Он питал тебя манною, часть первая

Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Поговорим с вами сегодня о еде, о том как Бог питал Свой народ манною. Об этом мы читаем во Втор.8,3: «Он (Бог) смирял тебя (Израиль), томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живёт человек».Возьмём этот стих за наш главный текст. Поразмыслим сегодня о содержании этого текста, в котором мы имеем мощное высказывание. Во-первых, мы видим здесь, что Бог делает и показывает людям что-то очень жизненно важное.

Хотя Святой Дух сообщает нам здесь детали из истории Израиля, которые сугубо касаются только Израиля, но сущность этого высказывания касается в общем всех людей, чтобы сообщить людям, «что не одним хлебом живёт человек». Речь идёт о жизни, о слове Божием, исходящим из уст Его.

«Не одним хлебом живёт человек…»  – это одна, то есть земная сторона.

«…Но всяким словом, исходящим из уст Господа…», которое имеет или содержит в себе качество жизни. В этом заключается смысл нашей сегодняшней проповеди. А между этими двумя понятиями расположено наше сердце. Между этими двумя понятиями мы ежедневно принимаем новое решение, в котором мы живём.

Он «питал тебя манною, которой не знал ты…». А перед этим «Он (Бог) смирял тебя (Израиль), томил тебя голодом». Для того, чтобы человека смирять, должна быть причина. Господь Иисус не делает это просто так от нечего делать.

Нет! нет! Он не имеет в этом удовольствие. Он не имеет также удовольствие, в том чтобы человека томить голодом, нет! В Плаче Иеремии мы читаем по этому вопросу в главе 3,33: «Ибо Он (Бог) не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих».

Но то, о чём мы читаем в нашем главном тексте, Бог сделал для того, чтобы человек познал Его и мог жить. Для нас людей имеется два пути. Либо после наинизшей точки кризиса при хождении в пустыне мы начинаем возмущение против Бога и говорим: «почему Бог допускает всё это в моей жизни? Нет Бога!»

Или то, что мы пережили в низшей точке нашего кризиса, мы применим или используем для того, чтобы обратиться к Нему и воспринять то, что Он желает нам подарить, и то, что Он может нам подарить.

Жить Богом, как истинное качество жизни, мы видим в том, чтобы познать Бога в Его любви к нам. А истинное качество жизни тождественно тому, чтобы занять положение, которое нам подарено во Христе Иисусе! Это наше положение, или жительство, о котором Святой Дух сообщает нам во многих местах Нового Завета, как например в Флп.3,20: «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа».

Всем нам подарена праведность Иисуса Христа через веру и Родина всех детей Божиих находится на небесах. Это является нашим невидимым удостоверением личности. Кто не имеет это удостоверение личности, тот и не попадёт на небеса! Следовательно, в нашем тексте речь идёт о занятии истинного качества жизни.

И если мы рассмотрим стихи, предшествующие нашему главному тексту, то мы увидим некоторые точки зрения или взгляды по вопросу занятия истинного качества жизни посредством этой манны, то есть Слова Божиего, но не посредством материальной пищи. Две главные из этих точек зрения мы  сейчас и рассмотрим.

Первая точка зрения находится во Втор.8,1: «Все заповеди, которые я заповедую вам сегодня, старайтесь исполнять», то есть не только знать, но и исполнять! Об этом Господь Иисус говорит во многих местах Библии. Например в Ин.14,21. А во второй части Втор.8,1 следует очень важное сообщение: «дабы вы были живы!».

Божии заповеди даны человеку, «чтобы мы жили», но не для того, чтобы зажать человека в угол! В этом же стихе мы дальше читаем: «и размножились, и (и дальше самое главное) пошли и завладели землёю, которую с клятвою обещал Господь отцам вашим».

Для Израиля этой землёй является обетованная земля Ханаана. И если Израиль будет исполнять все заповеди, которые Бог ему заповедал, то он войдёт в эту землю. Следовательно, жизнь означает занятие земли. Вторую точку зрения или условие для того, чтобы жить, мы находим во Втор.8,2:

«И помни весь путь, которым вёл тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя (а теперь следует самое главное) и узнать, что в сердце твоём, будешь ли хранить заповеди Его, или нет».

Итак, мы имеем два пункта.

Первый пункт гласит: Бог хочет, «дабы вы были живы… и завладели землёю», то есть завладели жизнью!

Второй пункт гласит: «узнать, что в сердце твоём, будешь ли хранить заповеди Его, или нет».

Бог желает, чтобы мы узнали, что находится в наших сердцах. Почему мы? Да потому что Бог, Который является сердцеведцем (Д.Ап.15,8), так или иначе знает, что в действительности находится в наших сердцах, потому что мы не знаем как мы в действительности стоим и ходим.

А теперь рассмотрим этот вопрос на примере питания. Итак, дорогие братья и сёстры, дорогие слушатели и читатели наших проповедей, займёмся с вами сегодня глаголом «кушать» или «есть». Займёмся кушаньем материального земного хлеба и кушаньем духовного хлеба Слова Божиего.

В нашем главном тексте это действие представлено совершенно просто, поэтому для всех читателей доходчиво и понятно. Чтобы взаимосвязи нашего текста лучше понять, следует учесть, что Израиль находился в рабстве в Египте, который является прообразом мира сего; фараон является прообразом сатаны.

Своей сильной рукой Господь Иисус вывел Свой народ Израиль из Египта. А дальше Он имеет цель ввести Израиль в обетованную землю Ханаана. Эта обетованная земля в духе является для нас прообразом жизни вечной.

А Египет – прообразом мира сего, в котором мы находились до нашего покаяния. После покаяния все дети Божии находятся, как и Израиль в течение сорока лет в пустыне мира сего, где мы проходим испытание.

Число 40 символизирует испытание. Каждый из детей Божиих знает, что в его жизни является пустыней. Рассмотрением этого вопроса мы сегодня займёмся. Если мы не будем выполнять заповеди Слова Божиего с точки зрения Нового Завета, мы не достигнем истинного качества жизни. Это говорю не я, а Библия – Слово Божие.

Мы слушаем с вами проповеди многих проповедников, которые толкуют одни и те же вопросы со своей точки зрения. Но я думаю, что в данном вопросе, который мы сегодня рассматриваем, мы с вами единогласны: без исполнения Слова Божиего наш дом будет построен на песке. А если Божии заповеди мы будем исполнять, то наш дом будет надёжно стоять!

Пустыня для того и присутствует в нашей жизни, чтобы мы познали, что творится в наших сердцах, если в нашем хождении за Иисусом что-то не в порядке. Поэтому цель сегодняшней проповеди заключается в том, чтобы вы все познали и поверили как вы в действительности стоите перед Господом Иисусом.

И я должен познать, как я в действительности стою. Каждый из нас знает, что любой из братьев и сестёр намного больше знает отрицательного о ближнем, чем о себе. Это является аксиомой.

Мы все склонны к тому, чтобы вынуть сучок из глаза ближнего, как читаем в Лук.6,42: «Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоём глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».

В этой взаимосвязи «сучок» очень выразительно говорит к нашим сердцам. В выполнении Слова Божиего мы видим одновременно силу и жизнь. У нас в Германии был один брат именем Готтфрид Айзенхут. Он организовал и руководил христианской миссией в городе Блекендорфе.

Наш покойный брат Вернер Бергманн ежегодно проводил с братом Готтфридом Айзенхут в Блекендорфе «дни свободного времени». Там собиралось в это время много детей Божиих для слушания Слова Божиего.

Однажды одна сестра в Господе сказала этому брату Айзенхуту: «о, дорогой брат, вы имеете такую сильную веру, вашу веру я хотела бы иметь». А он спросил её: «желаешь ли с моей верой и иметь моё послушание?».

И здесь мы видим ту же взаимосвязь: послушание и выполнение Слова Божиего приносят веру, приносят силу, приносят мужество! Перед самым входом Израиля в обетованную землю Ханаана Моисей по заданию Господа Иисуса выслал в эту землю 12 соглядатаев, среди которых были Иисус Навин и Халев.

По возвращении из разведки десять из этих соглядатаев развратили народ своим сообщением о великанах, поэтому вследствие своего неверия Израильтяне не захотели овладевать обетованной землёй.

Но о Халеве Святой Дух сообщает нам в Библии очень много хорошего. И Сам Господь Иисус свидетельствует о нём в Чис.14,22-24: «все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего,

23 не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят её; 24 но раба Моего, Халева, за то, что в нём был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует её».

А в И.Нав.32 Господь Иисус повторяет Своё решение об истреблении непослушных Израильтян, которые не стали овладевать обетованной землёй и нанесли Господу Иисусу такое оскорбление своим неверием. О Халеве читаем в И.Нав.32,11-12:

«люди сии, вышедшие из Египта, от двадцати лет и выше не увидят земли, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, потому что они не повиновались Мне, 12 кроме Халева, сына Иефонниина, Кенезеянина, и Иисуса, сына Навина, потому что они полностью следовали за Господом».

«Полностью следовать за Иисусом» означает: делать хотя бы минимум из того, что мы познали.

Этих 10 соглядатаев и весь народ от 20 лет и старше, Господь Иисус действительно истребил в пустыне. А когда Израиль в конце концов вошёл в обетованную землю, то Халев говорит И.Навину, как читаем в главе 14,10-12: «итак, вот, Господь сохранил меня в живых, как Он говорил;

 уже сорок пять лет прошло от того времени, когда Господь сказал Моисею слово сие, и Израиль ходил по пустыне; теперь, вот, мне восемьдесят пять лет; 11 но и ныне я столько же крепок, как и тогда, когда посылал меня Моисей: сколько тогда было у меня силы, столько и теперь есть для того, чтобы воевать и выходить и входить;

12 итак дай мне сию гору, о которой говорил Господь в тот день; ибо ты слышал в тот день, что там живут сыны Енаковы (исполины), и города у них большие и укреплённые; может быть, Господь будет со мною, и я изгоню их, как говорил Господь».

Повторяю, что «полностью следовать за Иисусом» означает: делать хотя бы минимум того, что мы познали, и что будем познавать дальше. Халев, как и все мы, не был совершенным человеком в плоти.

Он знал, что в той земле, которую он просил у Моисея, живут исполины. Сыны Израилевы боялись, что они погибнут от рук этих исполинов. Но Халев верил, что с помощью Господа Иисуса он изгонит их, и займёт эту землю.

Дорогие братья и сёстры, в этой истории мы, как в зеркале, видим и нашу жизнь. Если после покаяния мы овладеем новой жизнью, то у нас обязательно возникнут препятствия. Погибшим грешникам сатана не чинит такие препятствия. Да и Господь Иисус допускает в нашей жизни веры в этой пустыне препятствия для нашего испытания.

По поводу возникновения этих препятствий многие дети Божии говорят: «для чего мне эти препятствия, ведь они не имеют никакого смысла в моей жизни». Такие верующие развращают в собрании ещё и других верующих, как те десять соглядатаев. Они говорят другим: «все эти препятствия и испытания не имеют никакого смысла, особенно в настоящее время».

А теперь поговорим о еде, которая дана Богом для сохранения жизни людей. Обратимся по этому вопросу к Быт.2,15-17: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. 16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, 17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь».

Вместо выражения: «от всякого дерева в саду ты будешь есть» в других переводах Библии читаем: «от всякого дерева в саду ты должен есть». Есть – это такая сторона Божиего Творения, которую Он вложил в человека, и это совершенно нормально. Бог хочет, чтобы мы ели. Ведь не зря Он сказал Адаму: «от всякого дерева в саду ты должен есть». Но здесь в саду имеется одно дерево, от которого ты не должен есть!

А теперь я подчёркиваю главную мысль: именно в этом пункте, в еде сатана искушает человека. Дальше по тексту читаем, как змей искушал Еву в Быт.3,1: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?».

Мы с вами знаем, как развивались события между змеем и Евой, но для общей связи я повторю эти слова из Быт.3,2-4: «И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, 3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. 4 И сказал змей жене: нет, не умрёте».

А теперь мы приходим к самому главному, к еде, которая нас по данной теме интересует, читаем из Быт.3,6: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел».

Сатана хорошо выучил этот урок и с этого момента знает, что с помощью еды человека можно легко достать! Это чрезвычайно интересное дело. После падения первых людей в грех мы находим в Библии интересную историю, которую едва кто из людей верно оценивает.  Мы знаем, конечно, о падении Исава на основании того «красного», что он ел. И эту историю мы коротко рассмотрим.

Один из патриархов Израиля, Исаак, до своей старости давал предпочтение своему сыну Исаву перед Иаковом. И знаете ли почему? В Библии об этом написано, как читаем в Быт.25,28: «Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова».

Этот высокий и почтенный патриарх, прообраз Господа Иисуса, ради блюда из дичи, которую добывал Исав на охоте, давал этому сыну предпочтение перед Иаковом! Не зря у людей существует такая поговорка: «любовь проходит через желудок». Но у Бога это выглядит иначе.

Итак, «Исаак любил Исава…, а Ревекка любила Иакова». У пророка Малахии гл.1,2-3, Бог говорит: «Я возлюбил вас, говорит Господь (Израилю). А вы говорите: «в чём явил Ты любовь к нам?» — Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, 3 а Исава возненавидел…».

«Я возлюбил вас, говорит Господь.., а вы были в пустыне. Затем Господь Иисус говорит: «а вы говорите: в чём явил Ты любовь к нам?». И сегодня это точно так: люди ставят над Божией любовью вопрос, сомневаются в Божией любви к людям. Но затем Господь Иисус добавляет: «Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел…».

Исаак стоял совсем близко к Господу Иисусу. Ведь он получил от Него обетование! А когда Ревекка забеременела и сыновья стали в её утробе биться, то она пошла вопросить Господа Иисуса, как читаем в Быт.25,22: «Сыновья в утробе её стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа».

Но ведь и Исаак мог вопросить Господа Иисуса. А на вопрос Ревекки Господь Иисус ответил незамедлительно и однозначно. Он сообщил ей о Своём твёрдом решении, Быт.25,23: «Господь сказал ей: два племени во чреве твоём, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему».

О «большем» мы читаем в стихе 25 этой главы: «Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав».

Сказала ли Ревекка Исааку от том, что Господь Иисус ей сообщил? Это очень интересный вопрос. Библия не даёт нам на этот вопрос ответа. Но ответ на этот вопрос мы должны в следующем видеть: если Исаак любил Исава ради блюда из дичи, которую Исав добывал на охоте, то он не был открыт для истины. Это очень интересное дело. Сердце Исаака висело или крепко держалось за эту дичь!!! Именно по этой причине Исаак хотел в заключение благословить Исава.

Как отцы, так и их дети, поэтому по вопросу еды мы находим у Исава то же самое, что и у Исаака. Как это событие в отношении еды и первородства развивалось между Иаковом и Исавом мы дальше читаем в этой же главе ст.29-34: «И сварил Иаков кушанье; а Исав пришёл с поля усталый. 30 И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом.

31 Но Иаков сказал: продай мне теперь же своё первородство. 32 Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? 33 Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство своё Иакову. 34  И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошёл; (а теперь приходим к самому главному) и пренебрёг Исав первородство».

«И пренебрёг Исав первородство!». Почему, за что, по отношению к чему? Из-за этой красной похлёбки! Поэтому повторяю наш главный текст из Втор.8,3: «Он (Бог) смирял тебя (Израиль), томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живёт человек».

Это такие интересные вещи, о которых Библия нам сообщает по этому вопросу. Многие верующие говорят по этому поводу: «да, это написано для Израиля, а мы живём в Новом Завете». На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.