Радость Иисуса

Мир вам, дорогие слушатели. Мы перейдём теперь в заключение серии передач об Иисусе к радости Иисуса. В чём же заключается радость Иисуса? Так вот, дорогие слушатели, я думаю, что вы почерпнули из этой книги много полезного для себя, получили много утешения и наставления от Господа. Но Он хочет дать вам больше! Он хочет, чтобы вы были исполнены Его радостью, о которой Он говорит в Ин.15,11 «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна».

Напоминаю так же Неем.8,10: «И не печальтесь, потому что радость пред Господом — подкрепление для вас».

В этом стихе Господь говорит о двух различных радостях. С одной стороны, о Своей радости, о радости Господа Иисуса, с другой стороны, о радости Своих учеников. Этим высказыванием Господь преследует особую цель.

Он хочет, чтобы Его радость стала радостью учеников, чтобы ученики стали соучастниками Его радости. Если ученики сделают радость Иисуса своей радостью, то их радость станет совершенной.

Поэтому рассмотрим, что является радостью Иисуса и что является радостью учеников – нашей радостью. Приведём, таким образом, эти две радости к общему знаменателю и какое воздействие это имеет на нашу практическую жизнь.

В начале, я хочу рассказать вам один случай из жизни. Это произошло в последнем столетии на Ближнем Востоке с одним ребёнком, который воспитывался у верующих дедушки с бабушкой. Это были очень серьёзные и печальные люди.

Когда их внук был ещё маленьким, то они постоянно ему говорили: «Настоящим христианином является лишь такой человек, который смотрит печально». Ребёнок так и усвоил это, что верующий, как говорят в народе, должен быть таким печальным, как семь дней ненастья.

В один прекрасный день дедушка с бабушкой шли со своим внуком через базар. Он наблюдал за тем, как ведут себя дети и вдруг увидел тяжело загруженного осла, который очень печально смотрел.

И он говорит дедушке с бабушкой: «Посмотрите на этого осла; он должен быть очень хорошим христианином».

Уже в Ветхом Завете Библия говорит, что является радостью жизни и что эта радость должна быть в нас видимой. Но радость жизни является ещё нечто большим: она является «качеством» жизни – слово, которое сегодня очень актуально.

Качество жизни означает, что человек должен не только дышать, есть, спать и переваривать пищу, но кое-что ещё большее. Всевозможными мероприятиями человек пытается улучшить качество своей жизни.

Но так как мы являемся христианами, то имеем истинную радость жизни. И эта радость должна быть качеством нашей жизни. Если мы займёмся смыслом слова «радость», то заметим, что оно происходит из индогерманского корня «prem», что в переводе на современный язык означает «прыгать, скакать или бежать».

Эти взаимосвязи важны для слова «радость». Радость постоянно связана с движением, как в материальном, так и в духовном смысле. Это значит, что мои отношения с Господом Иисусом всегда свежи. Радость зажигает человека и полностью охватывает его.

На греческом языке слово радость пишется «kara». А из слова «karis» происходит слово «karisma» – благодать. Отсюда следует, что «радость» и «благодать» неразрывно связаны между собой. Радость является следствием проявления Божией милости. В Ветхом Завете, как уже упоминалось, радость являлась выражением самой жизни.

Где не было жизни, там не было радости и надежды. Поэтому во многих местах ветхозаветник призывается: «Служите Господу с радостью». Из 1Пар.16,27 видим, что радость является качеством Бога. В Нём живёт радость.

Поэтому только Бог в состоянии дать настоящую Библейскую радость. Уже Давид испытал в своей жизни и твёрдо знал, что полнота радости может быть только пред лицем Бога. Это значит, что в общении с Богом он познал эту радость (Пс.15,11).

Поэтому и не следует удивляться, если радость, как плод духа, следует в Новом Завете сразу за любовью. К этой взаимосвязи мы позднее вернёмся. На словах Его ученики хотя и старались, но желание Иисуса они не поняли при Его жизни.  Является ли это основанием для Его радости?

Когда земная жизнь Иисуса подходила к концу и нашего Господа арестовали, то ученики, попавшие в это трудное испытание, плачевно спасовали. Это был Его собственный народ, о котором в Евангелии от Ин.1,11 сказано, что Он «Пришёл к своим».

Этот народ с его религиозными и политическими руководителями отвергли Иисуса. Но и более того: Его собственный народ являлся движущей силой к тому, чтобы убить Иисуса. Является ли это основанием для Его радости?

Как можно при виде таких событий ещё радоваться? Не является ли радость Иисуса выражением, граничащим с болезненным отдалением от действительности? Если за радостью Иисуса скрывается не более этого, то, что же тогда является тайной Его радости?

Другой пример, идущий в том же направлении, мы находим в Послании ап. Павла к Филиппийцам, которое получило название «Послание радости». В этом Послании мы находим 14 раз выражение «радость».

Центром вращения радости в Новом Завете является наш Господь Иисус. Уже при Его появлении в этом мире Ангел говорит пастухам: «…я возвещаю вам великую радость». Иисус говорит много о радости и всех,  встречающихся с Ним, охватывает радость. Всё это хорошие, воодушевляющие мысли.

Однако глубже поразмыслим над жизнью нашего Господа Иисуса. Если ближе рассмотрим Его земную жизнь, то заметим, что Он практически не имел основания для радости. Истоки этого исходят уже из вечности. Мы можем это себе представить.

Когда Сын был ещё в вечности в славе Отца, то Отец предлагает однажды Сыну: «Пойди на землю и соверши дело искупления». На небесах Иисус имел совершенную радость, совершенный мир, совершенную любовь Своего Отца – полную гармонию во всём!

И всё это Иисус должен был оставить! Является ли это основанием для Его радости? С первого дня пребывания Иисуса на земле, для Него было абсолютно ясно, что Он должен умереть на Голгофе насильственной смертью, будучи всеми оставленным.

Как положение ап. Павла, так и положение Филиппийцев не являлось основанием для радости. Послание к Филиппийцам ап. Павел писал не в каком-нибудь храме, имея все удовольствия в жизни, а из заключения. Филиппийцы были в преследовании с момента основания их собрания.

Вспомним историю, когда Павел в книге Деян.16 изгоняет из женщины духа прорицания. Этим самым Павел лишил хозяина этой женщины дохода, поэтому попадает в темницу. Историю пребывания Павла в этой темнице мы все знаем.

Именно этому собранию в Филиппах, которое постоянно подвергалось жестокому преследованию, ап. Павел пишет очень много о радости. Как это вообще может быть? В отношении ап. Павла мы можем поставить тот же вопрос, какой в начале поставили в отношении Иисуса.

Одно мы познаём как в Павле, так и в Иисусе совершенно ясно: радость, которую они имели, далеко превосходит то, что мы под ней понимаем. В лексиконе я нашёл определение для радости гласящее, что радость связана с чувством радости, наличием счастья, радостным удовлетворением.

Следовательно, истинная радость сопровождается приятным чувством. Но чувство является лишь частью радости. Если наша радость будет постоянно зависеть от чувства, то она останется поверхностной. В своей глубине библейская радость независима от чувства.

Посмотрим, что же понимает мир под радостью. Если даже не точно знаешь о чем или в чём следует длительно радоваться, то это чувство радости является очень и очень поверхностным.

Если люди могут хотя бы в течение нескольких часов пережить радостное событие, то это называют уже радостью. Это не должно быть обязательно сильным опьянением или упоением; это может быть также праздником или чем-нибудь хорошим, по поводу чего говорят:

«Это было сногсшибательно, я получил великое удовольствие», но через несколько дней об этом уже забывают. Люди довольны, люди наслаждаются, но это наслаждение и довольство зависит от материальных вещей.

Настроение человека в мире полностью зависит от того, как у него идут дела: если он преуспевает, то он радуется, если он терпит неудачи, то он не радуется. Люди мира платят большие цены, чтобы хотя бы на несколько часов иметь то, что они принимают за радость.

В мире действительно часто бывает так, что люди удаляются от реальности, чтобы только иметь радость. А если мы проследим речь Иисуса и Павла, то заметим, что они реально воспринимали окружающую обстановку и события; трезво оценивали их и, в случае необходимости, соответственно реагировали на них.

До мельчайших деталей и недвусмысленно сообщил Иисус Своим ученикам о предстоящих Своих страданиях и смерти. Людей, с которыми Иисус вёл разговоры, и которые часто покушались на Него, Он видел насквозь и давал ответы на их вопросы, как говорят: «не в бровь, а в глаз».

Так что при чтении Евангелий мы и сегодня ещё удивляемся мудрости нашего Господа. Павел видит и осознаёт проблемы в Филиппийской общине и хочет их утешить в их преследованиях. Он говорит о псах и злых делателях, которые хотят разрушить общину.

Павел со слезами сообщает о тех, которые шли сначала вместе со всеми, а затем стали врагами креста. Он увещевает Еводию и Синтихию оставить свои раздоры и стать единомышленными. Жизнь в радости Христа означает не носиться по этой земле оторванным от реальности, а именно противоположное.

И часто пытаются подсунуть нам об Иисусе такие мысли, что в годы Его пребывания на земле, хотя Он Сын Божий, всё прошло как-то мимо Него. И когда мы смотрим на красивые фрески в церквах и храмах, то часто видим изображение Иисуса с этаким преображённым взглядом, как будто бы у Него не все дома.

Часто бывает так, что люди создают ложный образ Христа. Таким Он никогда не был, ибо каждый, кто читает Библию, знает об этом. Только тот, кто живёт в радости Иисуса, может в духе трезво и реально судить о вещах, которые происходили вокруг Него и касались Его.

Только таким путём мы получим свет, необходимый для того, чтобы выстоять в настоящее время. Очень важно держаться за эту радость, которую Иисус хочет нам дать, чтобы не дать втянуть себя в грех.

Рассмотрим один случай из жизни Павла. Для этого прочитаем послании Флп.1,15-18: «Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа: …Но что до этого? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться».

Естественно, что сатане это было бельмом в глазу, что появился вдруг такой муж Божий, как Павел, которому Бог открыл тайну Церкви и который успешно проповедует Евангелие среди язычников.

То обстоятельство, что к вере приходят люди, что вследствие пробуждения возникают общины, вызывает у сатаны страшную ярость. Поэтому ему удалость добиться того, чтобы заключить Павла в темницу.

Теперь сатана думает: если Павел, который являлся примером для вновь образованных общин, попал в темницу, то верующие получат сильный удар, и это их так обескуражит, что Евангелие постепенно снова затухнет.

Но этот выстрел сатаны, как это было часто и раньше, совершён в противоположную сторону. И эти события пошли по Божией воле совершенно другим путём. И это прекрасно!

Далее мы видим Павла сидящим в темнице, в цепях. Тогда темницы были не такими роскошными, как сегодняшние тюрьмы: с телевизорами, кроватями и трёхразовым горячим питанием, а по праздникам заключённых ещё и домой отпускают.

Павел сидел в цепях на жёстком каменном полу среди других арестованных. Это выглядело, конечно, ужасно (Как переводчик замечу, что под этими удобствами в современных тюрьмах проповедник имеет в виду тюрьмы в Германии). Когда читаем эти стихи в Послании к Филиппийцам то познаём, что на основании ареста Павла возникло много плода.

Были такие братья, которые до ареста Павла не имели мужества и никогда не отваживались  рассказывать людям Евангелие. А теперь они испугались: «Павла больше нет, теперь нам придётся взяться за дело».

Они пошли и стали проповедывать Евангелие. В ст.14 читаем: «И большая часть братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие».

Это великое дело! Положение Павла больше содействовало распространению Евангелия, нежели оно принесло вреда. Враг добился того, что Павел попал в темницу, а Господь прославляется через этот арест. Прекрасное и великое дело. Врага охватила, конечно, ещё большая ярость и он стал размышлять о том, как ему всё же погасить Евангелие.

До этого момента враг действовал снаружи. А теперь он начал атаку изнутри. Были честные братья, как Павел говорит далее, но были и такие, которые почти лопались от зависти, когда заметили, что в темнице Павел приносит ещё больше плода, нежели на свободе.

Поэтому такие братья стали проповедывать Евангелие из зависти. И более того: они проповедывали Евангелие по любопрению, то есть из стремления к раздорам. Проповедуя Евангелие по своей немудрости, они хотели таким образом увеличить тяжесть уз Павла.

Даже трудно представить, какая там была затруднительная обстановка. Павел, отказавшийся от всех жизненных удобств и посвятивший всю свою жизнь Евангелию, сидит в темнице. И вместо того, чтобы молиться за его освобождение, были такие, которые, как говорится в пословице, ещё пинка дали брату под зад.

Не какие-нибудь римляне, фарисеи или кто другой, а братья в Господе сделали это. Как жестоко это коснулось Павла. И как он теперь реагирует? Павел был бы прав, если бы дал из темницы указание: «В виду крайне бессовестного поведения, их следует заклеймить и отлучить и никогда не иметь с ними больше общения».

Но представим себе, что Павел именно так и сделал бы. Какой огромный вред понесло бы от этого Евангелие!

Хотя эти братья проповедывали Евангелие не из хороших побуждений, но они проповедывали не ложное Евангелие и через это люди приходили к вере в Иисуса. И если бы теперь Павел сказал: они говорят ложь, то это никто не понял бы.

В результате этого прошла бы глубокая трещина через общину и отдельных верующих того времени. Тогда был бы действительно нанесён великий и непоправимый вред делу Евангелия. Если бы Павел отреагировал так, как склонны к этому многие из нас, то вред был бы неизмеримо велик.

Но в этой истории, которую нам сообщает Павел, мы видим то, чему он нас учит, и что он сам любил (2Кор.2,3). Павел призывает к тому, чтобы Господу служили не из любопрений, и не из стремления к разделению. Таков был образ мышления Павла и это является существом Иисуса.

Именно об этом мы и читаем во 2-ой главе. Из прочитанных выше стихов мы познаём, где начинаются раздоры. Они начинаются не там, где кто-то настаивает на своей правоте, но там, где в поисках своей правоты человек наносит вред работе Евангелия.

Где расположены у нас те границы, если с нами обращаются также несправедливо как с Павлом, когда мы начинаем настаивать на своей правоте? Откуда была у Павла сила, чтобы вообще с такой дальновидностью духовно реагировать и распознавать, какие это будет иметь последствия, если поступить так или этак?

Это грандиозное дело! Ведь он сидел в темнице и без этого имел великие проблемы; наверняка имел опасение за свою жизнь. В те времена не было гарантии живым покинуть темницу. Кто там погибал, о том уже не спрашивали.

И, тем не менее, Павел заботится ещё о всей работе по евангелизации. Ответ мы находим в ст.18, где Павел говорит: «…я и о том радуюсь и буду радоваться», что проповедуют Христа.

Из связи, то есть из общения со Христом, вытекает его радость. А Господь Иисус – есть любовь. Поэтому радость является выражением любви Иисуса. И именно об этой любви говорит Павел в нашем тексте. Абсолютно сознательно он ищет здесь радость.

Он не смотрит на грехи братьев, которые хотели его рассердить. Он знал предмет настоящей радости, которым является Господь Иисус Христос. Радость торжествует над негативными мыслями, чувствами и словами, которые хотят высказать ближнему.

Радость оберегает от грехов и поверхностности. Радость ставит нас в такое положение, чтобы показать нам наше духовное мировоззрение.

Однако вернёмся к нашему исходному тексту. Господь Иисус говорит о радости двойным способом или о двух разных радостях. В Евангелии от Ин.15,11 Он говорит о радости учеников, которые испытали с Господом Иисусом много чудес и слышали слова, которые наполняли их сердца радостью.

Вспомним, как Иисус делал слепых зрячими и воскрешал мёртвых, как Он насыщал тысячи голодающих людей и что Он постоянно оказывал помощь Своим ученикам.

Вспомним, как Он освободил от демонов Марию и других, которые через Иисуса нашли настоящий смысл жизни. Всё это пережили ученики с Иисусом. Естественно, что всё это наполняло их сердца радостью.

И, тем не менее, Господь Иисус призывает их и говорит, чтобы они жили в Его радости. Но всё пережитое в результате действий Иисуса не ставит учеников в такое положение, чтобы в труднейшие часы заступиться за Иисуса. Они убедились, что Иисус отдал им всё.

Поэтому Иисус спрашивает их: «…когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чём недостаток? Они отвечали: ни в чём» (Лук.22,35). Значит, с Иисусом они не испытывали недостатка ни в материальном, ни в духовном.

Но когда Иисус попал в испытание, все Его покинули. Иисус был человеком, поэтому в Пс.68,21 читаем: «…ждал сострадания, но нет его, – утешителей, но не нахожу». Как это горько было для Господа.

Радость в том, что для нас делает Иисус, оставляет нас духовно поверхностными, потому что эти вещи постепенно бледнеют. Но не поймите меня превратно. Если мы переживаем что-то духовно позитивное, мы должны, конечно, радоваться; это совершенно ясно.

Но это, собственно, не является предметом радости, а только следствием, что мы и видим в учениках. Центром радости Иисуса являлся Отец и выполнение Его воли. Почему Иисус мог выдержать в труднейшие часы на Голгофе?

Он  выстоял на Голгофе эти труднейшие часы Своей земной жизни не потому, что сознавал Свою мощь, как Божиего Сына. Об этом мы не читаем ни в одном месте Библии. Если бы Он действовал в соответствии с этой властью и силой, то позвал бы на помощь эти 12 легионов ангелов.

Но в этой труднейшей ситуации Иисус выдержал, потому что Он знал, что в Своей любви Отец защищает Его и не покидал ни на одно мгновение. Отец любит Сына и это являлось источником, который давал Ему силы. Источником нашей радости должен быть Сам Иисус!

Уже Неемия призывает Божий народ в книге пророка Неем.8,10 «…радость в Господе – ваша сила». И это воодушевление было так важно для народа, возвратившегося из плена, которого враг притеснял со всех сторон и который в борьбе с врагом только что восстановил стены Иерусалима, а немного поздней снова выстроил храм Божий.

По своей красоте и величине этот храм не был сравним с храмом Соломона. Некоторые евреи, знавшие храм Соломона и присутствовавшие при строительстве храма Ездры-Неемии, плакали при виде того, как мало славы было в этом храме.

Израиль был слаб, а враги кругом были сильны, поэтому у народа Божиего не было опоры, не было сильной армии, много денег или таких политических руководителей, как Давид. И именно в этой ситуации Неемия говорит Божиему народу слова утешения:

«…не печальтесь, потому что радость в Господе – сила ваша». «Несмотря на все обстоятельства и препятствия Господь дал нам силу построить эту стену; Он даст нам также силу, чтобы мы могли стоять в этом злом мире. Радость – это ваша сила!»

В Евангелии от Ин.4,34 Иисус говорит: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». Вместо «пищи» можем также сказать «Моя радость». Радость связана с послушанием.

Раньше при евангелизации во Франкфурте мы носили с собой плакат с надписью: «Радость – через послушание». Прохожие останавливались, качали головами и говорили: «Ну, такого же не бывает!» Наше послушание Божиему Слову является выражением нашей любви к нашему Господу Иисусу. Мы знаем это уже на примере наших детей.

Приходя домой, я спрашиваю их: «были вы сегодня милы и послушны?» Они дружно отвечают: «Да, да». Но когда осведомишься у мамы, то выясняется, что натворили ужасные вещи. У детей это хорошо видно, что эти два понятия не совмещаются: если любят, то должны бы это доказать послушанием.

Не обстоит ли дело также и в духовном мире? Если Господь Иисус спрашивает нас: «Любите ли Меня?» То мы спешим отвечать: «Да, да, какой может быть вопрос!» Но когда посмотрим на нашу жизнь, то вынуждены признаться, что часто бываем непослушны.

Следовательно, что-то с нами не в порядке. Наше послушание Иисусу является признаком нашей любви к Нему. Об этой взаимосвязи Иисус говорит в Евангелии от Ин.15,10:

«Если заповеди Мои соблюдёте, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви». А затем Иисус говорит: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна».

Иисус сказал эти слова, чтобы показать нам путь к полной радости. Это значит, что лишь при условии, когда мы на сто процентов подчинимся Слову Божиему, Он сможет нам показать путь к совершенной радости; если мы готовы быть послушны тому, что Господь нам скажет.

Если мы будем соблюдать Его заповеди, то пребудем в Его любви. Иисус пережил это лично: Он ходил в послушании, поэтому и пребывал в любви Отца. Интересно то, что исключительно Иоанн говорит об этой совершенной любви.

В его Евангелии и Посланиях пять раз встречается выражение «совершенная любовь». И больше в Библии оно не встречается. В Евангелии от Ин.1,18 об Иисусе сказано: «…единородный Сын, сущий в недре Отчем». А из греческого можно ещё и так перевести: «…единородный Сын, Который лежит (или отдыхает) на груди Отца».

Именно Иоанн был тем учеником, который отдыхал на груди Иисуса и там наслаждался Его любовью. Иоанн делал именно то, что Иисус делал у Отца: полностью доверял Ему. И мы можем это делать. Отдыхать на груди Иисуса является признаком глубочайшего, безоговорочного и абсолютного доверия в объятиях Господа.

Тесное общение Иоанна с Иисусом дало ему возможность стать сильным в радости Иисуса. Поэтому он и вспоминает слова Иисуса об этой совершенной радости. Другие ученики не пишут об этом в своих Евангелиях.

Близость, которую Иоанн имел с Иисусом, мы видим во всём характере Евангелия от Иоанна. Только он сообщает нам слова Иисуса на кресте, которые являются для нас сегодня решающими: «Свершилось!»

Когда он вернулся на лобное место, то достаточно близко стоял у креста, чтобы слышать эти слова. Иоанн испытал любовь Иисуса, так как искал общение с Ним. Точно также пишет Иоанн и в первом своём Послании об общении с Отцом и Сыном, а затем добавляет: «И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна».

Ищем ли и мы общение с нашим Господом Иисусом? Ищем ли мы общение Его любви? Узнаём ли мы любовь Иисуса к нам? Следствием всего этого будет радость. Радость Иисуса, которая делает нас духовно сильными, чтобы справиться с проблемами, которые нас окружают.

А в Послании Павла к Филиппийцам он призывает их: «Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь». Там не написано: «Радуйтесь, когда у вас есть настроение». Филиппийцы, находившиеся в преследовании, где борьба шла не на жизнь, а на смерть, с гарантией не могли радоваться по настроению.

Иисус призывает их через Павла радоваться. И если Иисус говорит, чтобы мы радовались, то это является заповедью, приказом, требованием. А мы знаем, что Иисус не требует от нас того, чего мы не смогли бы выполнить, чтобы стереть нас, таким образом, в порошок. Нет! Он желает нам только наилучшее.

Это Его цель. И только тогда, когда будем искать общение с Иисусом, сможем в Нём радоваться даже в часы самой глубокой нужды и человеческих страданий. Мы сможем радоваться в нашем Господе Иисусе и испытать, как Он проносит нас через все эти испытания. Этот опыт решающим образом укрепит нашу веру.

С другой стороны радость в Господе хранит нас от высокомерия, когда Господь даёт нам время благословения, успеха и освежения; даёт нам силы и трезвости оставаться на почве смирения под Его рукой и воздавать Ему всю славу.

По новому будем следить за тем, чтобы мы в нашей жизни не пренебрегали библейской радостью. Пренебрежение этой радостью ведёт к ожесточению против нас, против братьев и даже против Бога. Если  будем жить в описанной нам выше радости, тогда станем воодушевлением для других и свидетельством миру.

Чтобы кто-нибудь, глядя на нас, не перепутал «хорошего христианина» с ослом. Этого не должно быть. Будучи укреплены в Господе, мы должны быть хорошим свидетельством. Мы должны иметь радость, которую могут иметь только дети Божии.

Тему радости я хочу закончить стихом из Евангелия от Ин.17,13 «Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную». Аминь.