Просветлённые глаза, часть вторая

Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Просветлённые глаза». Сегодня вторая часть. В прошлый раз мы закончили на том, что в противоположность Новому Завету, загадка является формой откровения в Ветхом Завете.

Прочтём по этому поводу ещё раз Чис.12,6-8: «И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; 7 но не так с рабом Моим Моисеем, — он верен во всём дому Моём: 8 устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях (не загадками), и образ Господа он видит».

Мы с вами знаем, что Моисей является прообразом Господа Иисуса. Поэтому мы видим здесь противопоставление образа говорения Бога в Ветхом Завете загадками, видениями, сновидениями и другими похожими формами по отношению к образу говорения Бога в Новом Завете, где Он ясно говорит через Своё Слово.

В Новом Завете мы имеем писаное Слово Божие, завершённое откровение Бога, поэтому Он говорит в Своём Слове ясно. Мы видим, что эти формы говорения в Ветхом Завете Библия выразительно характеризует неясными. Мы можем также сказать, что до Голгофы многое было загадочным.

Обратимся по этому поводу к Иов.15,20 и заглянем в те времена. По крайней мере, попытаемся это сделать. Там мы читаем об одном слове, как об истине. Итак, Иов.15,20: «Нечестивый мучит себя во все дни свои, и малое число лет закрыто от притеснителя».

С точки зрения того времени трудно было сделать такое высказывание. И это является внутренним конфликтом, который даёт о себе знать, или напоминает о себе во всей книге Иова. Беззаконник живёт в этом мире относительно хорошо, без проблем. А праведный, на примере Иова, постоянно страдает.

Эта тайна, эта загадка разрешена после Голгофы. Ибо, высказывание «нечестивый мучит себя во все дни свои…» исполняется в геенне. Там этот нечестивый или беззаконник будет находиться в мучениях от вечности до вечности. Насколько это серьёзно, во времена Иова ещё не было очевидно. Потому что сведений о геенне ещё не было, а дело Иисуса на Голгофе ещё не свершилось.

Мы видим, что загадочность, неясность познаний Божиих путей были характерными для времени Ветхого Завета. Об этом показывают и средства откровения, которые тогда применялись. Средства откровения до Голгофы имели природу притчей и нуждались в толковании. Состояние греховности обуславливало тогдашний образ говорения.

Во многих местах Ветхого Завета мы видим, что Бог не может открыться, или встретиться с человеком, как это соответствовало Его воле. И в Иов.33,15-18 мы видим то же бедственное положение, но здесь пророчески показан путь, который будет найден. И это состояние будет изменено.

Читаю в главе 33 Иова, стихи с 15 по 18: «во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. 16 Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Своё наставление, 17 чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, 18 чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом (от обстрела)».

Затем в стихах 23-26 мы читаем интересное сообщение в отношении ещё скрытого намерения Бога с человеком: «Если есть у него посланник, толкователь (наставник), один из тысячи, чтобы сообщить (показать) человеку прямой путь его, — 24 тогда Он (Бог) умилосердится над ним и скажет: освободи его от могилы; Я нашёл умилостивление.

25 Тогда тело его сделается свежее (здесь говорится о новом Творении), нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей. 26 Будет молиться Богу, и Он — милостив к нему; с радостью взирает на лице его и возвращает человеку праведность его».

Хотя в этом тексте мы имеем очень завуалированное сообщение, а вернее, обещание Бога в отношении спасения людей, но в духе для нас оно является очень понятным.

Это «умилостивление» Бог нашёл для человека через дело Господа Иисуса на Голгофе! Святой Дух очень скрыто показывает, что Господь Иисус сделал для нас, для людей, которых Он спасает в Новом Завете. Он был толкователем того, что вследствие греха, мы в этом тексте находим в загадочной форме.

Для нас Святой Дух должен растолковать, разъяснить, перевести в то состояние, каким оно должно, собственно, быть: от состояния греха, в состояние праведности. В Послании Римлянам мы читаем, «как непослушанием первого человека», то есть Адама, все люди «сделались грешниками», так и через второго Адама, через Иисуса Христа многие «сделаются праведными», то есть все те, которые будут спасены для жизни вечной (Рим.5,19).

В этом мы видим взаимосвязи нашей сегодняшней темы, нашей сегодняшней проповеди, возвещение нашей праведности, которая исходит из нашей веры. По этому поводу апостол Павел пишет в Кол.1,27: «Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы, Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе».

Здесь мы имеем ключевой стих для того факта, что в связи с писаным Словом или в писанном Слове Бог говорит сегодня ясно. Это значит, что на основании искупления, которое мы имеем сегодня во время благодати, каждый спасённый человек представлен во Христе совершенным.

Почему? Потому что при покаянии, вследствие рождения свыше, в кающемся рождается через нетленное Божие семя новое Творение, которое, как и Иисус Христос, грешить не может. Это новое Творение совершенно удалено из области греха, и не имеет никакой связи с грехом, но является совершенным в своём существе, как и существо Иисуса.

Это состояние обуславливает тот факт, что Бог может говорить совершенно ясно. В Ветхом Завете Бог не мог так ясно говорить, потому что человек находился перед Ним в своих грехах. Таковы эти взаимосвязи. Быть может это не так просто, но мы должны себе самое главное заметить: контраст или разницу между формами откровения в Ветхом Завете и ясным говорением Бога во время благодати.

Тот факт, что Бог совершенно ясно, а не загадками, говорит сегодня через писанное Слово, связано с фактом устранения греха, а также с оправданием и с совершенством нового Творения, которые мы имеем во время благодати. А так как мы не имеем никакой связи с судом, то Бог не говорит больше посредством форм откровения Ветхого Завета.

Только в 70-ю седьмину Он будет снова говорить посредством видений и сновидений. Почему? Потому что остаток Израиля в 144000 душ, который в соответствии с Божиим порядком будет спасён, должен на основании собственной вины пройти через суд 70-ой седьмины.

Итак, мы видим, что на основании выше рассмотренных взаимосвязей, сегодня не может быть откровения Бога в форме видений или посредством других, выше упомянутых ветхозаветных форм откровения. Речь может сегодня идти только о ясности говорения в писаном Слове. Потому что через это Слово Бог сообщает нам, как мы выше читали в Книге Иова, «о нашем прямом пути, о нашей праведности, о нашем совершенстве».

Было бы очень интересно, чтобы вопрос о совершенстве Слова углубить, как читаем в 1Кор.13. Но для этого потребуется много времени, потому что в таком случае мы слишком удалимся от нашей темы. Заметим себе одно: очень важно, чтобы и в этом вопросе мы позволили Слову Божиему укрепить себя в вере в такое время, когда сатана стремится увлечь верующих всевозможными знамениями и чудесами ложными, а также формами откровения Бога в Ветхом Завете.

Рассматриваемую нами взаимосвязь мы встречаем ещё раз между «быть в своих грехах» и загадочным говорением в Мтф.13. Мы знаем, что после гл.12 по ходу развития событий в Евангелии от Матфея, фарисеи, в конечном счёте, отвергли Господа Иисуса. В Мтф.12 мы находим этот пункт о хулении Святого Духа.

А в Мтф.13 Господь Иисус вдруг начинает говорить притчами. Начиная от ст.10 мы читаем в этой главе о том, что ученики Его спрашивали, Мтф.13,10-11: «И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано».

Затем дальше читаем от ст.12-15: «ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;

14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».

Это значит, где состояние сердца человека на основании греха не открыто, то есть, оно закрыто для Божиего говорения, там Бог не навязывает Свою истину, но ввиду греховного состояния их сердец говорит к таким людям в притчах. Здесь мы сделали эти взаимосвязи наглядными.

Этот факт евангелист Матфей приводит затем во взаимосвязи с одним местом Писания из Ветхого Завета, где сказано в Мтф.13,34-35: «Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, 35 да сбудется речённое через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира».

Это является цитатой из Пс.77,2 «Открою уста мои в притче и произнесу гадания (загадки) из древности».

И в этом стихе встречается слово «загадки», которое мы имеем в Суд.14. Эти загадочные сообщения, на основании греховного состояния показывают господство греха. Потому что грех не имеет перед Богом постоянства, не имеет стабильности.

В этом вопросе дело обстоит следующим образом: если в Ветхом Завете какой-нибудь пророк получал от Бога откровение посредством видения, то, при определённых обстоятельствах, он падал без сил. Такое явление мы видим на примере Даниила.

В Дан.8,17-18 читаем: «И он подошёл к тому месту, где я стоял, и когда он пришёл, я ужаснулся и пал на лице моё; и сказал он мне: «знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!» 18 И когда он говорил со мною, я без чувств лежал лицем моим на земле; но он прикоснулся ко мне и поставил меня на место моё».

Нам известны также случаи, когда в Ветхом Завете люди имели во сне видения, Бог давал им во сне откровения. Такие видения имел, например, Иаков. А глубокий сон символизирует смерть. Мы видим, что эти формы откровения дают нам понять. Требуется преодоление состояния греха через суд. Поэтому Бог говорит посредством этих форм откровения.

А так как мы, дети Божии, не имеем никакого отношения к суду, то есть, не попадём в Божий суд гнева, то сегодня, во время благодати, не могут иметь место такие формы откровения. Мы видим, что Библия говорит нам совершенно ясно и однозначно: если мы, должным образом, и достаточно ею занимаемся, то мы не будем заблуждаться и в этих вопросах.

На основании совершённого Господом Иисусом дела на Голгофе мы получили при покаянии прощение грехов. А вернее сказать: в духовном служении мы стоим перед Богом без греха. Поэтому Слово Божие прообразно говорит в Дан.5 о Святом Духе, которого мы получили.

Дух, о котором говорится у пророка Дан.5, разрешает узлы и загадки. В этом Духе у Дан.5, имеется ввиду ещё не непосредственно Святой Дух, но этот Дух прообразно указывает на то, что мы имеем в Новом Завете.

Ибо при служении в духе, связанности, то есть узлы, которыми нас связали грехи, развязываются. Поэтому и читаем во 2Кор.3,17: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода».

И все загадки, которые характерны для Ветхого Завета, о которых мы читали в книге Иова, находят своё разъяснение. В Пс.48,5 мы читаем о том, что Святой Дух на гуслях хочет открыть загадку: «Приклоню ухо моё к притче, на гуслях открою загадку мою».

Для того чтобы открыть загадку требуется ключ. Во Христе, имеющего ключи ада и смерти (Отк.1,18), имеется также ключ к разъяснению всей загадочности Ветхого Завета.

В событии в Суд.14 мы имеем в известной степени ответ в отношении загадки жизни. Ответ мы находим в Голгофе. Именно там умер Этот сильный, Этот лев из Иудеи. А так как движущей силой являлась Его любовь, то Его любовь стала сильней, чем смерть (согл. П.Песней).

До этого момента, до Голгофы, власть смерти была над людьми сильнейшей властью. Никто не мог избежать смерти. Согласно Рим.14 смерть господствовала над всеми. И если мы слушаем благую весть о любви Господа Иисуса, то бывает ли что-нибудь слаще, чем знать, что Он всё для нас сделал?

И в П.Песней невеста говорит о женихе: «уста его — сладость,..» (П.Пес.5,16). При этом её глаза непременно просветлели и стали светиться. А в Прт.16,24 читаем по этому поводу: «Приятная речь — сотовый мёд, сладка для души и целебна для костей».

Не просветляет ли весть о любви Иисуса наши глаза, и мы при этом оживаем? И не только в том, что эта весть вызывает радость в нашей душе, но и буквально, как читаем в Ин.1,9, что Господь Иисус является светом, который нас осветил, чтобы мы не ходили во тьме, но имели свет жизни.

В благовестии о любви и прощении грехов находится сила и жизнь в противоположность закону, в противоположность законности, которая нас изнуряет, как и Израильтян, в рассматриваемом событии с Саулом и Ионафаном.

В любви, которая в соответствии с Рим.5,5 излита через Святого Духа в наши сердца, находится жизнь и сила изменения и победы. «Сладость сильного» является ответом на загадку жизни. Сегодня мы можем сказать: если водительство Господа Иисуса вам каким-либо образом кажется загадочным, то, в крайнем случае, в вечности, вы узнаете, что всё, что в вашей жизни происходило, было именно так, как должно быть по Божией воле.

Потому что Господь Иисус любил и любит вас. Поэтому всё должно было именно так случиться. При этом нельзя исключить и тот факт, что на основании нашего ошибочного поведения мы имели и имеем в нашей жизни ущерб, за который мы сами должны нести ответственность.

В принципе, Голгофа открывает Божии намерения любви по отношению к миру сему (Ин.3,16), и совершенно особенно по отношению к Своим, в которых Божия любовь завершена, как читаем в 1Ин.4,12: «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас».

Всё, что Бог допускает в жизни искупленных, служит или содействует Его плану спасения и соответствует  Его мыслям любви. Ведь мы же читаем в Книге Иеремии, что в отношении Своего народа Он имеет намерения «во благо, а не к печали (во зло)» (Иер.29,11), чтобы дать Своему народу выход из погибели и дать ему спасение.

Это обещание находится и остаётся в силе перед лицом всех событий, которые могут ещё случиться. Нас, детей Божиих, конкретно касается сообщение в Отк.3,19: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся».

«Печаль», о которой мы прочитали в Иер.29,11, не обязательно имеет ввиду наказание, и тем более по отношению детей Божиих, за грехи которых Господь Иисус заплатил, и при покаянии простил им их грехи. Поэтому мысль о наказании детей Божиих мы находим не на своём месте. По отношению к детям Божиим мысль о наказании имеет цель воспитания.

Перейдём снова к Ионафану. Обращаю ваше внимание на его «палку». Ионафан обмакнул свою палку в мёд, поднёс палкой этот мёд к своим устам, чтобы вкусить его. Очень важно, что он сделал это концом своей палки.

Палка служит обычно опорой для таких людей, которые неуверенно передвигаются на собственных ногах, поэтому прообразно указывает на веру. Для нас это важно знать, что наше хождение мы совершаем не в собственной силе, а ходим на основании веры.

В Послании Римлянам по этому поводу читаем в Рим.11,20 «Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся». А в Послании Евреям мы читаем, как Иаков преклонился, то есть помолился над концом своего жезла, как читаем в Евр.11,21: «Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился над верхом жезла своего».

Самое прекрасное в этом сообщении заключается в том, что в оригинальном тексте «вершина» означает «глава». Это значит: «он молился над главой своего жезла». Это обстоятельство указывает на тот факт, что Христос является главой. Это говорит нам также о том, что через Иисуса, через Главу, мы совершаем нашу молитву в вере.

Следовательно, в палке, которую Ионафан носил с собой, мы видим указание на веру. Собственно, для любого воина очень непрактично, если он будет с собой носить такую палку. Поэтому в этом событии Библия сознательно преподносит такие мотивы, чтобы на что-то обратить наше внимание.

В данном случае, Библия обращает наше внимание на палку, чтобы символично показать нам веру, в которой находился Ионафан. На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.