Но кем является семья Кеннеди по сравнению с Божией семьёй? А мы ведь принадлежим с вами к Божией семье! Ведь Бог, в действительности, является нашим Отцом! И все слушатели и читатели наших проповедей, которые уже действительно приняли Господа Иисуса в свои сердца и получили искупление грехов Его кровью, являются сыновьями и дочерями Всемогущего Бога, и нисколько не меньше!

И этот факт сам по себе является чудовищным делом. Для этого избрал нас наш небесный Отец, к неслыханно высокому положению. И всё это Бог сделал «в похвалу славы благодати Своей». Это выражение повторяется после каждой из трёх частей нашего главного текста, как припев в этом великом произведении. Над этим выражением, которое мы находим в конце нашего главного текста, мы ещё немного поразмыслим.

Затем, в стихах 7-12, апостол Павел приходит к самой большой части этого текста. В трёх частях он рисует перед нашими глазами то, что мы имеем в Божием Сыне. Он говорит, что в Его крови мы имеем искупление и прощение наших грехов. Это – первое, что нам здесь сообщается.

И в этом вопросе, мне кажется, что этот факт очень легко становится для детей Божиих само собой понятным. Я, конечно, не знаю, кто из нас в действительности ещё страдает от своих грехов? Или возможно вы имеете радость и ликуете, потому что вам прощены ваши грехи? Можем ли мы действительно от всего сердца радоваться, что мы освобождены от них, как от великой тяжести?

Или факт прощения наших грехов стал для нас делом само собой понятным? Типа того, что кто-то из вас носит фамилию Иванов или Петров, что является привычным и незаметным фактом. Уже у пророка Ис.6,1-4 мы выше видели, что это не так просто, не само собой разумеется.

К примеру, обратим наш взор ещё раз на мытаря, о котором читаем в Лук.18,13: «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!».

Если мы во времени обернёмся назад, и заглянем в историю Церкви, то наш взор невольно остановится на Мартине Лютере, который известен во всём мире. Он был одним из многих, которые боролись против своих грехов, чтобы устоять перед Богом. Они знали, что такое вечность.

По крайней мере, они об этом больше понимали, чем мы. Они знали, что это значит, стоять со своими грехами перед святым Богом, поэтому действительно много трудились, старались избавиться от своих грехов. Они, в буквальном смысле слова, много постились и истязали себя до измождения, до упаду. Они всё испытывали. Они действительно отдавали последнее, последние силы, чтобы добиться от Бога милости.

Одно время я немного занимался пробуждением методистов в 18-ом столетии. В то время через проповеди Веслея и Уайтфилда возникла большая реакция. Из этой истории мне особенно запомнился один случай. Там сообщается, как в одном собрании один человек ухватился за колонну, громко кричал и звал о помощи, потому что он имел впечатление, что под ним откроется пол и геенна проглотит его живьём.

Возможно, вы думаете, что это выглядит немного истерично, немного сумасшедшее. Ну, хорошо, никто не обязан это повторять, но я верю, если бы мы смогли всего лишь на одно мгновение заглянуть в огненное озеро, то этот случай мы больше не рассматривали бы истеричным.

Тогда наше обычное обращение с грехами мы стали бы рассматривать неестественным и притуплённым до безразличия. Если тот факт, что Господь Иисус умер за наши грехи, мы будем рассматривать как само собой понятный факт, то геенна, как бы ужасна она не была, меня не касается, меня не пугает.

При таком размышлении, при таком подходе к искупительному делу Иисуса на Голгофе, мы, с одной стороны, обворовываем Иисуса в славе, Который так дорого заплатил для нас за это искупление. А с другой стороны, мы лишаем себя радости в отношении этого искупления, если мы не будем осознавать, что содержит в себе это искупление, каким подарком оно для нас является.

На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.