Гаваонитяне, часть четвёртая

Мир вам, дорогие слушатели. Продолжаем рассмотрение нашей темы «Гаваонитяне». Переходим сегодня в десятую главу Иисуса Навина.  Очень важно для нас рассмотреть хотя бы стихи с 1-14. Поэтому прошу наших слушателей подробно и внимательно дома рассмотреть эту главу. Рассмотрим несколько стихов, И.Нав 10,1-7: «Когда Адониседек, царь Иерусалимский, услышал, что Иисус взял Гай и предал его заклятию, и что так же поступил с Гаем и царем его, как поступил с Иерихоном и царем его, и что жители Гаваона заключили мир с Израилем и остались среди их, 2 тогда он весьма испугался, потому что Гаваон [был] город большой, как один из царских городов, и больше Гая, и все жители его люди храбрые. 3 Посему Адониседек, царь Иерусалимский, послал к Гогаму, царю Хевронскому, и к Фираму, царю Иармуфскому,

и к Яфию, царю Лахисскому, и к Девиру, царю Еглонскому, чтобы сказать: 4 придите ко мне и помогите мне поразить Гаваон за то, что он заключил мир с Иисусом и сынами Израилевыми. 5 Они собрались, и пошли пять царей Аморрейских: царь Иерусалимский,

царь Хевронский, царь Иармуфский, царь Лахисский, царь Еглонский, они и все ополчение их, и расположились станом подле Гаваона, чтобы воевать против него. 6 Жители Гаваона послали к Иисусу в стан [Израильский], в Галгал, сказать: не отними руки твоей от рабов твоих;

 приди к нам скорее, спаси нас и подай нам помощь; ибо собрались против нас все цари Аморрейские, живущие на горах. 7 Иисус пошел из Галгала сам, и с ним весь народ, способный к войне, и все мужи храбрые».

Когда безбожный мир видит, как Церковь Иисуса количественно и качественно растёт; когда безбожники видят бесстрашие, интерес и цель детей Божиих, то их охватывает страх, что в своих целях они потерпят крах и кораблекрушение.

Они сгруппировываются и дружно идут в наступление против детей Божиих, не против религиозных людей! Нет! нет! Во многих странах они уже приняли решение истребить детей Божиих. Единственно надёжной защитой против этих решений и мероприятий безбожного мира, с которой дети Божии могут считаться – это наш Господь Иисус!!!

Именно это предпринимают и Гаваонитяне: они пошли к Иисусу Навину (к Господу Иисусу) в Галгал. Заметим себе это! Господь Иисус верен и своевременно приходит к Своим на помощь.

Против Гаваонитян выступило 5 царей. Это значит, что все люди мира сего, как и 5 неразумных дев в 10-ой притче Царства Небесного, при желании могут воспользоваться Божией милостью. Или, как Филистимляне, в среде которых в течение 7 месяцев находился ковчег завета (прообраз Иисуса). Филистимляне – прообразно представляют окружающий нас безбожный мир.

Но ни Филистимляне, ни 5 неразумных дев этого не сделали!!! Следствием этого неразумного шага является суд, который мы видим в ст.9: «И пришёл на них Иисус (Навин) внезапно…!!!».

В ст.5-6 мы затем видим, как Господь Иисус совершает суд над пятью царями, что символично указывает на суд 70-ой седьмины. А теперь следует самое главное сообщение главы 10, И.Нав10,12-14: «Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю,

 когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! 13 И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим.

Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»? 14 И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля».

Я верю, что этот исторический феномен действительно имел место. Я исхожу из того, что у Бога всё возможно!!! И нет ничего, что было бы невозможно у Бога. Богу ничего не стоило остановить на мгновение движение всех планет и звёзд в солнечной системе, чтобы не нарушить их взаимосвязь, притяжение и гармоничное движение. От этой остановки исчисление времени не нарушилось!!!

В этом «гласе человеческом» в нашем тексте мы видим голос Сына Человеческого – Иисуса Христа, когда Он в плоти находился на земле и в связи с этим назвал Себя Сыном Человеческим. В отношении Своей тесной и постоянной связи с Отцом Он сказал в Ин 11,41-42:

«… Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. 42 Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». (Отец всегда слышал и отвечал Сыну).

Из этого места и многих других мест в Н.З. видно, что в плоти на земле Иисус постоянно оставался в тесной связи со Своим Отцом: как через молитву, так и акустически. По поводу крещения Иисуса Иоанном Крестителем в Иордане небесный Отец говорит, Мтф 3,17: «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

И на горе преображения, когда Иисус решал с Отцом дальнейший ход событий, то там явились им Илия с Моисеем, которые в 70-ю седьмину будут свидетельствовать среди Израиля Евангелие Царствия согласно Мтф 24,14, Отец небесный возгласил, Мрк 9,7: «И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте».

Отметим ещё одно очень важное качество или свойство Иисуса, когда Он был в плоти на земле. Мы знаем, что Он оставил славу, которую Он имел, будучи на небесах у Отца, а совершив дело, порученное Ему Отцом, Он просит Отца прославить Его прежней славой в Ин 17,4-5:

«Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. 5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира».

Но это не значит, что будучи в плоти на земле, Он не имел Божией славы. Наличие этой славы в Иисусе мы видим, например, в:
Лк 9,32: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним».

Ин 1,14: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца».

Ин 2,11: «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его».

А теперь, дорогие слушатели, я частично открываю тайну, к которой я хочу вас привести: солнце символизирует славу Божию, а поскольку Иисус есть Бог, то оно символизирует и Его славу.

Луна же, получая свет от солнца, символизирует славу «Сына Человеческого», то есть славу Иисуса, когда Он в плоти находился на земле, о чём я только что выше отметил.

А теперь вернёмся к нашему тексту в И.Нав 10,12-14 и внимательно, в духе рассмотрим его. Выделим пока выражение, «Иисус воззвал к Господу… и сказал… стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!»

И как ответил Бог на просьбу или молитву Иисуса Навина? Обращаю ваше внимание на тот факт, что особенно в этом отрезке Слова мы должны видеть Самого Господа Иисуса! Ниже мы это поймём. И как всё-таки Бог ответил на просьбу Иисуса? Привожу этот отрезок:

«И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»? 14 И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля».

А мы можем добавить: гласа Сына Человеческого!

Чтобы понять тайну выше приведённого Слова в книге И.Нав.10,12-14 нам следует обратиться снова к символике. Солнце является прообразом Бога, а его яркий свет – на Его славу! Как на солнце мы не можем смотреть открытыми глазами, так и на Бога в Его славе мы не можем в плоти смотреть.

А поскольку Иисус – Бог, то это относится в той же мере и к Иисусу! Луна – является прообразом Иисуса в плоти, то есть – на «Сына Человеческого», как Он Себя назвал, когда был в плоти на земле!!!

Но мы с вами знаем, что луна сама по себе не светит, а видим мы её, когда она освещается солнцем. На луну же мы можем смотреть даже при полном её освещении солнцем!

Также и Иисуса видели люди, когда Он в плоти был среди них. Как в полностью солнцем освещённой луне мы имеем представление о ярком свете солнца, так и в Иисусе в плоти мы имеем представление о славе Небесного Отца.

Поэтому на просьбу Филиппа показать Небесного Отца Иисус сказал, Ин 14,8-9: «Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. 9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?»

Это значит, что в Иисусе, когда Он был на земле, люди всё же видели славу Божию. Повторю выше приведённые стихи:

Лк 9,32: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним».

Ин 1,14: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца».

Ин 2,11: «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его».

А что Небесный Отец исполняет просьбу Своего возлюбленного Сына Иисус Христа, мы видим в выше приведённом тексте по поводу воскрешения Иисусом Лазаря. Повторяю этот текст, Ин 11,41-42:

«…Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня; Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня».

А теперь мы подходим к самому главному, к главной части тайны, скрытой в нашем тексте в И.Нав 10,12-14, где читаем: «Иисус (это был И.Навин)… воззвал к Господу… стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!»

Безусловно, каждого слушателя интересует тот факт, что по просьбе Иисуса Навина солнце и луна действительно стояли и не спешили к западу почти целый день!!! А во вторых: «Не это ли написано в книге Праведного:

«стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день«? И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля!!!»

Выражение: «почти целый день» является отрезком времени! Это ясно. Мы с вами знаем, насколько можем охватить нашим человеческим умом, что Бог по времени вечен и неизмеримо велик!!! А про Сына Божиего мы читаем: «в начале было Слово и Слово было у Бога…!»

То есть Иисус был тоже из вечности!!! Но когда пришло время сойти в плоти на землю, чтобы помочь падшему Божиему Творению выбраться из плена сатаны, то Он оставил Божественную славу. По отношению к вечности, пребывание Иисуса на земле является в глазах Бога очень коротким мгновением!

Именно это короткое мгновение мы видим в выражении: «почти целый день». Время и цель пребывания Иисуса на земле, является для Небесного Отца и Его Сына настолько важным моментом в бытие Святой Троицы, что Они полностью сконцентрировались на факт пребывания Иисуса в плоти на земле и на дело, которое Отец Ему поручил!!!

Дорогие слушатели, я хочу, чтобы вы поняли важность Божиего намерения с людьми и важность Божиего плана спасения этих людей! Поэтому мы можем символично так выразиться: в течение времени пребывания Сына Божиего, Иисуса Христа на земле, Бог приостановил все Свои прочие дела на небесах-

B полностью сконцентрировался на деле, которое Он поручил Своему Сыну на земле, чтобы сатана не мог помешать исполнению этого дела, чтобы оно не пошло вкривь и вкось! Отец и Сын заняты одним, наиважнейшим делом, поэтому и читаем в нашем тексте: «Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля».

Это значит, что Отец непрерывно наблюдает за ходом дела и строго следит за его исполнением. А ведь Иисус Навин (Иисус Христос!) просит, чтобы солнце и луна не просто стояли на небе, а конкретно: «стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!»

В других проповедях я уже много говорил о том, что земля по отношению к небесам является долиной – сферой действия сатаны. А Сын Божий – Иисус пришёл к нам на землю именно в эту долину, чтобы освободить Своё Творение, людей, из плена сатаны!!!

Поэтому луна, прообраз Иисуса в плоти, и должна была стоять «над долиною Аиалонскою!!!». Как долго? Пока Сын Божий, Иисус ни совершит порученное Ему дело на Голгофе. Это время и является тем отрезком времени, о котором читаем: «почти целый день».

А Небесный Отец неотступно наблюдает за Своим Сыном во всё это время и определяет Его действия: от Его зачатия в Марии и до вознесения на небеса, поэтому в нашем тексте солнце тесно связано с луной: «стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!»

Особое ударение ставлю на тот факт, что ни на одно мгновение небесный Отец не оставлял Своего Сына во время Его пребывания на земле!!! А если в Мтф 27,46 Иисус громким голосом возопил: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»,

то здесь мы видим, что Он к Богу взывает, а не к Отцу!!! И Авраам (прообраз Небесного Отца) три дня шёл вместе со своим сыном Исааком (прообраз Господа Иисуса) и не оставлял его! А теперь ещё раз обращаю ваше внимание на выражение: «И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля»!!!

Мы можем сказать: не было такого исторического факта сошествия Бога в лице Иисуса Христа на землю с целью спасения людей!!! Не было и больше не будет!!! Господь Иисус в совершенстве исполнил порученное Ему дело на Голгофе, и повторять его нет необходимости!!!

Поэтому Соломон и сказал в Еккл.3,14: «Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, — и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его».

И по той же самой причине Господь Иисус строго наказывает Моисея за то, что он во второй раз ударил скалу, в которой прообразно видим Иисуса. Господь Иисус запретил Моисею входить в Ханаан. Чис.20,8-12: «Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой,

 и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его. 9 И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему. 10 И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?

11 И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его. 12 И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему».

Со скалой, в которой мы образно видим Иисуса, следовало во второй раз говорить, а не бить её жезлом! Иисус был только один раз на Голгофе распят, и второй раз Он не явится на землю с этой целью!!! Нет больше необходимости!

С целью добычи воды из скалы Моисей должен был её только один раз в Исх.17,5-6 своим жезлом бить. Это событие является разовым и неповторимым, потому что оно прообразно указывает на распятие Иисуса на Голгофском кресте!!!

И по этой же причине не следует в молитве «Отче наш» так молиться: «да прийдет Царствие Твоё»! Если так будем просить Небесного Отца, то это значит, что мы просим ещё раз послать Его Сына на землю, чтобы Его распяли на Голгофе, как и Моисей во второй раз ударил скалу! В Мтф.3,2 и 4,17 мы видим, что в лице Иисуса Царствие небесное приходило к людям на землю!!!

Я только объясняю, как следует смотреть и понимать эту строку в молитве «Отче наш». Как каждый из вас дальше поступит – это ваше дело – дело послушания, уважения и любви нашего Господа Иисуса!!!

Но на этом сказание о Гаваонитянах в Святом Писании не закончено. Поэтому обратимся ко 2Книге Царств, гл. 21,1-3,6, где читаем: «Был голод на земле во дни Давида три года, год за годом. И вопросил Давид Господа. И сказал Господь:

это ради Саула и кровожадного дома его, за то, что он умертвил Гаваонитян. 2 Тогда царь призвал Гаваонитян и говорил с ними. Гаваонитяне были не из сынов Израилевых, но из остатков Аморреев;

Израильтяне же дали им клятву, но Саул хотел истребить их по ревности своей о потомках Израиля и Иуды. 3 И сказал Давид Гаваонитянам: что мне сделать для вас, и чем примирить вас, чтобы вы благословили наследие Господне?

из его потомков выдай нам семь человек, и мы повесим их пред Господом в Гиве Саула, избранного Господом. И сказал царь: я выдам».

Через Самуила Саул имел от Господа задание истребить Амаликитян. Это задание он не выполнил! А то, что он не должен был делать, он своевольно делал: занялся истреблением Гаваонитян. Почему? В чём же заключается истинная причина? И здесь мы должны в духе мыслить.

Раньше я уже неоднократно обращал ваше внимание на тот факт, что Саул является прообразом политической и духовной элиты Израиля. Противопоставим теперь этой элите Израиля Гаваонитян, в которых мы видим детей Божиих из язычников в древнем собрании.

Для этого обратимся к 1Фес.2,14-16: «Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев,

15 которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, 16 которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца».

Из этого текста видно, что Иудеи жестоко преследовали верующих язычников. Святой Дух напоминаем им, что они убили Господа Иисуса, а их предки – Его пророков, а теперь изгоняют апостолов, препятствуя им евангелизировать среди язычников.

Это противное Господу Иисусу дело совершала элита Израиля руками рядовых Израильтян уже во время благодати. Символично мы это видим в том, о чём читаем в нашем тексте: это ради Саула и кровожадного дома его, за то, что он умертвил Гаваонитян.

Саул убивал Гаваонитян – спасённых из язычников! И за это Господь Иисус наложил на Израиль наказание в том, что три года подряд не было урожая и Божий народ терпел голод.

А в 1Фес.2,16 читаем о суде Господа по отношению к Своему народу, который мы символично видим в голоде во времена Давида, «и через это (из-за всех преступлений Израиля по отношению к Своему Иегове, ко всем пророкам и Апостолам, а в конце концов и по отношению к Церкви Иисуса) всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца».

Но чтобы отвратить дальнейший суд над Израилем Давид вопрошал Господа, Который открыл ему причину. Теперь Давид стремится наладить отношения с Гаваонитянами и говорит им: «что мне сделать для вас, и чем примирить вас, чтобы вы благословили наследие Господне?»

Гаваонитяне отвечают: «из его потомков выдай нам семь человек, и мы повесим их пред Господом в Гиве Саула, избранного Господом. И сказал царь: я выдам».

В самом факте повешения этих семи Израильтян мы видим исполнение совершенного и праведного Божиего суда над Своим народом, о котором Господь говорит в 1Фес.2,16: которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца. то есть Божий суд гнева в 70-ой седьмине, который в первую очередь предназначен для Израиля!!!

А что всё же в духе мы видим в обращении Давида к Гаваонитянам в его выражении: «что мне сделать для вас, и чем примирить вас, чтобы вы благословили наследие Господне?»

Обращаюсь теперь к вам, дорогие слушатели, что сделал для нас «Гаваонитян» наш милостивый Господь Иисус, чем Он нас примирил, чтобы мы, дети Божии благословили наследие Господне?

Чтобы лучше и исчерпывающе ответить на мой вопрос, я должен вам сообщить, что в «наследии Господнем» мы должны видеть остаток Израиля в 144000 человек. А теперь отвечаю на поставленный мною вопрос.

Каким мерилом можно измерить ту великую милость Господа, которую Он проявил по отношению к нам язычникам?! Отставив Свой народ в сторону за то, что он не принял Иисуса своим Мессией, Он принял нас язычников и в течении примерно 2000 лет спасает по благодати!!!

Но Господь Иисус сделал гораздо больше этого!!! Об этом мы читаем в Послании Еф 2,13-16: «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. 14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,

15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, 16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем».

Мы, дети Божии, всё это прекрасно понимаем и бесконечно радуемся и благодарим нашего любящего Господа Иисуса, но очень жаль, что Божий народ – Израиль этого не понимает сейчас и не принимает эту Божию милость.

А нам, детям Божиим, Господь Иисус предлагает за проявленную к нам милость усиленно и непрестанно молиться за Его народ, пока Господь не прославит его в 1000 летнем Царстве Ис 62,6-7: «На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, [которые] не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие Господу! не умолкайте, — 7 не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле».

Отсюда видно, какая великая ответственность лежит на детях Божиих, которых мы видим в «сторожах на стенах Иерусалима». Практически, Господь Иисус взял Своё Слово у Израиля и передал его нам язычникам.

Дал нам Святого Духа, чтобы понимать это Слово, поэтому Он просит нас, не умолкая, стоять перед Ним в молитве за Израильский народ, чтобы мы Ему постоянно напоминали о Его обетованиях в отношении Израильского народа, и чтобы Он защитил его от всех совершаемых против него агрессий. Как долго? Пока Он «не сделает Иерусалима славою на земле», то есть «восстановит» Свой народ в 1000 летнем Царстве, согласно Его обетований.

Вот это примерно то, что я хотел вам, дорогие слушатели, сообщить о Гаваоне и Гаваонитянах, которые являются единственно открытым и очень доступным примером в Ветхом Завете, как Господь Иисус обещал принять язычников и спасать по благодати.

Для нас с вами это является очень близкой, радостной и ободряющей темой – приятным наслаждением для нашего сердца!!! И мы должны бесконечно благодарить за это нашему любящему Господу, что Он уже в Ветхом Завете полуоткрытым текстом (символично) сообщает нам об этом – именно о том, что Он не забыл включить язычников в Свой план спасения людей для жизни вечной.

О Гаваонитянах можно ещё очень много радостного сказать, если глубже и подробней рассматривать эту тему. Но мы с вами закончим на этом рассмотрение данной темы и поставим на этом точку. А всем вам я желаю в дальнейшем рассмотрении этой темы обильного благословения и радости в Господе Иисусе. Аминь.