Небесный Отец, часть вторая

Мир вам дорогие слушатели и читатели наших проповедей. Продолжаем рассмотрение темы «Небесный Отец». Сегодня вторая, заключительная часть. Первую часть нашей темы мы закончили на отрезке из Мтф.11,27. Для связи зачитываю этот стих ещё раз:  «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».

Точно так, только Отец знает Сына и те немногие, которым Отец это откроет:

Мтф.11,25: «В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам».

Мтф.16,17: «Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах».

Ин.6,44: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день».

Эти высказывания не противоречат друг другу. Изречение Иисуса направлено против отрицания Его личности. То, что Иисус сказал в Мтф.16,17, относится к познанию учеников, не исключая при этом Своего посредничества или содействия:

Ин.5,37: «И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели».

Ин.8,18: «Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня».

Только Сын Божий, Которого Бог избрал для искупления и спасения людей, может людям открыть Его, а именно в том, что Он свидетельствует о присутствии Божественного дела спасения в Своём лице. Отец действует как в Иисусе, так и через Иисуса. Этот факт проявляется особенно в выражениях: «Отец» и «Мой Отец», как читаем в ряде мест Писания:

Мтф.11,27: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».

Мтф.24,36: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один».

Мтф.25,34: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».

Мтф.26,39: «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты».

Только в наставлении о молитве Иисус говорит: «наш Отец», а во всех остальных случаях Он говорит «Мой Отец» или просто «Отец». Это следует знать и точно соблюдать. В Мтф.6,9 читаем: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое».

В соответствии с сообщениями Евангелия от Иоанна Иисус постоянно говорит просто «Отец», чтобы указать или обратить внимание на Отцовское отношение между Собой и Богом; и обратить также внимание на отношение Бога к ученикам и к Божией Церкви:

Ин.4,21.23: «Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе».

Ин.5,45: «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете».  (смотрите также: Ин.6,27; 10,15; 14,8.13.16; 15,16; 16,3.20; 20,17).

Множество мест в четвёртом Евангелии, в которых приводится имя Бога «Отец», Иисус имеет в виду Своего Отца. Этим самым выражается как отношение Иисуса к Богу, так и отношение Бога к ученикам.

Обращение Иисуса к Богу словами «Мой Отец», имеет и для учеников определённое значение: это обращение даёт также связь или контакт для отношения учеников с Богом. Тот же взгляд мы находим в Д.Апостолов.

Там Святой Дух называет Бога: «Бог наш Отец», «Бог Отец», «Бог и Отец»; а полное обозначение гласит: «Бог и Отец нашего Господа Иисуса Христа». Имя «Отец» является особенным или свойственным обозначением Бога в Новом Завете. В этом имени Бога сконцентрировано исполнение ветхозаветных обетований.

Некоторые верующие думают, что имя Бога «Отец» и «Иегова» в Ветхом Завете – это одно и то же. Поэтому напоминаю вам, что имя Иегова – это имя откровения Господа Иисуса в Ветхом Завете.

Если бы это было одно и то же, то упоминание имени Иеговы в Ветхом Завете было бы излишним. Само собой ясно, что откровение Бога под именем «Отец» является особым откровением Божественной любви. Для сравнения привожу Пс.102,13: «как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его».

А теперь рассмотрим имя Небесного Отца, которое гласит: «Един Бог и Отец всех». Так мы читаем, например, в Еф.4,6: «один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас».

Это сообщение имеет очень важное значение и глубокий духовный смысл. Чтобы это высказывание было понятнее, то повторю его более простым языком: «Един Бог и Отец всех, Который стоит над всеми, Который действует через всех, и действует во всех». Но поскольку речь здесь идёт о детях Божиих, то всё должно быть ясно.

Но я должен ещё заметить, что в некоторых других переводах Библии последняя часть этого стиха читается более точно: «и во всех нас», как и в русском переводе. Поскольку в некоторых переводах Библии написано просто: «во всех», то это приводит к заблуждению и страстным спорам.

Это ещё раз говорит о том, что речь здесь идёт о детях Божиих, потому что в мирских людях Бог не может действовать. Читаем для примера Д.Ап.17,28: «ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: `мы Его и род’».

Точно так можно сказать и по отношению к Святому Духу: «Ибо Святой Дух дан верующим; мы являемся храмом Святого Духа, поэтому Отец и Сын живут в нас».

Против такого толкования высказываются сомнения, так как последнюю часть в Еф.4,6 «и во всех» без дополнения слова «нас» защищают как оригинальный текст. На основании взаимосвязи апостол Павел говорит здесь о фундаменте общения верующих.

Понимать или толковать выражение «Отец всех» таким образом, что Бог – это Отец всех людей, противоречило бы взаимосвязи и всему апостольскому учению. Выше я уже отметил, что Бог может быть Отцом только для тех людей, которые через покаяние родились свыше. Поэтому Он является Отцом «всех» детей Божиих, которых Он оправдал через веру, как написано в Рим.3,29: «Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников».

Лично я вообще не понимаю, почему можно высказывать сомнения и превратно толковать последнюю часть стиха в Еф.4,6, который гласит: «во всех». Верующие, которые ведут полемику вокруг этого выражения «во всех», вообще не берут во внимание тот факт, что это Послание апостол Павел написал Ефесскому собранию, которое состояло из детей Божиих. Поэтому последняя часть в Еф.4,6 относится к духовному общению членов собрания во Христе Иисусе.

Язычники, то есть многие современные народы, имеют много богов, а мы – христиане – имеем только одного Господа и Бога, Отца, от Которого вообще происходит имя «Отец». Если Святой Дух называет Его «Богом и Отцом всех», то под всеми нельзя понимать всех людей мира сего.

Отцовство Бога распространяется лишь на тех людей, которые на основании учения об избрании (Рим.8,29-30) Богом предопределены для сыновства до основания мира. Бог является нашим Творцом и нашим Господом, Который с исполненной любовью заботой охраняет всех Своих искупленных.

Он не только распространяет Свою руку над всеми, но и ведёт через Свой Дух всех на путь спасения. Такое предложение мы можем сказать в отношении всех людей мира сего, потому что Он хочет, чтобы все люди спаслись (1Тим.2,4).

А во-вторых, напоминаю всем вам сообщение Святого Духа в Иов.34,14-15: «Если бы Он (Бог) обратил сердце Своё к Себе и взял к Себе дух Свой и дыхание Своё, — вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах». Это сказано по отношению по отношению к людям мира сего.

На основании Своих обетований, Он находится также «во всех нас», как написано во 2Кор.6,16: «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом».

Праведный Отец. А теперь поговорим о нашем Небесном Отце, как о праведном Отце. Так обращается Господь Иисус в Своей первосвященнической молитве к Своему Отцу в Ин.17,25: «Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня».

Господь Иисус находится перед Отцом у цели всех Своих просьб. С этого момента Он мысленно идёт назад, чтобы конец увязать с началом; с таким намерением, чтобы обосновать ответ Отца на Свою молитву; намерение, которое можно ожидать на основании праведности Отца.

Господь Иисус обосновывает перед Богом несравнимые преимущества, за которые Он ходатайствует перед Отцом для искупленных. Погибший         мир отказывается признавать Бога. Если бы и ученики были ещё от мира сего, тогда Божия праведность имела бы причину отказать просьбе Иисуса.

Но Иисус появляется перед Отцом во главе Своих учеников. Иисус познал Бога, а ученики познали Иисуса, как посланного от Бога, потому что они введены в свет Божиего познания.

Так как Иисус осветил учеников только первыми лучами Божиего познания, поэтому Он просит Бога Отца, чтобы Он в будущем дал ученикам полное познание Бога. Против этой просьбы Иисуса Божия праведность ничем не возражает.

Наоборот, Отец исходит из Своей любви, чтобы поддержать желание Сына, выраженное Им в молитве. Обращение Иисуса к Богу «Отче праведный!» вместо «святой Отец» не является неумышленной. Иисус противопоставляет Себя здесь Божественной праведности возмездия, которая исключает мир сей из Божией славы.

Но для учеников Он нашёл средство, чтобы Божия праведность за них говорила. Господь Иисус углубляется в рассмотрение Божественной праведности, праведности возмездия, которая предопределит судьбу людей в соответствии с их отношением к Божиему откровению.

Отче Святый. С этим именем обращается Иисус к Богу в Своей Первосвященнической молитве в Ин.17,11: «Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, [тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы».

Святость у детей Божиих, что происходит от слова освящение, означает полная отдача Господу Иисусу, чтобы исполнять Его волю. На эту тему имеется проповедь в нашем сайте под названием «Освящение».

Божия святость состоит в свободном, самосознательном, спокойном и независимом самоутверждении. Он Сам является олицетворением доброты или благости, из которой исходит милость.

В Своей святости Бог проводит строгую границу между детьми Божиими и людьми, которые живут под господством природных склонностей ветхого человека. Этот класс людей, которые находятся вне общения с Богом, Писание называет «миром». А мы говорим просто «безбожный мир». Имя «Отче святый» указывает на Бога, Который провёл строгие границы между учениками и безбожным миром.

Своей просьбой «соблюди их во имя Твоё», Иисус имеет в виду сохранение этой линии разделения. Иисус просит Отца хранить Своих в области освящения, которая отделена от жизни мира сего; и в которой Сам Бог является центром.

Святость Бога является движущим основанием свободно сохранять Своих в этом мире, хотя они ещё и находятся в этом мире. В этом заключается понятие «Божией святости». Святой Бог, Который отделён от греха, Который имеет власть держать развращающее влияние греха вдали, может хранить Своих в этом мире от злого.

Отец славы. Это имя Бога является уникальным во всём Писании, то есть единственным в своём роде и находим мы его в Еф.1,17: «чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его».

Это имя Бога нельзя смешивать с выше рассмотренной святостью Бога. О Божией славе мы читаем также в Рим.6,4: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни».

Многие объяснения этого Божиего имени очень путаны и приводят в смущение. Выражения «слава Божия», которые мы встречаем в Послании к Тит.2,13 и Д.Ап.7,55, а также выражение: «Иисуса Христа нашего Господа славы» (Иак.2,1) едва ли могут послужить для толкования Божиего имени «Отец славы». Привожу эти три места:

Тит.2,13: «ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа».

Д.Ап.7,55: «Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога»,

в Иак.2,1: «Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица».

Повторяю, что эти три места Писания едва ли могут послужить для толкования Божиего имени «Отец славы». На основании этой взаимосвязи Бог нашего Господа Иисуса Христа является Отцом славы».

Некоторые толкователи пытаются связать это Божие имя с выражением из Послания Ефесянам, что тоже не приводит нас ближе к цели:

Еф.1,6.12.14: «в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа. Который есть залог наследия нашего, для искупления удела [Его], в похвалу славы Его».

Попытка истолковывать дополнительное слово «слава» по отношению к дарам не соответствует по отношению с другими взаимосвязями, как например: «Господа славы», «Бог славы» и «Царь славы» в 1Кор.2,8;  Д.Ап.7,2 и Пс.23,7, читаю эти места:

1Кор.2,8: «которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы».

Д.Ап.7,2: «Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран»,

Пс.23,7: «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!»

Ближе к истине приводит нас тот факт, что Бог открылся как «Отец славы» на основании величины Божественной силы, через которую Он воскресил Иисуса из мёртвых.

А Кто такое делает, воскресив Иисуса из мёртвых, Тот оказывает также силу славы по отношению к Своим, к искупленным, как читаем в Кол.1,11: «укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью».

Но это сообщение не должно быть поводом, чтобы Божию славу объяснять силой. Имя Бога «Отец славы» говорит о том, что Он извечен и Сам является славой.

Отец светов  Имя Бога «Отец светов» даёт нам Святой Дух в Иак.1,17: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены».

Согласно мнению некоторых толкователей выражение «Отец светов» является якобы астрономическим образом выражения. Бога рассматривают как инициатора небесных тел. Фило характеризует Бога «источником видимых звёзд».

В отношении таких высказываний я должен сказать: попытка искать в Послании Иакова астрономические выражения и пропорции, является глубоким заблуждением. Зато в Иак.1,17 Святой Дух торжественно называет Бога «источником всяких добрых и совершенных даяний».

Греческий предлог «anothen» означает «свыше», можно применять как описание для выражения «от Бога» в следующих местах Писания:

Иак.3,15: «Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская».

Ин.3,31: «Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех».

Ин.19,11: «Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе».

Посредством вуалирующего выражения «свыше» торжественность (важность) того факта, что Бог называется здесь неопределённо, ещё более возвышается. В этом тексте Иаков только намекает на великого и доброго Даятеля.

В выражении «свыше» содержится также суждение о ценности или качестве. Это значит: то, что приходит «свыше», является для людей, которые вращаются только в несовершенном и грешном земном, добрым и исцеляющим.

Для Иакова это было большим желанием, чтобы подчеркнуть полнейшую чистоту Бога. Он называет Бога первообразом завершённой чистоты – «Отцом светов». И если мы читаем в Иер.4,23: «Смотрю на землю, и вот, она разорена и пуста, — на небеса, и нет на них света», то Святой Дух ссылается здесь, конечно, на небесные светила.

Слово Божие и Святой Дух являются для нас первичным светом или светилами; вторичными светилами являются ангелы, а третьими светилами являются пророки, апостолы и учителя. Господь Иисус назвал их «светом мира» как читаем в Мтф.5,14: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы».

А в Иак.1,17 мы видим сравнение по отношению к недостаточности или дефектности земных светов. Иаков именует Бога Отца, но не Творца светов. Это соответствует поэтическому характеру языка Ветхого Завета, что между звёздами и ангелами не всегда проходит чёткая линия. Согласно Иов.38,7 «утренние звёзды» и «сыны Божии» являются параллельными понятиями. Понятие Отец применяется по отношению к звёздам и всей вселенной.

Фило говорит о мире, как о Сыне Божием. Бога он часто называет Отцом всего, Отцом и Творцом, или художником, создателем всего. А мир он называет наоборот «делом и произведением Бога». Бога он называет «солнцем солнц». Иосифус называет Бога «Отцом отцов; как Бога, Отца и Повелителем еврейского народа».

А Иаков придаёт своему высказыванию о Боге в Иак.1,17 совершенно новый оборот и одновременно усиление: он сравнивает Бога со звёздами, Который, однако, возвышен над изменениями и помутнениями движения природы.

В отличие от постоянных изменений в звёздном мире, наблюдаемыми астрономами, Бог не претерпевает никаких изменений. Каждое мыслимое изменение Бог энергично отрицает.

Изменение, как тень, которая появляется при солнечном или лунном затмениях, у Бога исключено. В противоположность Божиему постоянству мы видим изменчивость в жизни людей, как читаем в Пс.143,4: «Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень».

Свет земных источников претерпевает изменение при их затенении. В противоположность этому у Бога совершенно невозможно уменьшение чистоты. Апостол Иаков выразительно противопоставляет, что Бог является чистым первоисточником светов и одновременно абсолютно превосходит непостоянные источники света.

В Боге нет изменений и изменяющегося затемнения Его света. Он неизменно остаётся Тот же, высоко превознесённым над всеми изменениями и над каждым изменением (сменой) тварей мира сего.

В Своей любви и милости Бог далёк от всего, что для материального глаза появляется в сотворённом Богом звёздном мире, как изменчивость и странствования со всеми затенённостями и затемнениями. Свыше, от Бога, от Отца светов постоянно могут приходить только совершенные дары.    Аминь.