Просветлённые глаза, часть первая

Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Поговорим с вами сегодня о просветлённых глазах. Выражение «просветлённые глаза» следует, конечно, понимать духовно. Для детей Божиих эта тема очень интересна, а в отношении важности, её трудно переоценить. Но чтобы лучше понять её важность для нас, детей Божиих, я прошу вас набраться терпения, потому что к главному смыслу этой просветлённости глаз, мы будем двигаться от периферии к центру. Выражение «просветлённые глаза» исходит от Ионафана, сына Саула, отведавшего концом своей палки мёда в лесу.

В 1Цар.14,29 читаем, что там в лесу тёк мёд:  «И сказал Ионафан: смутил отец мой землю; смотрите, у меня просветлели глаза, когда я вкусил немного этого мёду».

Этот стих мы возьмём за наш главный текст, поэтому я привёл его в начале нашей проповеди. А теперь мы обратимся сначала к Еф.1, стихи17-18, где читаем о том, что Бог просветил очи сердца детей Божиих, чтобы они познали, что они приобрели в Господе Иисусе:

«чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, 18 и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чём состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых».

Сегодня мы хотим с вами услышать и познать, как просветлели глаза Ионафана, этого героя Ветхого Завета. При этом мы увидим, как событие с Ионафаном приблизит нас к пониманию Еф.1,18. Ведь мы читаем в Рим.15,4: «А всё, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду».

На основании Рим.2,20 мы можем в более расширенном смысле сказать, что закон, то есть Ветхий Завет, является ничем иным как внешней формой познания и истины. Это значит, что закон служит для наглядной демонстрации истины Нового Завета.

Наглядный пример этого мы находим в 1Цар.14. Вся эта глава показывает нам глубокие взаимосвязи, но мы сконцентрируем наше внимание на нескольких стихах. Содержание этой главы уводит нас во времена царя Израиля Саула. Израиль находился под гнётом Филистимлян.

В одной такой ситуации угнетения, когда вооружённые до зубов войска Филистеи собрались в очередной раз против находившегося в безнадёжном положении Израиля, Ионафан, сын Саула, отважился в вере и уповании на живого Бога в одиночку совершить нападение на отряд Филистимлян. Бог подтвердил это действие веры со стороны Ионафана и вызвал во вражеском стане смятение и замешательство.

Это замешательство в среде Филистимлян привело Израильтян к великой победе. Прочтём теперь в гл.14 стихи 24-30: «Люди Израильские были истомлены в тот день; а Саул заклял народ, сказав: проклят, кто вкусит хлеба до вечера, доколе я не отомщу врагам моим. И никто из народа не вкусил пищи.

25 И пошёл весь народ в лес, и был там на поляне мёд. 26 И вошёл народ в лес, говоря: вот, течёт мёд. Но никто не протянул руки своей ко рту своему, ибо народ боялся заклятия. 27 Ионафан же не слышал, когда отец его заклинал народ, и, протянув конец палки, которая была в руке его, обмакнул её в сот медовый и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его.

28 И сказал ему один из народа, говоря: отец твой заклял народ, сказав: «проклят, кто сегодня вкусит пищи»; от этого народ истомился. 29 И сказал Ионафан: смутил отец мой землю; смотрите, у меня просветлели глаза, когда я вкусил немного этого мёду; 30 если бы поел сегодня народ из добычи, какую нашёл у врагов своих, то не большее ли было бы поражение Филистимлян?».

В этой же главе читаем дальше о том, как вечером изнурённый в битве и изголодавшийся, вследствие заклятия Саула, народ, стал против Божиего запрета есть с кровью добычу, захваченную у врага. Саул выступил против этого нарушения закона. Он повелел всех животных, предназначенных для заклания, приводить к нему, и закалывал их согласно закону.

А когда Саул решил через священника вопросить Бога о том преследовать: ли ему врагов ещё и этой ночью, то он не получил от Бога ответа. Бог молчал! Затем Саул вопросил Бога о том, кто виноват, что Бог не дал ответа на его первый вопрос. Бросили жребий, который пал, в конечном счёте, на Ионафана.

Поэтому прочтём ещё стихи 43-45 этой же главы: «И сказал Саул Ионафану: расскажи мне, что сделал ты? И рассказал ему Ионафан и сказал: я отведал концом палки, которая в руке моей, немного мёду; и вот, я должен умереть. 44 И сказал Саул: пусть то и то сделает мне Бог, и ещё больше сделает; ты, Ионафан, должен сегодня умереть!

45 Но народ сказал Саулу: Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого! Жив Господь, и волос не упадёт с головы его на землю, ибо с Богом он действовал ныне. И освободил народ Ионафана, и не умер он».

«Великое спасение», о котором мы читаем в ст.45, даёт нам ключ к понятию этого происшествия. В Евр.2,3 мы читаем о том, что в начале времени благодати еврейский народ спрашивает: «то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него?».

2000 лет тому назад евреи были призваны к тому, чтобы оставить служение в законе и служить в духе, во Христе Иисусе. Итак, мы видим, что в событии, происшедшем с Ионафаном мы исторически хотя и находимся в Ветхом Завете, ровно 1000 лет до пришествия Иисуса Христа в плоти на землю, но мы, тем не менее, прообразно поставлены в середину Нового Завета.

Обращаю теперь ваше внимание на обстоятельство, происшедшее в результате действий Ионафана, о чём мы читаем в ст.15 нашей главы: «И произошёл ужас в стане на поле и во всём народе; передовые отряды и опустошавшие землю пришли в трепет; дрогнула вся земля, и был ужас великий от Господа».

Выражение «дрогнула вся земля» напоминает нам о землетрясении, происшедшем в тот момент, когда Господь Иисус умирал на Голгофском кресте. Это землетрясение было, между прочим, видимым знамением того, что с этого момента начался суд над миром сим. Поэтому, при этом неповторимом событии на Голгофе, мы наблюдаем землетрясение.

Мы видим как «дрогнула вся земля». А чтобы это было более убедительным, напоминаю вам, что, под словом «земля» в данном выражении, имеется ввиду весь мир, всё человечество. Этот вывод мы можем сделать на основании сообщения Господа Иисуса Ною в Быт.9,13-15:

«Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землёю. 14 И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; 15 и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душёю живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти».

Следовательно, в 1Цар.14,15, где мы читаем, что «дрогнула вся земля», речь идёт о ситуации суда. Царь Саул выступает здесь ревнителем, человеком плоти и закона. Короче говоря – он был прообразом плоти элиты Израиля. В нём мы видим слабости плоти, а о его ревности мы читаем здесь же в 14-й главе.

Саул желает в ст.18 нашей главы, при смятении и замешательстве Филистимлян вопрошать Бога, но тут же прерывает своё намерение из боязни, что не сможет достаточно быстро отреагировать:

«И сказал Саул Ахии: «принеси кивот Божий», ибо кивот Божий в то время был с сынами Израильскими. 19 Саул ещё говорил к священнику, как смятение в стане Филистимском более и более распространялось и увеличивалось. Тогда сказал Саул священнику: сложи руки твои».

Одновременно мы видим в Сауле неумолимость и безжалостность закона, требующие смерти грешника. Интересным является то обстоятельство, что, с одной стороны Бог подтверждает заклятие Саула и обличает Ионафана, как преступника. Рассматриваемое событие происходит в Ветхом Завете при законе. Поэтому было возможным, над кем-то совершить заклятие.

Но с другой стороны Бог уже до этого события подтвердил действия Ионафана тем, что через него поразил Филистимлян. Поэтому народ вступился за Ионафана и подтвердил, что Ионафан действовал в согласии с Богом. А теперь обращаю ваше внимание на следствие этого события.

Несмотря на тот факт, что на основании заклятия Ионафан должен был умереть, однако он не умер вследствие великого спасения, которое Бог осуществил через него. При этом обращаю ваше внимание на тот факт, что Иисус Христос искупил нас от проклятия закона,

как читаем в Гал.3,13: «Христос искупил нас от клятвы (проклятия) закона, сделавшись за нас клятвою — ибо написано: проклят всяк, висящий на древе».

Естественно, что при этом у нас, которые не принадлежат к Израилю и никогда не находились под законом, возникает вопрос: касается ли и нас сказанное выше? На этот вопрос я должен сказать: да, это касается и нас. Об этом мы читаем в Кол.2,13.

Проклятие закона состояло для нас в том, что на основании закона мы (язычники) были удалены от спасения, от Бога, потому что закон разделял евреев и язычников. Но это разделение было удалено, как читаем в Кол.2,13-14:

«и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, 14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту».

Мы видим, что закон стоял против Израиля и осуждал этот народ, потому что каждый из них грешил, находясь под законом. А Бог решил этот вопрос следующим образом: в том факте, что Господь Иисус исполнил закон (убрал его), Он в известной мере оживил во Христе вместе с Израилем и нас язычников. Как всё же удивительны эти взаимосвязи!

Это стоящее дело, чтобы над этим поразмыслить. В этом откроются для нас глубины Слова Божиего, откроются Божии мысли по спасению людей, которые мы в данной проповеди не можем охватить. Но мы видим, что проклятие закона стояло как над евреями, так и над язычниками.

А теперь заостряю ваше внимание ещё на одну взаимосвязь Ветхого и Нового Завета в нашей 14-й главе. Речь идёт о евреях, которые в условиях постоянного угнетения со стороны Филистимлян уходили из Израиля и жили вместе с Филистимлянами. Но мало того, они ещё и воевали вместе с Филистимлянами против своего народа Израиля!

А что мы теперь видим в рассматриваемой ситуации? На основании спасительного события, которое Бог осуществил через Ионафана, эти еврейские беженцы возвращаются к своему народу и воюют против Филистимлян.

Это событие указывает на тот факт, что Господь Иисус Своей смертью воедино собрал рассеянных чад Божиих, как читаем в Ин.11,51-52: «Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрёт за народ, 52 и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино».

Итак, мы видим, если исследуем, если копаем в Ветхом Завете, то находим прекрасные взаимосвязи в Слове Божием. В новозаветное время находим истины из Ветхого Завета, которые пригодны и для нас. В Ветхом Завете эти истины оставались для людей скрытыми.

Этот факт мы видим и в том, что в Ветхом Завете мы имеем 43 книги. При этом Псалмы мы обязаны рассматривать как 5 книг. Согласно числовой символике число 43 означает – скрыто. Поэтому мы находим спасение через Господа Иисуса в Ветхом Завете ещё скрытым.

Но если мы будем иметь просветлённые глаза, то сможем распознать это спасение в Ветхом Завете. В нашей главе мы также отчётливо распознаём черты закона. Характерными признаками закона являются утомление и голод. Поэтому в «заповедях блаженства» Иисус и говорит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мтф.5,6).

Мы можем также сказать, что все ветхозаветники, которые жили под тяжестью закона, ощущали великий голод к правде, которую человек мог получить только в Новом Завете по благодати. Так как в законе не было праведности. Эти «алчущие» должны были быть насыщены.

Именно те алчущие, которые познавали, что в законе нет спасения, нет праведности. Они познавали праведность, которую Бог дал людям во Христе. О законе мы читаем в Евр.7,19: «ибо закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».

Закон не только «ничего не довёл до совершенства», но и препятствовал этому. Эту истину мы видим во взаимосвязи великой победы над врагом, с тем умножением вины через поспешное заклание и поедание с кровью животных. Это положение Святой Дух показывает нам в Новом Завете в Рим.5,20: «Закон же пришёл после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать».

В этом же Послании апостол Павел говорит, что, в конечном счёте, этим самым Слово Божие «заграждает всякие уста» (Рим.3,19); и даже тем, которые думали, что они могли через собственные дела стать праведными перед Богом.

А теперь у нас возникает логичный вопрос: какое отношение имеет всё это к глазам Ионафана и к мёду, о котором мы читаем в нашем главном тексте? Мёд, как мы с вами знаем, встречается в Библии ещё в другом месте. А именно, в связи с загадкой. Поэтому обратимся теперь к Суд.14.

В этой главе речь идёт о том, что судья Израиля Самсон встретился со львом и убил его. Об этом событии мы читаем в Суд.14,7-9: «И пришёл и поговорил с женщиною, и она понравилась Самсону.

8 Спустя несколько дней, опять пошёл он, чтобы взять её, и зашёл посмотреть труп льва, и вот, рой пчёл в трупе львином и мёд. 9 Он взял его в руки свои и пошёл, и ел дорогою; и когда пришёл к отцу своему и матери своей, дал и им, и они ели; но не сказал им, что из львиного трупа взял мёд сей».

Это событие стало предметом того, что Самсон задаёт участникам свадьбы со стороны невесты загадку. Это были Филистимляне. Самсон говорит им, как читаем в Суд.14,12: «И сказал им Самсон: загадаю я вам загадку; если вы отгадаете мне её в семь дней пира и отгадаете верно, то я дам вам тридцать синдонов (рубашек) и тридцать перемен одежд;

если же не сможете отгадать мне, то вы дайте мне тридцать синдонов и тридцать перемен одежд. Они сказали ему: загадай загадку твою, послушаем. 14 И сказал им: из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое».

Согласно дальнейшему сообщению в этой главе, мы знаем, что Филистимляне оказали давление на невесту Самсона, а невеста, в свою очередь, оказала давление на Самсона, поэтому Самсон сообщил ей отгадку этой загадки.

В ст.18 этой главы Филистимляне сообщают Самсону эту отгадку: «И в седьмой день до захождения солнечного сказали ему граждане: что слаще мёда, и что сильнее льва!..».

Самым интересным в этом событии является тот факт, что в загадке речь идёт о мёде. Заметим себе это. В противоположность Новому Завету, загадка является формой откровения в Ветхом Завете.

Прочтём по этому поводу в Чис.12,6-8: «И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; 7 но не так с рабом Моим Моисеем, — он верен во всём дому Моём: 8 устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях (не загадками), и образ Господа он видит;..».

В этом тексте мы видим противопоставление: явное говорение в противоположность говорению в форме загадок, видений и сновидений. Загадки, видения и сновидения являются теми формами, посредством которых Бог говорил и открывался в Ветхом Завете.

А в отношении загадок мы здесь выразительно видим, что это является неявным говорением. В загадке мы видим скрытое говорение. Такое говорение является каким-то образом загадочным. На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.