Пойдите и увидите, часть первая

Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! В начале нашего сайта я поместил серию проповедей, в которых согласно Евр.3,1 и Евр.12,2 Святой Дух призывает детей Божиих рассматривать и размышлять о нашем Господе Иисусе, чтобы мы «взирали на начальника и завершителя веры».

Сегодня мы рассмотрим свидетельство Иоанна Крестителя и ученика Иисуса Иоанна об Иисусе. Поэтому для сегодняшней темы возьмём нашим главным текстом отрезок из Ин.1,35-39: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. 36 И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. 37 Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. 38 Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: учитель, — где живёшь? 39 Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живёт; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа».

Как мы знаем, ученик Иисуса Иоанн является автором Евангелия от Иоанна. В противоположность авторам других Евангелий и Посланий Святого Писания, Иоанн никогда не называет в своём Евангелии своего имени. А там, где в Евангелии от Иоанна встречается имя Иоанн, то это всегда Иоанн Креститель. В нашем главном тексте мы впервые встречаем автора Евангелия от Иоанна. Он был одним из двух учеников, которые вместе с Иоанном Крестителем в нашем главном тексте смотрели на Иисуса. В стихе 40, следующим за нашим главным текстом, читаем в Ин.1,40: «Один из двух, слышавших от Иоанна (Крестителя) об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра».

Второго из этих двух учеников Иоанна Крестителя, которым был сам Иоанн, он обходит молча. Когда впоследствии Иоанн ходил вместе с Иисусом и познал Господа, то он называл себя «учеником, которого Иисус любил». И на эту

тему на нашем сайте имеется проповедь. Под этим названием мы находим его при последнем принятии Пасхи, как читаем в Ин.21,20: «Пётр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечере, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?».

Под этим же именем мы видим его следующим за Господом Иисусом, когда Иисуса взяли под стражу; и когда он в последствии стоял под крестом, как читаем в Ин.19,26: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой».

Мы находим его также первым, пришедшим в воскресение утром к могиле Иисуса. Об этом читаем в Ин.20,3-5: «Тотчас вышел Пётр и другой ученик, и пошли ко гробу. 4 Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришёл ко гробу первый. 5 И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошёл во гроб».

Почему Иоанн называл себя этим именем? Не является ли это доказательством того, что это имя выражает всю радость и всё содержание его жизни? В жизни Иоанна Крестителя, перед лицом его высокого положения проходит эшелон ценных смирений.

Бог очень высоко ценил Иоанна Крестителя. Он имел от Бога задание быть предшественником (предтечей) Господа Иисуса, чтобы приготовить для Него путь. Сам Господь Иисус говорит о нём в Мтф.11,9: «Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка».

Ни один из пророков Ветхого Завета не имел такой возможности, увидеть Иисуса лицом к лицу, какую имел Иоанн Креститель. Хотя все пророки стремились познать эту тайну. В Ин.1 мы видим, как слава его имени прошла по всей стране. К нему приходит делегация священников и левитов (ст.19), чтобы узнать, кто он такой. При этом налицо имелась большая вероятность впасть в искушение, чтобы из себя что-то вообразить, и поставить своё важное и великое задание в выгодном для себя свете.

Но Тот, для Которого он здесь стоял, Которого он знал и о Нём свидетельствовал, что Он является Сыном Божиим, наполнял его сердце так, что всевозможная личная важность отступала на задний план. Иоанн Креститель коротко отвечает на вопросы этой делегации:

«я не Христос» (ст.20),
«что же? ты Илия?» (ст.21),
«Он сказал: нет» (ст.21),
«Пророк?» (ст.21),
«нет» (ст.21).

Его ответы – ясны, однозначны и коротки. Из трёх слов в первом ответе он спускается до одного слова. По его ответу мы чувствуем, что вопросы этой делегации в отношении его личности для него неприятны и желает скорей покончить с этими вопросами. Однако, они снова нетерпеливо спрашивают его: «кто же ты?… что ты скажешь о себе самом?» (ст.22).

Прекрасное смирение мы видим в его ответе: «я глас вопиющего в пустыне» (ст.23). Он не говорит: «я – призывающий», но говорит только: «глас вопиющего» или «глас призывающего». Такими ответами он приводит свою личность к исчезновению. Лишь только благовестие, которое он приносит, должно оставаться.

Теперь по отношению к нам возникает логичный вопрос: насколько мы малы, когда слава нашего Господа Иисуса наполняет наши глаза и сердце; и как отвратительно мы показываем нашу личность, нашу фигуру, когда мы наполнены нашей собственной важностью? Такой отвратительный пример мы видим у учеников Иисуса, когда они спорили по вопросу, кто из них больший, когда Иисус их спросил, о чём они рассуждали в пути, как читаем в Мрк.9,33-34: «Пришёл в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чём дорогою вы рассуждали между собою? 34 Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше».

Если мы смиренны в наших сердцах, то об этом можно не заботиться, чтобы это смирение стало в нашей жизни явным. Тогда в нас будут найдены кротость и смирение сердца! Но если в наших сердцах недостаёт смирения, то наше «я», как бы мы ни старались показать видимость смирения и кротости, постоянно выступает на передний план в своём отвратительном тщеславии, жёсткости и щепетильности. Для постороннего глаза постоянно будет открываться, что такие качества, как смирение и кротость, в наших сердцах отсутствуют.

Если бы мы желали научиться от Того, Кто «кроток и смирен сердцем», тогда у нас исчезли бы горечь, вспыльчивость, и не возникала бы опасность, чтобы мы «грызли и съедали друг друга».

Из свидетельства Иоанна Крестителя, когда он свидетельствовал о Господе Иисусе, как о Сыне Божием: «вот Агнец Божий», «Он будет крестить вас Духом Святым и огнём», мы можем видеть в каком свете Господь Иисус стоял перед его глазами. В этой славе личности он познал Его и восхищался Им.

В нашем главном тексте говорится о начале другого дня, в который перед его глазами всплывают новые радости и прелести. В этот день Иоанн смотрит славу Его хождения. Какие невыразимые впечатления и мысли должны были пройти через его душу, когда он видел Иисуса как Божиего Агнца, о высочестве Которого он свидетельствовал. Его взгляд утопал в Иисусе. В нашем главном тексте мы читали: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий».

Это не был беглый взгляд проходящего мимо человека, который он бросил на Иисуса. Нет! Это было нечто большее. Иоанн молча стоял и смотрел на Иисуса, Божиего Агнца. Иоанн смотрел, как Иисус ходил здесь на земле, и с восхищением воскликнул: «вот Агнец Божий!».

Известно ли нам в нашей жизни веры такое тихое и спокойное созерцание и рассмотрение нашего Господа Иисуса? Это не беглые, не торопливые взгляды. Это погружение нашего взгляда и сердца в славу Его личности. От этого тихого стояния на месте и наблюдения за Господом Иисусом зависит так много в нашем познании Его личности. Все верующие знают Его своим Спасителем, но должно ли только это быть в нашем познании Иисуса?

Я от всего сердца желаю всем слушателям и читателям наших проповедей научиться у Иоанна Крестителя тихо стоять и глубоко рассматривать личность нашего Господа Иисуса. В таком случае наш духовный рост в умножении благодати и мира успешно продвигался бы вперёд. Именно этого дети Божии желают себе. Они хотят, чтобы в их жизни веры умножались благодать и мир.

Наверняка, каждое дитя Божие, которое интенсивно исследует Святое Писание, читало о том, что в познании Бога и нашего Господа Иисуса, для нас умножается благодать и мир. Об этом читаем во 2Пет.1,2: «благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего».

Когда апостол Павел писал Филиппийцам о желании своего сердца, то он уже много лет знал Господа Иисуса, как читаем в Флп.3,10: «чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его».

Насколько мы Его знаем? «Познать Его» – это больше, чем что-то знать о Нём и Его деле на Голгофе. Конечно, мы не можем видеть Господа Иисуса так, как Его видел Иоанн Креститель. Он видел Его своими физическими глазами; а мы в вере смотрим на Него в Его Слове нашими духовными глазами, глазами сердца.

Но почему мы Его так мало знаем? Не потому ли, что мы так мало занимаемся Его личностью в Его Слове? Он является главным и величайшим содержанием всего Слова Божиего, поэтому мы и говорим о Библии, что она является Словом Божиим. Об этой истине Святой Дух сообщает нам в самом начале Евангелия от Иоанна в гл.1, ст.1: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Поэтому Слово Божие мы должны читать не для того, чтобы обогатить наши знания, но читать его с желанием сердца, найти нашего Господа Иисуса и там Его рассматривать. То, что Он при таком рассмотрении Слова подарит нашему сердцу, мы можем затем сообщить и другим.

В ст.35 нашего главного текста мы находим во взаимосвязи многозначительное словечко «опять». «На другой день опять стоял Иоанн… глядя на идущего Иисуса».

Иоанну было недостаточно того, что он видел Иисуса в предыдущий день; он должен был Его снова увидеть. Поставьте себя каждый на его место и подумайте, как вы поступили бы в этой ситуации. Сначала Иоанн познал Иисуса как Божиего Агнца; познал как такого, Который будет крестить Святым Духом, познал как «Сына Божиего».

А когда он на следующий день снова стоял здесь, глядя на Иисуса, то его взору открылась новая слава. Таким образом, он продвигался от познания к познанию. Позднее он говорит об Иисусе, как о пришедшем с небес, Который стоит над всем; а также как «о Сыне, Которого Отец любит» и т.д.

Не говорит ли это маленькое словечко «опять» на определённом языке и к нашим сердцам? Не должен ли каждый новый день и нас находить такими, которые вновь и вновь с радостью и восхищением смотрят на нашего Господа Иисуса? Чем больше мы на Него смотрим, тем больше Он откроется и нашим духовным глазам: так что одно познание Его сущности и Его славы будет следовать за другим познанием.

Вы когда-нибудь смотрели на Иисуса, как на Божиего Сына? Я думаю, что да. Но смотрели ли вы когда-нибудь на Него, как на Сына Человеческого? Видели ли вы Его славу, как Сына Давида? Имели ли вы в своей жизни веры такой день, когда вы Его видели нашим Первосвященником? Рассматривали ли вы Его когда-нибудь, как нашего Ходатая перед Отцом; как Главу Церкви или как «Господа господ и Царя царей». По этому вопросу читаем в Отк.17,14: «Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные».  (См. также Отк.19,16 и 1Тим.6,15).

Естественно, что никто не знает Господа Иисуса так, как Отец знает величину Его славы. Он так велик и славен, что только Отец знает величину Его славы. Но желание Небесного Отца открыть нам Своего Сына, является Его радостью. Поэтому каждый из нас детей Божиих должен иметь желание научиться у Иоанна Крестителя «опять» и опять послушно и терпеливо стоять и смотреть на Иисуса.

«…Ибо от избытка сердца говорят уста» (Мтф.12,34). Так было и у Иоанна. То, что он увидел в Иисусе, сходило с его уст.

«двое из учеников» Иоанна слышали.., и что они слышали? Что Иоанн, «увидев идущего Иисуса, сказал». Эти два ученика слышали, как Иоанн говорил о том, что наполняло его душу и сердце в Иисусе, как он наслаждался Божиим Агнцем.

Не слушают ли и наши слова другие: как верующие, так и неверующие? Заостряю ваше внимание на том факте, что нас действительно внимательно слушают другие, и взвешивают всё нами сказанное! И если мы будем об этом помнить, то мы должны следить за тем, чтобы хранить наши уста от суетных высказываний и стремиться к тому, чтобы дать возможность Святому Духу использовать наши уста, чтобы говорить о Том, Кого любит Отец. Все сказанные нами слова производят определённое действие.

Два ученика Иоанна слышали его слова. Воздействие этих слов Иоанна на его учеников мы видим в том, что они немедленно последовали за Иисусом. О чём говорим мы? Какие действия вызывают сказанные нами слова? Вызывают ли сказанные нами слова в наших слушателях действие, к покаянию и следованию за Иисусом?

Как вы думаете: был ли для Иоанна болезненным тот факт, что двое из его учеников покинули его и стали следовать за Иисусом? Если вы думаете, что Иоанн сожалел об этом, то вы ещё не понимаете сердце Божиего слуги, который был призван приготовить Иисусу путь. Некоторые из учеников Иоанна не понимали служение своего учителя. Это мы видим в Ин.3,25-26: «Тогда у Иоанновых учеников произошёл спор с Иудеями об очищении. 26 И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему».

Эти слова учеников Иоанна Крестителя показывают их недовольство и негодование, что, по причине появления Иисуса, их учитель был поставлен в тень. Поэтому они пришли, чтобы возбудить его ревность, чтобы он вступился за свой престиж и авторитет. Они не понимали, что именно в росте известности и величины Иисуса заключается вершина служения их учителя. Они ничего не понимали о его радости, о радости «друга жениха», как читаем в Ин.3,29: «Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась».

На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.