Видеть, слышать, часть вторая

Мир вам, дорогие слушатели и чтители наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Видеть, слышать, реагировать». Сегодня вторая, заключительная часть. В первой части мы закончили размышлением над сообщением И.Нав.5,13-15.

Продолжим размышление над этим текстом. В ст.14 незнакомый человек говорит, поэтому Иисус Навин получает ответ. И насколько уверенно и достоверно говорит этот человек, настолько и мы можем быть уверенными, что Вождь нашего спасения хочет к нам говорить.Человек с обнажённым мечом, представившийся Иисусу Навину «Вождём воинства Господня», и «Вождь нашего спасения» являются одной и той же Личностью – нашим Господом Иисусом.

Следовательно Сам Иисус явился на помощь Своему народу и говорит с Иисусом Навиным. Дорогие братья и сёстры, Господь Иисус хочет и к вашим сердцам говорить и Он действительно говорит, если вы уделите Ему время, чтобы слушать Его.

Итак, в ст.14 Он говорит: «Я Вождь воинства Господня, теперь пришёл сюда». Такая мысль никогда не пришла бы Иисусу Навину на ум. Ничто не указывало на это. В этой форме открывается Иисус в Ветхом Завете: «Вождём воинства Господня».

Он ведёт Воинство Небесного Отца. Все ангелы находятся при Нём и ориентированы на Него. Нет ни одного, который не был бы с Ним.

Когда, однажды, один из них подумал, что он может идти собственным путём, то произошло великое падение, которое уже никогда нельзя исправить. Это было падение помазанного херувима, теперешнего сатаны. С того момента ни один  из ангелов не отваживается, чтобы не становиться на стороне Вождя.

А мы? Как часто позволяем мы себе идти собственными путями, и думаем, что это позволено: в конечном счёте, мы же свободны принимать такое решение. Как хорошо, что Иисус стал Вождём нашего спасения, а не только «Вождём воинства Господня». И как хорошо то, что Он никогда не стыдится называть нас Своими братьями.

И только тогда, когда Иисус Навин услышал Его слова и разумел Его речь, открылась ему истина. Он никогда и мечтать об этом не мог, никогда не подозревал, никогда не считал бы это возможным. Точно так обстоит дело, если и мы читаем Слово Божие и не ищем понимания.

Тогда истина остаётся от нас скрытой. Мы, конечно, в курсе дела, что написано и можем указать на параллельные места в Библии. Всё это ясно, но Господь хочет говорить и открыть наши духовные глаза. Только через данное Господом понимание посредством Его говорения откроются наши глаза для истины.

До тех пор, пока это качество не характеризует нашу жизнь, мы часто не осознаём сообщения Слова Божия или событий в нашей жизни; не осознаём также реально нашего Господа и Вождя. Но Он хочет нам открыться.

Если Он нам говорит, то все вещи и вопросы, которые до сих пор для нас были скрытыми, также, как и у Иисуса Навина, проясняются. На основании собственных мыслей мы никогда не придём к этому исходу, никогда! На этом месте следует также заметить, что Господь Иисус откроет нам Своё Слово при условии, как об этом читаем в Ин.14,21:

«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам».

Господь Иисус не явится нам оптически, как мы выше отметили, а явится нам в духе, то есть откроет нам Своё Слово, откроет наши духовные глаза, чтобы мы понимали смысл того, о чём читаем в Его Слове.

Когда Иисус Навин услышал и осознал слова Вождя, то для него во мгновение ока всё изменилось. У него не было больше вопросов, хотя перед ним стоит тот же человек с обнажённым мечом, Он всё ещё здесь стоит.

Ситуация для Иисуса Навина потому изменилась, что у него открылись духовные глаза. Хотя Вождь сказал совсем мало слов, но это были слова, которые Иисус Навин искал. Это было такое объяснение, которого он ждал и жаждал.

Оно пришло и всё стало ясно. Иисус Навин не требует дополнительного знамения, как Гедеон и не спрашивает, как Иаков у Пенуэла спрашивает у Господа о Его имени. Все эти вопросы Иисус Навин не задаёт, потому что ему сразу всё стало ясно.

Таковы слова нашего Вождя. Они ясны, они однозначны и приносят понятие в вещах, которые мы раньше, быть может, никогда так не видели. В нашем Господе мы видим абсолютную ясность. Он не судит сегодня так, а завтра иначе; у Него не бывает один раз «за», а потом «против». У Него абсолютная ясность. Именно этого искал Иисус Навин: друг или враг? Он искал – ясность.

И в нашей жизни это необходимо. Для погибших грешников нужна ясность: оставаться погибшими или позволить Господу Иисусу спасти себя. А для детей Божиих – собирать или расточать. Нейтралитета не бывает. Именно этот Вождь, стоящий перед Иисусом Навином, и в нашей жизни хочет во всём, в чём мы Его ищем, дать ясность и понятие.

Доказательством того, что здесь речь идёт об Иисусе Христе, является тот факт, что Он принимает от Иисуса Навина поклонение. Это не позволено световым ангелам, что мы видим из разговора ангела с Иоанном, когда Иоанн хотел ему поклониться, а он говорит Иоанну в Отк.22,9:

«но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись.

Разрешено только Богу поклоняться, но не Ангелам! Поэтому «Вождь воинства Господня», в Котором мы видим Иисуса, принимает от Иисуса Навина поклонение. Это было правильно! Хотя и сатана стремится принимать поклонение, но с решающей разницей: он требует этого, а Бог не требует.

Обратимся для этого к Евангелию от Матфея, где сатана искушал Иисуса и предлагал, чтобы Иисус ему поклонился. Он был готов сделать Иисуса плотским царём над всем миром, если Он ему поклонится и таким путём признает его первым в духовном мире. В Mтф.4,8-10 читаем:

«Опять берёт Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. 10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».

Эту разницу мы должны ясно видеть и разграничивать. В беседе Иисуса с Самарянкой мы читаем по этому поводу в Ин 4,23: «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе».

Отец небесный ищет Себе поклонников, но не требует ни от кого поклонения. В этом заключается принципиальная и великая разница между Богом и диаволом. Итак «Иисус Навин пал лицем своим на землю, и поклонился Ему». Иисус Навин не был трусом, чтобы отступить назад.

Он был воином, борцом. Одной из его главных задач является завоёвывание земель в Ханаане и их разделение Израильтянам. Он сам является тоже вождём: он привёл Израильский народ в обетованную землю.

Он был желанным и назначенным Богом вождём. Лично ему Господь обещал, И.Нав 1,9: «Вот Я повелеваю тебе: будь твёрд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдёшь».

Согласно этому обещанию Господа он и поступил, поэтому и пошёл навстречу человеку с обнаженным мечом. Но теперь, когда он узнал, с Кем говорит, то не упал на землю как трус, но немедленно, занял правильную позицию перед небесным Вождём, хотя и сам являлся вождём.

Иисус Навин не был незначительным, но после того, когда он узнал, Кто перед ним стоит, то немедленно оказался на земле у ног Вождя воинства Господня, у ног нашего Господа Иисуса. Независимо от того в какой позиции мы находимся: являемся мы в Церкви Иисуса незначительными рядовыми членами или духовными руководителями, но в этом месте мы должны находиться в одинаковом положении – у ног небесного Вождя, Иисуса Христа: лицем к земле, принося Ему поклонение, славу, честь и благодарение.

Иисус Навин падает на землю не от страха перед Вождём или из боязни перед Его обнажённым мечом. Не так, как позднее Давид, который у гумна Орны увидел между небом и землёй Ангела Иеговы с обнажённым мечом, и пал на лице своё (1Пар 21,16), а в ст.13 он говорит прозорливцу Гаду: «тяжело мне очень».

Хотя Иисус Н. стоит перед тем же человеком с обнажённым мечом, но ведёт себя совершенно иначе! Он падает лицем на землю, чтобы оказать подобающую Ему честь и поклонение. А именно по той причине, что наше место – у ног нашего небесного Вождя. Вождь Израиля склоняется к ногам Иисуса, Вождя нашего спасения и говорит: «что Господин мой скажет рабу Своему?»

Себя Иисус Навин называет рабом, кем все мы в действительности являемся перед нашим Господом Иисусом, а Вождя воинства Господня он называет Господином. Это была позиция Иисуса Навина. Так он расценивает ситуацию, и так он ведёт себя. И, тем не менее, он очень заинтересован в том, что скажет ему Господь.

Именно так следует и нам себя вести, когда Господь говорит к нам посредством Своего Слова; чтобы мы просили Его: «дорогой Господь, имеешь ли Ты ещё что-то больше для меня, что Ты ещё хочешь мне показать, я хочу молчать и слушать, что мой Господь мне скажет». Как часто сошло такое предложение с наших уст?

Ведь мы имеем того же Вождя. Спрашиваем мы, что Этот Вождь – «виновник нашего вечного спасения» – хочет лично через Своё Слово нам сказать? Важно ли для нас, слышать, что Господь Иисус нам говорит, желаем ли мы получать от Него указания и их выполнять; быть Ему послушными в каждой ситуации жизни?

Часто именно этот вопрос представляет собой великую нужду в сердцах детей Божиих. Многие дети Божии думают, что многого достигли, думают, что они что-то знают; или даже имеют особое откровение от Господа, поэтому «взлетают» сразу на 10 метров ввысь. Но при этом нам положено пасть на землю.

Когда Иисус Навин заметил, перед Кем он стоит, то пал на землю. И «горе» тем, которые не имеют тех же познаний. Если мы думаем, что Господь говорит к нам, что мы что-то познали, то следует немедленно реагировать как Иисус Навин и пасть к Его ногам, замолчать и слушать, что Он хочет нам сказать.

Если мы любим Его Слово, любим Его Самого, как я выше отметил в Ин.14,21, если ищем и охотно в себя воспринимаем, и если наше сердце имеет жажду исполнять то, что Господь Иисус говорит, то Он будет не только говорить.

Господь Иисус открывается нам не сверхестественно в образах («ибо мы ходим верою, а не видением» — 2Кор 5,7) или акустически, чтобы мы не ходили по земле, как особо благословенные и другие нам поклонялись. Это было бы превратно, неверно.

Господь Иисус хочет к нам говорить, чтобы изменить наши сердца и нашу сущность в Его сущность, чтобы мы больше представляли Иисуса в этом мире. Впрочем, Иисус Навин был не только готов слушать, что Вождь хотел ему сказать, но он сам имел постоянное общение со Словом Божиим и с Господом.

Ему это было привычно, что Господь говорит с ним акустически. В Ветхом Завете это было обычным явлением. Об этом мы читаем в И.Нав 1,2; 3,7; 4,15; 5,2: «Тогда Господь сказал Иисусу» читаем мы в этих местах Писания.

Для Иисуса Навина это было совершенно обычным явлением. Но то, что он здесь пережил, привело его немедленно на землю к ногам Иисуса, к самоунижению. В этом мы видим образ мыслей и убеждения Иисуса Навина.

Иисус Навин был очень внимателен и имел желание знать, что Господь хочет сказать своему рабу. Мы ожидали бы совершенно особое указание, а Он говорит: «сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято». Что же это значит?

Это звучит совершенно особенно! Неужели Вождю воинства Господня понадобилось в таком образе встретиться с Иисусом Навином, чтобы ему об этом сказать? Неужели это было содержание всей этой встречи? Неужели Вождю больше нечего было сказать?

Неужели этот незначительный для нас вопрос так важен для Него? Ведь это поле перед Иерихоном, на котором стоит Иисус Навин, так или иначе станет через несколько дней местом суда. Что же это за «святое место»?

А место это было действительно святым, потому что там находился наш Господь Иисус!!! А обувь символизирует в Библии грех, который при присутствии Господа Иисуса, следует удалить! Прежде, чем мы в молитве становимся перед Господом Иисусом на колени, все грехи следует удалить!

Иисус Навин абсолютно далёк от такого размышления, что Господь Иисус явился к нему с целью, чтобы он снял свою обувь. Святой Дух совершенно просто, несколькими словами сообщает нам суть этой встречи и заканчивает её словами: «Иисус так и сделал».

Очень часто мы встречаем таких детей Божиих, которые постоянно жалуются: «я не понимаю Божии пути в моей жизни. Я столько для Господа.., а Он не отвечает на мои просьбы, не меняет или не убирает мою нужду. Наверное, Он меня не любит».

Ведь эти мысли нам так близки. Но не говорит ли Господь Иисус в Ис 55,8-9:          «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. 9 Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших».

Неужели нам действительно необходимо нашим малым или даже ничтожным разумом детально всё понимать, прежде чем мы исполним то, что наш Вождь нам скажет, что следует сделать? Неужели это необходимо?

Иисус Навин не имел этих проблем. Он делает то, что сказал стоявший перед ним Вождь, наш Иисус Христос. Таким образом, наш небесный Вождь уже в Ветхом Завете имел с людьми общение.

Нас, детей Божиих, небесный Вождь не встречает больше с обнажённым мечом в руке, потому что суд над нашими грехами Он нёс на Себе. Но, тем не менее, мы знаем Его обоюдоострый меч, Его Слово. Оно говорит ясно и отчётливо. А как оно говорит во время благодати? Об этом мы читаем в Мтф.11,28: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас».

Или как сказано о заблудшей овце: «А нашед возьмёт её на плечи свои с радостью». Так говорит Святой Дух о нашем Господе Иисусе в Лук 15,5. Поскольку мы имеем такого Вождя, Который может не только привести к вечной жизни, но и провести через хаос настоящего времени,

то Слово Божие призывает нас в 1Ин 3,1: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его»

Когда ты в последний раз уделил время тому, чтобы рассмотреть Божию любовь в Личности Иисуса, чтобы наслаждаться этой любовью. Когда смог Иисус при таком исследовании Его Слова в последний раз тебе объяснить, как Он лично тебя любит?

Речь идёт не о том, что Бог любит всех людей мира, а лично о тебе. Речь идёт о личном общении Его любви. Чтобы ты не просто подозревал, но точно знал, как и ученик Иоанн это знал, что Он лично тебя любит.

Мы должны уделять время для чтения Библии с открытым сердцем, с молитвой: «Дорогой Господь Иисус, открой мои глаза, чтобы я хорошо и верно Тебя познал, как на примере Иисуса Навина». И только тогда, если Господь откроется нам в Слове, если откроются наши духовные глаза, мы правильно поймём, что там происходило.

Дорогой брат и сестра, известно ли тебе такое общение с Господом, чтобы при чтении Слова тебе открылись глаза, чтобы Оно для тебя стало живым, чтобы Оно говорило к тебе? Тогда от преизбыточной радости и благодарности мы идём на колени и славим Господа Иисуса, поклоняемся Ему за то, что Он к нам говорит.

И мы отвечаем Ему: «Господи, говори и дальше, открой мне ещё больше». Знакомо ли нам такое или нет? Если нет, то в ценном общении с Иисусом от нас многое скрыто, хотя Господь этого не хочет. Обратимся же к Нему и будем Его искать, «когда можно найти Его».

В заключение заглянем в Евр 2,9 и рассмотрим аспект, как мы можем смотреть на нашего Вождя, но уже не с обнажённым мечом в руке, а Того, Который «увенчан славою и честью». Это твой и мой Вождь. Славный, увенчанный! Эту славу Он имеет сегодня, «Этот Виновник нашего вечного спасения».

Есть ли в той славе, которою Он увенчан, немного и твоей славы? Это было бы очень хорошо! Ведь в Еф 1,12 сказано: «Дабы нам послужить к похвале славы Его».

В образе Иисуса Навина мы смогли сегодня немного увидеть, как мы можем встретить нашего Вождя, как мы читаем в нашем главном тексте: «Но мы видим Иисуса». «Видеть» – это значит направлять наши глаза на Его Слово и Его Личность. «Слышать» то, что Он хочет нам посредством Своего Слова сказать, чтобы открылись наши глаза, и мы могли Его познать.

«Преклониться перед Ним» – должно быть нашей реакцией и последствием «видения» и «слышания». Чтобы Его прославлять и воздать Ему честь, и в соответствии с Его Словом больше и усиленнее молиться и просить: «что хочет мой Господь сказать своему рабу». А затем? Чтобы и о нас можно было сказать, как и об Иисусе Навине: «Иисус так и сделал».

Да свершится с нами, как с тремя учениками, которые были с Иисусом на горе преображения, как читаем в Мтф.17,8: «Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса».  Аминь.