Елисей — прообраз Христа, часть первая

Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Уже много лет меня интересует случай, о котором Святой Дух сообщает нам в 4Цар.13,20-21: «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. 21 И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, [погребавшие] бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои».   Возьмём эти два стиха за наш главный текст и рассмотрим его. Я уверен, что и многие из вас уже не раз задумывались над этим сообщением. Ведь это феноменальный случай в Писании! Но так как в Библии нет ничего случайного, то попробуем сегодня с помощью Святого Духа разобраться, что именно Господь Иисус желает нам через это событие сообщить.

В первую очередь нам бросается в глаза, что даже в костях Елисея заключена величайшая сила жизни, которая, по сути, находится только в Небесном Отце и в нашем Господе Иисусе. Тем загадочней выглядит это событие для многих детей Божиих.

Об исцелении Елисеем Сирийского полководца Неемана я говорил в проповеди: «Как же вы времени сего не узнаёте?». И в этой истории мы уже видели духовное полномочие и силу, которой наделил его Господь Иисус.

В своих проповедях я также уже указывал на тот факт, что пророк Илия является прообразом Господа Иисуса на время закона, а Елисей, его преемник, является прообразом Господа Иисуса на время благодати.

Поэтому при рассмотрении жизни Елисея нам следует сейчас доказать, что он является прекрасным прообразом Господа Иисуса, тогда всё станет на свои места. Поэтому коротко рассмотрим жизнь пророка Елисея. Сравним его действия и поступки с действиями Иисуса во время Своего служения в плоти.

Начнём со вступления на служение как Елисея, так и Иисуса. Когда Елисей узнал, что Господь вознесёт Илию, то он ни на шаг не отставал от Илии; хотя Илия несколько раз просил Елисея остаться, то есть не сопровождать его.

Но вот подходят последние минуты восхищения Илии, о котором он знал, 4Цар.2,8.9: «И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху. 9 Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне».

В этом тексте Святой Дух сообщает нам очень интересное и мощное пророчество. Говорило ли оно раньше к вашим сердцам, дорогие слушатели? Мы видим, что пророк Илия наделён Господом Иисусом очень большой властью: даже при ударе своей милотью (его верхняя одежда) по воде Иордана, эта вода расступилась, и они оба перешли посуху!!!

Пророк Илия является прообразом Иисуса на время закона. Я написал и наговорил проповедь «Иегова – имя откровения Иисуса в Ветхом Завете». В этой проповеди я описал власть, данная Небесным Отцом Своему Сыну Иисусу.

Милоть Илии – это его одежда, которая указывает на абсолютное послушание в хождении Иисуса Своему Отцу, что равносильно нашему послушному и безукоризненному хождению в плоти. В этом феномене, что вода Иордана расступилась от удара Илии своей милотью, мы видим власть, данная Небесным Отцом Своему Сыну на всё время существования людей на земле!

А теперь переходим к следующему очень важному аспекту данного текста: «Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне».

Хорошая просьба была у Елисея, не правда ли?! Для нас, детей Божиих, лучшего нельзя и пожелать. Для разгадки этой тайны мы должны помнить о том, что Иисус получил от Отца абсолютную власть на земле и небесах как в Ветхом, так и в Новом Завете!

Мы должны также помнить о том, что эта просьба Елисея связана с его преступлением к служению. А теперь зададим себе вопрос: чем особым характерно начало служения Иисуса в плоти?

Во-первых, Иисус зачат в Марии Святым Духом, о чём читаем в Лук.1,35: «Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».

Следовательно, Иисус имел в Себе Святого Духа с момента зачатия. А  для Его служения Небесный Отец повелевает Иоанну Крестителю преподнести Иисусу водное крещение в Иордане.

А при этом крещении, как мы знаем, Небесный Отец помазал Своего Сына ещё раз Святым Духом. Об этом читаем в Мтф.3,16: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него».

В этом мы видим двойной Дух, о котором просил Елисей. И это значит, что плюс к тому, что Господь Иисус в образах и через пророков приготовил людей в Ветхом Завете к Своему пришествию, Он явился «в последние дни», чтобы исполнить Божии обетования по отношению к людям.

Об этом читаем в послании Евр.1,1-2: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил».

Возьмём ещё один аспект из жизни Елисея. Когда Господь Иисус решил восхитить Илию, то Он даёт ему задание, 3Цар.19,15-16,19: «И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск, и когда придешь, то помажь Азаила в царя над Сириею,

16 а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя; И пошел он оттуда, и нашел Елисея, сына Сафатова, когда он орал; двенадцать пар [волов] было у него, и сам он был при двенадцатой. Илия, проходя мимо него, бросил на него милоть свою».

При чтении этого места я и сам раньше проходил мимо него без особого снимания. Ну, подумаешь, что у Елисея было 12 пар волов, и, что при встрече его с Илией «сам он был при двенадцатой» паре волов и пахал этой парой. Значит, он был зажиточным человеком.

Согласно числовой символики число двенадцать является господствующим числом Израиля (примером являются 12 колен). И если мы будем помнить, что Елисей является прообразом Иисуса на время благодати и прочтём стих 11 в Евангелии от Иоанна:

«Пришёл к своим (к Израилю), и свои Его не приняли», то сразу всё становится ясно: эти 12 пар волов символично указывают нам на 12 колен Израиля, а Елисей – на Господа Иисуса во время благодати! На этом кольцо, по данному вопросу из жизни Елисея, замкнулось.

Переходим к следующему аспекту из жизни Елисея. Когда пророк Илия помазал Елисея вместо себя на пророка, то Елисей неотступно сопровождал Илию по всем местам, куда Илия ходил перед своим восхищением. Илия просит Елисея не ходить вместе с ним по этим местам, но Елисей не отстаёт от него.

Для примера возьмём первый случай, 4Цар.2,1-2: «В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала. 2 И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли они в Вефиль».

Возьмём выражение: «И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль…».

В статье: «Восстановление Иакова в Израиля» я частично растолковал Быт.35. Для того чтобы вы были в курсе дела, я приведу три первых стиха из этой главы: «Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего.

2 И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; 3 встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною в пути, которым я ходил».

Это сообщение пророческое. Иакову, в котором мы видим будущего Израиля, Господь предлагает пойти в Вефиль и там жить. Чтобы ещё более прояснить сообщение этих трёх стихов, приведу выдержку из второй части «Восстановление Иакова в Израиля».

Вефиль, или Ефрафа означает «дом Божий». В приглашении Господом Иакова в Вефиль следует рассматривать практический вход остатка в 144000 человек в 1000 летнее Царство по окончанию семидесятой седьмины. Истинный Израиль находится теперь в обетованной земле, то есть в доме Божием.

Мы, дети Божии, живём в домостроительстве, в котором Господь спасает людей по благодати. Божий народ будет жить в домостроительстве 1000 летнего Царства, в котором будет присутствовать его Бог и Царь. Поэтому мы рассматриваем это домостроительство как «дом Божий».

Там Господь предлагает Иакову устроить жертвенник Богу, явившемуся ему, когда он бежал от Исава. Приношением жертв Божий народ совершал служение своему Богу. Это значит, что и в 1000 летнем Царстве он должен в духе и истине служить Богу своих отцов: Богу Авраама, Исаака и Иакова.

Богу, Который образовал Себе Израиль. Что же сделал Иаков в ответ на приглашение Господа? В ст.2 читаем: «И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши».

А теперь вернёмся к Илии и Елисею, которые вместе пошли в Вефиль!!! Это посещение Илии и Елисея города Вефиля имеет тесную связь с приглашением Господа Иисуса Иакова в Вефиль (в Быт.35,1-3). В Быт.35 мы символично видим обетования, данные Господом Иисусом в Ветхом Завете Своему народу Израилю в отношении 1000 летнего Царства.

Именно поэтому Илия, прообраз Иисуса в Ветхом Завете, идёт в первую очередь в Вефиль!!! А теперь вы спросите: «а почему Елисей, прообраз Иисуса на время благодати, не отстаёт от Илии и вместе с ним идёт в Вефиль?» Хороший и правомерный вопрос!

Всё то, что Господь Иисус обетовал Своему народу Израилю уже в Ветхом Завете, Он исполнит по окончанию времени благодати. И в 1000 летнем Царстве духовный Христос (Церковь во главе с Иисусом) будет царствовать над Своим народом.

Это значит: весь Божий план по спасению людей; как Израиля, так и язычников, приводит в исполнение наш Господь Иисус! Будь это в лице Илии в Ветхом Завете, и в лице Елисея в Новом Завете: Иисус остаётся Один и Тот же, Евр.13,8: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же».

А завершение Божиего плана с людьми на земле мы видим в 1000 летнем Царстве. Я думаю, теперь должно быть ясно, почему вообще Елисей не отставал от Илии перед его восхищением,  и, во-вторых, почему они в первую очередь пошли в Вефиль – «дом Божий».

Следующим аспектом из жизни Елисея возьмём, 4Цар.2,19-22: «И сказали жители того города Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна.

 20 И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему. 21 И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. 22 И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал».

Начнём в этом тексте с самого главного. Только через смерть Иисуса на Голгофском кресте стало возможным получить жизнь, а именно жизнь вечную. Лучше всего этот вопрос или этот пункт нашей темы мы можем рассмотреть на основании Евангелия от Иоанна.

Если при евангелизации мы желаем привести кого-то к Иисусу, то рекомендуем ему прежде всего Евангелие от Иоанна читать. В этом Евангелии Евангелие Иисуса предельно ясно преподносится читателю: там он может найти все необходимые сведения для своего спасения.

Погибший грешник, желающий спастись для жизни вечной, в вере должен придти к Голгофе. Он должен верить всему, что через Святого Духа Иисус сказал в этом Евангелии. Все эти сообщения просты и доступны для людей с любым интеллектом; для детей и взрослых; для людей всех народов и наций; для бедных и богатых.

Поэтому нет необходимости обращаться к сложным сообщениям Святого Писания, в которых говорится о спасении для жизни вечной. В отношении мёртвых, каким согласно нашего главного текста является этот погребаемый, мы имеем очень меткое сообщение в Еф.2,1-6:

«И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, 2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, 3 между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие,

 4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, 5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — 6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе». Отметим в этом тексте два главных аспекта, которые касаются нашего погребаемого:

1)        «И вас, мёртвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили…». Но следует отметить, что на основании согрешения Адама и Евы все люди являются погибшими грешникам. Для Бога все люди мертвы, так как вследствие согрешения Адама и Евы их души для Бога умерли!!!

Такого погибшего грешника мы видим в погребаемом. На основании своей веры он в духе пришёл к Голгофе, где Господь Иисус умер за его грехи. Он это осознал и пришёл с покаянием в своих грехах. Теперь следует второй важный аспект из нашего текста.

2) «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, 5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — 6 и воскресил с Ним».

Это оживотворение или воскресение нашего погребаемого, мёртвого по преступлениям, произошло в момент его соприкосновения с костями Елисея, в котором мы видим умершего Господа Иисуса. В костях Елисея мы видим Голгофу!

Погребаемый вошёл с распятым Иисусом в контакт. А Сам Господь Иисус по этому поводу говорит в Ин.11,25: «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет».

Духовно мёртвого человека из нашего главного текста Господь Иисус воскресил на основании его покаяния, и он стал жить: «и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои».

Как на основании этого события, так и при дальнейшем рассмотрении жизни Елисея вы с достоинством можете оценить пророческие сообщения и прообразную речь Святого Духа в Ветхом Завете; духовными глазами увидеть ту великую славу, то богатство Слова Божиего, которое Господь Иисус желает сделать и вашим достоянием.

На этом перейдём к следующему случаю в жизни Елисея, который является очень важным для нашего духовного роста и познания Писания, 4Цар.2,13-15: «И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; 14 и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал:

где Господь, Бог Илии, — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей. 15 И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли».

Приведу ещё раз текст из 4Цар.2,19-22: «И сказали жители того города Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна. 20 И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему.

21 И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. 22 И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал».

Рассмотрение данного текста следует начать с города Иерихона. Об этом городе Святой Дух даёт нам в Писании богатейшую информацию. Город Иерихон помехой лежал на пути, по которому Израиль должен был войти в обетованную землю Ханаан.

Напоминаю вам, что Иерихон является олицетворением безраздельной власти сатаны над Божиим Творением в течение 4000 лет до пришествия Господа Иисуса в плоти на землю с целью освободить людей от власти сатаны.

Сатана имел цель истребить с лица земли Божие Творение – людей. Символично мы это видим даже в том факте, что Иерихон встречается в Писании 63 раза, что означает искоренение, истребление. Но к нашему великому счастью Господь Иисус одержал на Голгофском кресте над сатаной блестящую победу (Евр.2,14). Символично мы видим эту победу над сатаной в падении Иерихона!

Но в падении Иерихона мы видим также условия, каким путём дети Божии во время благодати могут и должны побеждать сатану и его демонов. Для этого привожу первые 4 стиха из И.Нав.6,1-4: «Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, [и находящихся в нем] людей сильных;

2 пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды [в день]; и это делай шесть дней; 3 и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами;

 4 когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и [весь] народ пойдет [в город, устремившись] каждый с своей стороны».

Это были строгие условия, при соблюдении которых Господь полностью разрушил, просто завалил, стены Иерихона, разрушил крепость сатаны! Этими условиями являются: послушание Господу и единодушие при исполнении Его повелений!

Это значит: иметь заповеди Господа и их исполнять! (Ин.14,21). Как видим в этих четырёх стихах, Божий народ Израиль имел эти Божии повеления. При таком подходе к исполнению заповедей Господа Он может и хочет в настоящее время давать детям Божиим победы над сатаной.

Яркий пример для этого мы видим в Д.Ап.4,31: «И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением».

Хотя сатана и его демоны ещё присутствуют в этом мире и чинят Божиему делу много вреда, но его власть над людьми не будет больше восстановлена в той мере, в какой он её имел до Голгофы!!! Иисус победил его раз и навсегда!

Поэтому мы читаем о повелении Господа через И.Навина в отношении Иерихона следующее в И.Нав.6,25: «В то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его и на младшем своем поставит врата его».

При таком раскладе фактов об Иерихоне, как мы выше слышали, вы можете меня теперь спросить: «а почему город Иерихон называется в Писании городом пальм?». Этот факт имеет очень глубокий духовный смысл. Чтобы это понять, мы должны исходить из выше сказанного:

Иерихон является олицетворением безраздельной власти сатаны над Божиим Творением в течение 4000 лет до пришествия Господа Иисуса в плоти на землю с целью освободить людей от власти сатаны.

Но до появления на земле людей и их падения в грех, наша земля не являлась и не могла быть оплотом сатаны против людей. Согласно Своего плана Бог сотворил нашу планету Земля прекрасным жилищем для людей, которых Он хотел сотворить на этой земле.

Об этом читаем в Ис.45,18: «Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства: Я Господь, и нет иного».

Я уверен, что никто из нас и приблизительно не может себе представить, как прекрасно выглядела наша планета, что символично видим в выражении «город пальм». Пальма символизирует в Писании мир.

Так как Святой Дух называет нашего Господа Князем мира, то согласно Его замысла на этой планете должен был господствовать мир и полнейшая гармония. Земля, в этом прекрасном виде, какую её создал Бог первоначально (Ис.45,18), была разрушена низвержением с небес сатаны и его демонов.

Но Божий план в отношении «города пальм» не потерпел крах и не закончился разрушением этой прекрасной планеты вследствие низвержения сатаны и его демонов! Но исследование в этом направлении выходит за пределы рамок нашей темы.

Поэтому вернёмся к нашему тексту 4Цар.2,19-22. Я приведу ещё раз стих 19: «И сказали жители того города Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна».

«Положение этого города хорошо…». В этом выражении мы видим оценку Богом Своего Творения согласно Быт.1,21. Шесть дней Бог восстанавливал разрушенную планету, этот «город пальм», а в заключение читаем: «И увидел Бог, что это хорошо».

«Но вода нехороша и земля бесплодна». В воде мы видим Слово Божие. Но разве мы можем сказать, что Слово Божие имеет изъяны, что Оно нехорошее? В Ветхом Завете Бог дал Своему народу Израилю закон, который он должен был исполнять! Об этом законе читаем в Неем.9,13: «И снисшел Ты на гору Синай и говорил с ними с неба, и дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые».

Но в грешной плоти человек не может исполнять эту святую Божию волю, выраженную в этих Божиих справедливых судах, верных законах, добрых уставах и заповедях! О том, что делами закона нет оправдания и, что буква закона не спасает, а убивает, мы читаем во:

2Кор.3,6: «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит».

Гал.2,16: «однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть».

В Ветхом Завете Израиль имел закон, согласно которого, как мы прочитали в этих двух стихах, не было оправдания для людей, а наоборот: буква закона убивала!!! Именно в этом мы видим тот факт, что у Иерихона вода была нехороша, непригодна для пищи.

А что делает Елисей, в котором мы видим прообраз Иисуса? Он делает эту воду (Слово Божие) пригодной для употребления!!! В Гал.2,16 мы это видим в том, что «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа…».

Эту возможность Господь Иисус осуществил Своим делом на Голгофском кресте. В нашем тексте, 4Цар.2,19-22, Святой Дух подтверждает всем людям времени благодати, что «вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал». Вместо Елисея в это выражение можно поставить: «по слову Господа Иисуса, которое Он сказал».

Еф.5,25-26: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, 26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова»,

в котором мы видим воду у Иерихона, которую Елисей сделал пригодной для употребления! Далее об этой воде, то есть о Слове Божием читаем в 1Тим.1,15: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый».

Это сказал апостол Павел, на этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.