Гаваонитяне, часть третья

Мир вам, дорогие слушатели, продолжим рассмотрение темы «Гаваонитяне». В прошлый раз мы остановились на том, что надо бежать блуда. Особенно это подчёркнуто в 1Кор.6,18: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела». Что «всякий грех, какой делает человек, есть вне тела» приводит большинство детей Божиих в смущение, в затруднительное положение.Но чтобы понять смысл этого сообщения мы должны исходить из второй части этого стиха: «а блудник (кто блудодействует) грешит против собственного тела». Для разъяснения этого факта обратимся за помощью к 1Кор 12,18: «Но Бог расположил члены, каждый в [составе] тела, как Ему было угодно».

Это значит, что все дети Божии являются членами тела Иисуса Христа, что тело Иисуса Христа является и духовным телом каждого дитя Божиего. Поэтому: «кто блудодействует, тот грешит против собственного тела»!!! Но в этом блуде, прежде всего, имеется в виду общение с чужими богами, что является духовным блудом: блудодеянием с идолами или просто «идолопоклонством».

Несмотря на все предупреждения и увещевания в Новом З. многие дети Божии несознательно и сознательно занимаются идолопоклонством.

Однако пойдём дальше и рассмотрим стихи 7 и 8 нашего текста, И.Нав 9,7: «Израильтяне же сказали Евеям: может быть, вы живете близ нас? как нам заключить с вами союз? 8 Они сказали Иисусу: мы рабы твои. Иисус же сказал им: кто вы и откуда пришли

Несмотря на то, что к Иисусу Навину пришла целая группа Гаваонитян, но Израильтяне говорят с ними в единственном числе. Во время благодати Господь Иисус говорит и работает индивидуально с каждым человеком, ибо Он является персональным Богом – Богом личностей.

Во время благодати Господь Иисус работает не с массами одновременно, как во время закона с Израилем. Поэтому Израильтяне вели диалог с «Гаваонитянином», а не с «Гаваонитянами». Но в поведении Гаваонитян мы обнаруживаем теперь что-то очень удивительное: они вообще не реагируют на вопрос Израильтян и говорят: «мы рабы твои».

Из всего того, что мы выше познали, следует, что во всей истории Гаваонитян мы символично видим покаяние людей, их обращение к Господу Иисусу. Поэтому в Израильтянах, которые ведут с Гаваонитянами диалог, мы должны видеть, к примеру, «евангелистов» или просто детей Божиих.

Они рассказывают погибшему грешнику Евангелие и пытаются ему объяснить, что он действительно является погибшим грешником и крайне нуждается в прощении грехов. Вопрос Израильтян: «может быть, вы живете близ нас? как нам заключить с вами союз?», мы можем выразить следующим образом: «что ты о себе думаешь, осознаёшь ли ты, что являешься погибшим грешником.

Ты хотя и веришь в Бога, но быть может ты всего лишь религиозный человек? Если это так, то ты должен знать, что твоя религиозность тебя не спасёт». И тут совершается чудо: религиозный человек осознаёт свою погибельность и проявляет готовность к покаянию!!! При своём покаянии он говорит с Господом Иисусом!

И что же он говорит Иисусу? Он сказал Иисусу (Иисусу Навину): «мы рабы твои = я раб твой». В этом мы видим совершенно ясное признание. Это значит: «я верю в тебя и благодарю, дорогой Господь Иисус, что Ты на Голгофском кресте умер за мои грехи и ценой Твоей жизни желаешь вернуть меня в собственность (в раба) небесного Отца. И я от всего сердца желаю этого.

Я признаю, что являюсь погибшим грешником и прошу Тебя: омой меня Своей кровью от всех грехов и сделай дитём Божиим. Я передаю свою жизнь в Твои верные руки и прошу, чтобы с этого момента Ты определял мои пути».

Но Гаваонитяне выразили это одним коротким предложением: «мы рабы Твои». Они не просто желают этого, но они это утверждают: «мы рабы Твои!» Нормальным образом раб не имеет никаких прав и должен беспрекословно исполнять волю своего владельца. Но у детей Божиих этот вопрос выглядит иначе.

Я могу сказать, что между настоящим рабом и рабами Божиими имеется большая разница. Привожу несколько мест:
Ин 15,15: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего».

Гал 4,7: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа».
1Пет 2,16: «как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии».

В стихах 8-13 нашего главного текста Святой Дух сообщает нам всевозможные причины, которые возбуждают сердца людей к готовности покаяния. Тут мы видим передачу погибшего грешника Господу Иисусу. Частично мы это видим уже в стихах 3-5.

Но это было действие Святого Духа в сердцах погибших людей; это было обличение, чтобы погибший грешник действовал. Когда сознание погибшего состояния в человеке окончательно созревает, тогда он начинает действовать, как мы в стихах 8-13 читаем.

Приведу хороший пример, в котором мы видим, как действуют погибшие грешники, чтобы избежать вечной погибели, 4Цар 7,3-5: «Четыре человека прокаженных находились при входе в ворота и говорили они друг другу: что нам сидеть здесь, ожидая смерти?

 4 Если решиться нам пойти в город, то в городе голод, и мы там умрем; если же сидеть здесь, то также умрем. Пойдем лучше в стан Сирийский. Если оставят нас в живых, будем жить, а если умертвят, умрем. 5 И встали в сумерки, чтобы пойти в стан Сирийский. И пришли к краю стана Сирийского, и вот, нет там ни одного человека».

Выражение «Четыре человека прокажённых» символизирует погибший мир. Число 4 – это мир сей (север, запад, юг, восток), а проказа является прообразом греха. И в настоящее время весь мир находится в состоянии погибели!

Погибать не нужно, но можно только спасаться, придя к Иисусу. Но в этих четырёх человеках мы видим таких людей, которые ещё духовно прозревают и видят своё погибшее состояние; и они, обсудив своё положение, начинают действовать!

А когда эти четверо прокажённых (погибших) спаслись для жизни вечной, то в их дальнейших действиях мы видим, как должны действовать дети Божии в настоящее время, 4Цар 7,8-9: «И пришли те прокаженные к краю стана, и вошли в один шатер, и ели и пили, и взяли оттуда серебро, и золото, и одежды, и пошли и спрятали.

Пошли еще в другой шатер, и там взяли, и пошли и спрятали. 9 И сказали друг другу: не так мы делаем. День сей — день радостной вести, если мы замедлим и будем дожидаться утреннего света, то падет на нас вина. Пойдем же и уведомим дом царский».

В серебре мы видим их спасение для жизни вечной, в золоте – Божию славу, которую они приобрели при спасении, а одежда указывает на тот факт, что согласно Д.Ап 26,18 они изменили своё хождение.

Всё это они спрятали и пошли в другой раз. Но больше чем одно спасение человеку не требуется!!! Это значит, что они наслаждались своим спасением и вдруг опомнились, что и другим следует рассказывать о радостной вести с Голгофы.

А выше мы отметили, что «Пойдем же и уведомим дом царский». Это указывает на конец времени благодати, следовательно, сейчас нельзя сидеть и наслаждаться своим спасением, а активными делами отвечать на призыв Господа Иисуса, Мтф 9,37-38: «Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; 38 итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою».

Об этом предупреждает также Святой Дух в Ин.9,4: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. 5 Доколе Я в мире, Я свет миру».

Из выше рассмотренных стихов мы видим, как должны действовать погибшие грешники, чтобы спастись для жизни вечной; и как должны действовать дети Божии, чтобы погибшему миру нести радостную весть с Голгофы, что они должны делать с тем, что небесный Отец подарил им в Своём Сыне – Иисусе Христе.

Об этом богатстве, об этом сокровище, которое мы имеем в Иисусе Христе, я сказал целую серию проповедей. Как поступает или действует Господь Иисус со Своими искупленными мы можем судить из сообщения в Евр 12,7:

«Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?»

Самое прекрасное свидетельство человека мы видим в его добровольном приходе к Господу Иисусу, в том, что он совершенно ясно совершит покаяние с полнейшей передачей себя в руки Иисусу. О таких мы можем сказать, что Господь Иисус всех примет, простит им грехи и спасёт для жизни вечной, ибо об этом говорит Сам Иисус в Ин 6,37:

«Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон»,

Именно этот факт мы видим в ст.15 нашего текста, И.Нав 9,15: «И заключил Иисус с ними мир и постановил с ними условие в том, что он сохранит им жизнь; и поклялись им начальники общества».

(См. по этому поводу также: 1Тим 2,4; Иез 18,23.31.32).

А теперь приходим к ст.17 нашего текста, который гласит, И.Нав 9,17: «ибо сыны Израилевы, отправившись в путь, пришли в города их на третий день; города же их [были]: Гаваон, Кефира, Беероф и Кириаф-Иарим».

Почему Гаваонитянам так ловко удалось обмануть Израильтян? Ответ мы находим в ст.14, на что я уже выше обратил ваше внимание, И.Нав 9,14: «Израильтяне взяли их хлеба, а Господа не вопросили».

Израильяне взяли у язычников смертельную пищу чужих богов и отказались от небесной манны – пищи живого Бога! Оставив своего Иегову, Израильтяне уже давно не могли вопрошать Его, поэтому ходили в абсолютном мраке!!! Он не отвечал Своему народу!

Если рассуждать по плотски, то и не удивительно, что Гаваонитянам так легко удалось обмануть всю верхушку Израиля, начиная от Иисуса Навина и кончая всеми начальниками общества: они не вопрошали Господа!!!

По величине Гаваон приравнивался царскому городу (И.Нав 10,2) и был главным выше перечисленных четырёх городов: Гаваон, Кефира, Беероф и Кириаф-Иарим. Евеи, жители этого края, как мы ниже узнаем, жили также в других населённых пунктах, но жители этих четырёх городов (4 означает мир сей) пришли к общему соглашению: найти прибежище у Иисуса Навина (у Господа Иисуса).

Они посовещались, уполномочили Гаваонитян и отправили своих посланников к Иисусу Навину с этим жизненно важным заданием. Это не случайно, что Святой Дух упоминает здесь только 4 города, ибо Бог хочет, «чтобы все люди спаслись» (весь мир). Или как сказано в Тит.2,11: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков».

И если теперь обратим внимание на именную символику, то познаем для наших душ что-то очень радостное и ободряющее. Названия этих четырёх городов имеют следующее значение: Гаваон – город холмов, Кефира – село, Беероф – колодезь, Кириаф-Иарим – лесной город.

И здесь, на основании Ин 3,16; 1Тим 2,4 и Тит 2,11 мы можем ещё раз сказать: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись». Он хочет и спасает людей из городов и сёл; из самых удалённых горных населений, в лесах, в тайге и джунглях!!! Божия спасающая рука достигает людей в любом месте земного шара.

Но названия этих городов имеют ещё гораздо большее значение. При рассмотрении этой темы (т. е. Гаваонитяне) я поставил в центр внимания город Беероф, что означает колодезь, и подробно рассмотрел его. Затем я выделил «колодцы» в нескольких проповедях в отдельную тему.

Советую всем слушателям проработать «колодцы» вместе с Гаваонитянами. Здесь я «колодцы» повторять не буду. Поэтому продолжаем рассмотрение И.Нав 9. Мы рассмотрели ст.17. А теперь обратимся к ст.23, содержание которого и для меня было длительное время преткновением. До этого момента содержание нашего текста было довольно утешительным; и вдруг Господь Иисус произносит над детьми Божиими проклятие!

Ведь этого же не может быть!!! Ведь в самом начале Бытия Он проклял землю, но не людей! И.Нав 9,22-23: «Иисус призвал их и сказал: для чего вы обманули нас, сказав: «мы весьма далеко от вас», тогда как вы живете близ нас? 23 за это прокляты вы! без конца вы будете рабами, будете рубить дрова и черпать воду для дома Бога моего!»

Я знаю, что в действительности это не так, но сообщение этого стиха нужно правильно истолковать; Святой Дух должен нам дать верное объяснение. И представьте себе, дорогие слушатели, решение этого вопроса совсем простое и имеется налицо!!!

Мы не должны забывать, что с момента рождения свыше в человеке имеются две натуры или два человека: старая натура – старый Адам – наша плоть, которая не имеет обетования; и новое Творение – духовный человек, который имеет небесное обетование. В ст.23 Библия говорит о старом человеке – старом Адаме – о плоти человека.

А в Исх 17,14-16 Святой Дух предлагает нам объяснение в отношении этого вопроса: «И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной. 15 И устроил Моисей жертвенник и нарек ему имя: Иегова Нисси. Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род».

Согласно Еф 1,3 живущий в детях Божиих новый, духовный человек имеет небесное обетование, но наша плоть не имеет обетования, так как в ней живёт тайна беззакония сатаны, что даже Господь Иисус не мог на Голгофе исправить. Закваску из хлеба (прообраз греха) снова не извлечёшь!!! Поэтому плоть и детей Божиих грешит и после покаяния!

Поэтому Апостол Иоанн вынужден написать своим духовным детям, 1Ин 2,1-2: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; 2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира».

Выражение «Если кто согрешит…» — соответствует греческому оригиналу! А так как и для Господа Иисуса на Голгофском кресте было невозможным удалить из плоти людей грех, поэтому Он и пошёл по новому пути и создал через нетленное Божие семя новое Творение, которое грешить не может!!!

Но так как плоть продолжает грешить, то на ней остаётся проклятие. Это является ответом на наш вопрос: почему Иисус Навин проклял Гаваонитян. Разве не прекрасно, знать эти взаимосвязи?!

Но чтобы в этом вопросе мы могли поставить последнюю точку над «и», я должен ещё добавить, что Амалик, в общем, является прообразом плоти язычников. Поэтому Господь Иисус так строго осуждает Амалика, как мы выше слышали.

Совершенно иначе обстоит этот вопрос с Израилем, который имеет земное обетование. Но Иисус Навин сообщил в ст.23 ещё что-то очень важное, что касается детей Божиих: «без конца вы будете рабами, будете рубить дрова и черпать воду для дома Бога моего!»,

И.Нав 9,27: «и определил в тот день Иисус, чтобы они рубили дрова и черпали воду для общества и для жертвенника Господня; — посему жители Гаваона сделались дровосеками и водоносами для жертвенника Божия, — даже до сего дня, на месте, какое ни избрал бы [Господь]. 

В Ис 42,19 Небесный Отец называет Своего Сына рабом, потому что Он в полном послушании исполнил волю Отца на земле. Поэтому и для нас является честью называться рабами. Как рабы Божии мы имеем очень важное задание в Божием доме: быть «дровосеками» и «водоносами»!!!

Это ни в коем случае не унижение, но является для нас великой честью и доверием со стороны Господа Иисуса. Но ещё интересней будет знать духовный смысл слов: «дрова», «дровосеки» и его производные; а также слова «водоносы».

Слова с корнем «дров» встречаются в Писании 46 раз, что означает – строить!!! Это просто восхитительно, дорогие слушатели! Гаваонитян – прообраз на спасённых язычников – Иисус Навин обязал рубить дрова: «будете рубить дрова и черпать воду для дома Бога моего!»

Другими словами мы можем выразить истинный смысл этого выражения: Иисус Христос призвал нас в Свои соработники, через которых Он строит Свою Церковь!!! На тему «соработники» я сказал проповедь! Как это прекрасно, что Господь Иисус доверяет нам, детям Божиим, такое ответственное и чрезвычайно важное дело; и как мы должны быть Ему благодарны за такое доверие.

А теперь вопрос к тебе, дорогой слушатель, и не в бровь, а – в глаз: имеешь ли ты желание активно участвовать в этом неповторимом строительстве, отозвался ли ты уже на призыв Господа Иисуса, как мы читаем в Мтф 9,37-38: «Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; 38 итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою».

Очень многие дети Божии считают, достижением своей деятельности в Божием доме, если они в своих молитвах просят, как здесь написано, послать делателей на жатву Божию. Это, конечно, хорошо! Но я спрашиваю вас, желаете ли вы лично быть этими делателями, и просите ли Господа Иисуса: «я готов, пошли меня, дорогой Господь, собирать созревший урожай на Твоей жатве?».

А слово «топор», которым обычно рубят дрова, встречается в Писании 5 раз, что означает – благодать! Этот факт усиливает важность участия детей Божиих в строительстве Церкви Иисуса во время благодати!!!

Но не всегда рубят топором просто дрова. Топором срубают также деревья. В этом акте заложен другой духовный смысл. Деревья символизируют в Библии людей. Поэтому процесс рубки деревьев по отношению к людям символизирует суд над людьми. Ясное указание на суд по отношению к Египту мы видим в, Иер.46:20,22-23:

«Египет — прекрасная телица; но погибель от севера идет, идет. они идут с войском, придут на него с топорами, как дровосеки; 23 вырубят лес его, говорит Господь, ибо они несметны; их более, нежели саранчи, и нет числа им».

В отношении детей Божиих рубка деревьев (суд над людьми) имеет двоякое значение. Во-первых, согласно 1Кор 6,2-3 дети Божии будут вместе с Господом Иисусом у «великого белого трона» судить погибших людей и отпавших ангелов. Это говорит Слово Божие!

Во-вторых, и это немного сложней… В отдельной проповеди я подробно объяснил, что небесный Отец передал Своему Сыну всю власть на небесах и на земле на всё время существования людей на земле; следовательно, и власть судить людей.

В различных ситуациях такие случаи встречаются и во время благодати, когда Господь Иисус вынужден строго судить людей. Не являемся ли мы с Иисусом одно целое? Это же верно, о чём читаем в Еф 2,6: «и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе».

В духе сидеть вместе с Иисусом на небесах, значит и вместе с Ним господствовать! Это значит, что и в совершаемом суде в настоящее время мы принимаем с Иисусом участие. Мы, конечно, не просим: «Дорогой Иисус, истреби пожалуйста того или другого с лица земли».

Нет! нет! не так! Но если мы видим вопиющую, ужасную несправедливость, то просим: «Дорогой Господь Иисус, да свершится Твоя воля!». А Господь Иисус совершенно точно знает, что Ему делать. Это значит: в духе участвовать с Иисусом в праведном суде.

Выражение «черпать воду» встречается в Библии 4 раза. 3 раза в нашем тексте: И.Нав.9,21.23.27 и во Втор 29,11. Число 4 – символизирует мир сей. Поэтому для детей Божиих это значит, чтобы мы были водочерпиями для всего мира!!! И этот факт является для нас – соработников Иисуса по строительству Его Церкви великой милостью и честью.

От всего сердца желаю каждому дитя Божиему добросовестно и с большим усердием «черпать» и по возможности подносить эту живую воду Евангелия всем людям и исполнять это доверие Иисуса, ибо за этот труд будет от Господа в вечности большое вознаграждение!

Хотя это не ново, но что Господь Иисус об этом уже в В.Завете и таким образом как в нашем тексте сообщает, является для нас приятным сюрпризом. Это такое важное задание от Господа, что мы не можем его даже должным образом осознать и оценить.

Проповедывать среди взрослых и детей радостную весть с Голгофы – это мы ещё как-то осознаём и одобряем; но чтобы мы радостную весть с Голгофы ещё и евреям проповедывали, это осознают минимум детей Божиих.

На такое предложение большинство, наверняка, ответят: «а каким образом мы должны это делать?» Иисус Навин говорит Гаваонитянам (ст.23), а в его лице Иисус говорит Своим искупленным: «будете рубить дрова и черпать воду для дома Бога моего!».

В отношении выражения «дом Божий» имеем в Библии много вариантов: 1. дом Божий; 2. Божий дом; 3. дом моего Бога; 4. дом твоего Бога; 5. дом нашего Бога; 6. дом его Бога; 7. дом вашего Бога; 8. дом их Бога. Но я не хочу спекулировать этими выражениями, а что касается выражения, которое произнёс Иисус Навин («дом Бога моего»), то оно встречается в Библии 5 раз: И.Нав 9,23; 1Пар 29,2.3.3 и Неем 13,14.

Это (5 раз – благодать) говорит о том, что возможность и разрешение детей Божиих трудиться в «Божием доме» по его строительству, является великой милостью.

Интересно будет отметить, что выражение «дом Божий» встречается в Новом З. шесть раз, что означает природный человек.

Это очень интересно, потому что Господь Иисус желает в Н.Завете сделать тело природного человека Своим домом, что является новым началом Господа с людьми. А выражение «храм Божий» встречается в Н.З. в следующих местах: (Мтф 12,12; 26,61; 1Кор 3,16.17; 2Кор 6,16; 2Фес 2,4; Отк 11,1.19 = 9 раз – плод!!!).

Этот «храм Божий», которым является каждый возрожденный человек, является духовным плодом нашего Господа Иисуса, как читаем в Ис 53,11: «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет».

Но я не хочу вас далее обременять множеством этих цифр, а предоставляю вам возможность самим заняться их исследованием. Всё это мы должны видеть в словах Иисуса Навина, прообраза Иисуса в Ветхом Завете, ст.23: «…без конца вы будете рабами, будете рубить дрова и черпать воду для дома Бога моего».

А ст.27 ещё больше объясняет нам задание Господа Иисуса, И.Нав 9,27: «и определил в тот день Иисус, чтобы они рубили дрова и черпали воду для общества и для жертвенника Господня; — посему жители Гаваона сделались дровосеками и водоносами для жертвенника Божия, — даже до сего дня, на месте, какое ни избрал бы [Господь]».

Выражение: «чтобы они рубили дрова и черпали воду для общества и для жертвенника Господня» означает как для «общества Израиля» в первую очередь, так и для Церкви Иисуса. Опять же мы скажем: для Церкви Иисуса – это более менее ясно и проще, но как это должно выглядеть для «общества Израиля»? Но в ст.27 совершенно ясно написано: «даже до сего дня, на месте, какое ни избрал бы Господь».

Ответ опять же совсем прост. Мы знаем, что Господь Иисус рассеял Свой народ (в 70-ом году после Голгофы) по всему миру, поэтому представителей еврейского народа можно сегодня в любом уголке земного шара встретить. Поэтому дети Божии имеют возможность рассказывать евреям Евангелие Иисуса и за них молиться, что и является Его волей.

Опять же задаю откровенный вопрос: привели ли вы, дорогие братья и сёстры, хотя бы одного представителя еврейского народа к Иисусу? Такое действие Господь Иисус ценит очень высоко и в вечности по достоинству вознаградит! Заметим себе это!

Так как Господь Иисус с 1948 года снова собирает Свой народ в обетованную землю, то мы должны особенно за Израильское государство молиться. И несмотря на запрет и опасность евангелизировать сегодня непосредственно в Израиле, всё же это возможно!!!

И это ещё выше ценится в глазах Господа. На это обстоятельство указывает и великое желание Давида испить воды из «колодезя Вифлеемского» (2Цар 23,15), на связанную с этим шагом великую опасность.

Не прекрасно ли знать, что Господь Иисус может нас оснастить соответствующим духовным оружием? В следующий раз перейдём в десятую главу Иисуса Навина, а на сегодня закончим.