Покаяние – небесный подарок, часть вторая

Мир вам дорогие слушатели и читатели наших проповедей. Сегодня мы продолжаем тему «Покаяние – небесный подарок». Я напоминаю слова Мартина Лютера, который сказал, что «вся жизнь верующего должна быть постоянным покаянием».

Дитя Божие, которое ходит во свете, будет искать возможность оставаться в духе покаяния, также как оно старается оставаться в духе молитвы. Только таким образом оно останется в постоянной готовности к покаянию.

То есть оно может немедленно покаяться по отношению к каждой недозволенной мысли, в отношении каждого неугодного Богу слова, в отношении каждого отставания от Бога и от детей Божиих.

Тогда не будут накапливаться неверность и грехи, которые ожесточают сердце, затемняют дух и отодвигают уверенность в спасении. Тогда его молитва должна выглядеть следующим образом:

Что ещё небрежно, Ты убирай,
что ещё гордо во мне, Ты смиряй,
что с толку сбивает, приведи в покой,
что ещё жёстко, смягчай,
чтобы во мне ничего не жило
и не появлялось подобное зло,
как друг единственный мой.

Но покаяние перед Богом является не только смирением из-за присутствия в нас неполноценного и небожиего, но является одновременно воплем о том, чего в нас ещё не хватает.

Все выражения в Псалмах: «Жаждет душа моя к Богу», «так желает душа моя к Тебе, Боже», «моя душа алчет…» являются выражением покаяния перед Богом. При обращении к Богу, душа опорожняется от прежнего её содержания.

Но она ещё не наполнена Божией полнотой, поэтому к Богу обращены эти вопли, томление о новом содержании. Душа подобна стеклянному сосуду, из которого выкачан воздух и находится в опасности оказаться в каждое мгновение раздавленным под воздействием атмосферного давления.

Таким образом, мы можем понять, почему души, которые обратились и провели одновременно радикальное очищение (опорожнились) могут попасть в такое бедственное положение, какого они никогда не испытывали в своём состоянии до обращения.

Сосуд опорожнён, но ничем другим не наполнен. Покаяние перед Богом является каналом, через который опорожнённый сосуд постепенно снова наполняется.

Многие дети Божии совершают покаяние и смирение только в начале своей христианской жизни, поэтому постепенно утратили пригодность получать дальнейшие и более глубокие благословения.

Ибо благословения текут в нас лишь до тех пор, пока мы находимся в смирении; как и вода быстрей течёт к более низким местам. Покаяние перед Богом является также святой силой, которая при смирении учит познавать Бога и побеждать.

Псалмы полны этими сообщениями. Нам известно, что очень многие Псалмы начинаются глубоким смирением, а заканчиваются триумфом; триумфом приобретения Бога на свою сторону, достижением у Бога прощения, помощи и т.д.

Особенно часто мы находим такого рода покаяния в жизни героев Библии. «Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» (Быт.32,26). Езекия плакал и вопил к Богу, и Он удлинил его жизнь на пятнадцать лет (Ис.38).

И даже безбожный Ахав сумел добиться того, что обещанные Богом беды были наведены на его дом не в дни его царствования, а в дни царствования его сына (3Цар.21,27-29). В данном случае покаяние занимает место суда, берёт заранее суд на себя, смиряется под ним и отменяет этот суд.

К покаянию перед Богом относится и то, что возможно является его самым глубоким пунктом, когда душе становится ясно, что каждый грех является грехом против Бога, как сказал Давид: «Тебе, Тебе единому согрешил я…» (Пс.50,6).

Сначала он согрешил против Урии и Вирсавии. Но с определённого момента он с убедительной силой осознал все эти грехи и что они направлены против Бога! Лишь тогда, когда через Святого Духа в нас возбуждено это чувство, мы узнаем, что такое ненависть ко греху.

Когда Иосиф находился в искушении, то он не сказал: «Как я мог бы это сделать и злоупотреблять доверием моего хозяина». Но он сказал: «…как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?»

Ты до тех пор не будешь принимать всерьёз свои грехи по отношению к твоим братьям и сёстрам, твоё осуждение братьев и нелюбезность к ним ты будешь постоянно оправдывать их жёсткостью и извращённостью, которые ты в них находишь.

До тех пор, пока тебе в Божием свете не станет ясно, что каждый грех, совершённый по отношению к человеку, является грехом против Бога. Да запишет Святой Дух огненным пером в твоё и моё сердце: каждый грех является грехом против Бога!

  1. Покаяние за других является высшей ступенью покаяния. Так каялся Иисус. Когда Он вошёл в Иордан, чтобы принять крещение покаяния, то Он это сделал для того, чтобы возложить на Себя или стать под вину людей и совершить затем за них покаяние.

И мы настолько будем в состоянии совершать за других покаяние, насколько воспримем мышление Иисуса и дадим свободу действия Святому Духу (Фил.2,5 и Еф.4,30).

Иисус, Который был свободен от Себя, Который был Царём в полном смысле слова, мог и должен был отдать Свою жизнь, как единственное и великое покаяние за всех людей. Его жизнь была большим покаянием за других.

Хотя грех мира, в том смысле как мы читаем в Ин.1,29, Иисус возложил на Себя непосредственно перед распятием или на кресте, но тяжесть греха человечества, среди которого Он жил, Он чувствовал из года в год всё больше.

Эта тяжесть сама по себе ложилась на Него, как она ложится и на других в той мере, как человек совершает покаяния за других перед Богом. Поэтому Иисус был «мужем скорбей и изведавший болезни» (Ис.53,3).

Совершать покаяния за других будет главной чертой характера каждого благословенного работника и каждого дитя Божиего, которая является благословением для других.

Насколько мы покаемся и смиримся за других, настолько мы будем над ними иметь полномочие.

Многочисленные часы, проведённые Финнеем в своей жизни в молитве и слезах, молениях и борьбе за спасение душ, являются ничем иным, как покаянием за других! (1792-1875).

Так как он совершал сначала покаяния за людей, которым он затем проповедывал, то он мог говорить такие серьёзные и пламенные слова любви; излить перед ними своё сердце. И таким образом он покорял людей для Бога и вносил дух покаяния над целыми областями.

Молитва Авраама за Лота; многодневный пост Даниила; сорок дней пребывания Моисея перед Богом за свой народ; печаль Неемии о разрушенных стенах; душевные боли Ездры по поводу отпадения своего народа – всё это было ничем иным, как покаянием за других.

Можем ли мы вообще назвать какого-нибудь Божиего работника, не имевшего этого благословения? Не связаны ли истинные прошения чаще всего с покаянием за просимых? Как глубоко смирилась хананеянка, чтобы достичь помощи своей дочери!

Если бы дух покаяния мог бременем лечь на детей Божиих, то мы испытали бы чудеса в наших семьях, собраниях и в окружающем нас мире! Когда Иаков основательно совершил покаяние, как он никогда до этого ещё не делал (Быт.35), то страх охватил окружающие народы.

Если бы руководители собраний совершали такие покаяния, то и члены собраний совершали бы покаяния, а затем бы каялся и мир! Если бы проповедники совершали глубокие и систематические покаяния, а затем проповедывали покаяния, то собрания наверняка были бы переполнены.

Ибо человек имеет глубокую нужду в покаянии. Иоанн проповедывал покаяние и весь Иерусалим и прилегающие селения приходили к нему принять крещение покаяния.

В большинстве случаев большие пробуждения в некоторых областях связаны с тем, что Божии мужи сокрушались в отношении духовной смерти этих областей; смирялись за их жителей и с воплем возносили за них прошения к Богу.

Обычно пробуждения возникали там, где до этого господствовали в высшей степени нерешительность и равнодушие. Блумхардт – муж Божий из Бад Болла – до тех пор молился и постился, пока не открывался путь, на котором сотни душ спасались из сетей сатаны.

Не желаем ли и мы так сделать? Чем жаловаться о «засушливых временах», «неплодородной и сухой земле», будем лучше совершать покаяния и делать так, как делал Агнец. Что же Агнец сделал с «сухой землёй»?

В книге пророка Ис.53,2 читаем, что «Он взошёл…как отпрыск и как росток из сухой земли», но не с той целью, чтобы в этой земле найти Свою жизнь, но, чтобы оставить в ней Свою жизнь.

Он вложил, полученную свыше жизнь в мёртвый мир и, поглотив смерть, возбудил жизнь. Он выплеснул всю Свою жизнь, пока не нашёл в «сухой земле человечества» эхо любви и жизни.

Это значит: правильно использовать полученное благословение. Многие снова теряют полученное благословение, так как хотят оставить его для себя, вместо того, чтобы принести его в жертву. Только благословение, принесённое в жертву, остаётся и умножается.

  1. 6. Покаяние верующего после каждого согрешения имеет задачу восстановления. Оно необходимо:

а) для восстановления нарушенного отношения между ним и Богом. Ибо каждый грех является помехой в нашем общении с Богом. Быть может эти омрачения, в которые некоторые дети Божии постоянно попадают, происходят от того, что они не сразу каются в совершённых в недавнем времени грехах.

Совершённый мною грех я должен немедленно приносить нашему «Ходатаю», Иисусу Христу, а если необходимо, – то и перед людьми. В 1Ин.2,1 читаем: «…а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника».

Как мы должны себя вести по отношению к мирскому юристу, который должен нас защитить на суде? Прежде всего мы должны ему подробно рассказать ход событий нашего дела.

Именно так мы должны себя вести перед Иисусом, нашим Ходатаем у Божиего трона. Это является первым шагом к покаянию, как его следует совершить после каждого согрешения.

Тогда Иисус может вести дело нашей души перед Богом. Ибо по отношению каждого греха, который совершает дитя Божие, враг возбуждает перед Богом обвинение. Он является «клеветником на братьев».

В книге Отк.12,10 читаем о нём: «…клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь». Быть может тебе лень и слишком хлопотно, чтобы тут же ночью встать и покаяться, если ты не спал и согрешил в мыслях?

Но врагу не хлопотно, тут же ночью заявить Богу о твоём грехе. Если враг так щепетильно относится к нашим грехам, то и мы должны относиться к ним серьёзно и постоянно быть готовыми к покаянию и опережать врага перед Иисусом.

Если мы этого не сделаем, то дело останется нерешённым, во всяком случае нерешённым в нашей совести. И эти непрощённые грехи, через которые мы в повседневной жизни так мимоходом проходим, становятся постепенно разделяющей стеной.

Стеной, через которую мы уже не можем смотреть на нашего Господа, и которая становится мощным укреплением, за которым враг осуществляет большую власть.

б) Покаяние следует совершать после каждого согрешения не только для того, чтобы получить прощение, но для очищения от совершённых грехов. Обычно грех, который приводит нас часто к падению, является нашим грехом.

Это значит, что этот грех свойственен нам. Ибо каждый имеет такого рода грехи и это должно нас побуждать к тому, чтобы не только искать прощения этих грехов, но и очищения от них, чтобы их больше не делать!

Ибо Иоанн говорит: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1,9). Прощению грехов должно следовать очищение от этих грехов.

В противном случае возможно, что на следующей неделе мы придём с тем же грехом. И так это тянется из года в год. Именно потому, что у нас проявляется один и тот же грех, мы должны повергнуться в глубокое покаяние и проявить большое желание или потребность к избавлению от этого греха.

Пс.129, в котором описывается это состояние, начинается словами: «Из глубины взываю к Тебе, Господи». Что это за глубина? Это – глубина покаяния! В какую глубокую нужду может это привести душу, если повторяется один и тот же грех!

И как мы замечаем по содержанию и особенно по заключительным стихам Псалма, повторяющийся грех псалмопевца приводил его в великую нужду. Что же он ищет? «У Господа милость!» Это значит – постоянное помилование за постоянное согрешение, «и многое у Него избавление!»

Давид искал: прощения и избавления. Он получил и то, и другое, поэтому он воодушевляет и других сказать: «Он избавит Израиля от всех беззаконий его».

Да, где душа очень строго и щепетильно относится к своему греху и совершает покаяние, пока не избавится от него, она получит мужество верить в то, что есть избавление от всех грехов.

Но и наоборот: если у человека повторяется один и тот же грех и часто ещё с нарастающей мощью, то имеется опасность, что такой человек вообще перестанет бороться, станет равнодушным даже по отношению к тем своим грехам, над которыми он когда-то проливал горькие слёзы.

Когда Давида ужасно одолели грехи, то он не напрасно говорит: «Духа Твоего Святого не отними от меня» (Пс.50,13). Именно после тяжёлых случаев согрешения, которым предшествовали длительные годы борьбы, часто случается, что вместо понимания серьёзности положения возникает холодное равнодушие и нечувствительность.

Так следует понимать то обстоятельство, когда трудно привести к покаянию глубоко павших в грехах детей Божиих. Часто у них возникает чувство, что к ним предъявляется слишком высокое требование.

Они считают, что с их естественными способностями иначе и быть не может, как быть побеждёнными. Правда, в отношении некоторых именно так и кажется.

Но при суждении о таких, которые претерпели большое поражение, мы должны быть осторожными, ибо такие люди сами очень строги по отношению каждого побуждения греха.

  1. 7. Покаяние, которое проповедует Христос в посланиях семи церквам в Откровении. Оно относится: к отпавшим собраниям, отпавшим старейшинам, отпавшим членам. Христос говорит: «Помни, откуда ты ниспал» (Отк.2,5).

Это есть отпадение. Если дитя Божие пало, то мы обычно спрашиваем: во что оно пало? Но Христос идёт в этих вопросах глубже и говорит: «Помни, откуда ты ниспал».

И если мы перенесём это на наши собрания, то сколько было бы у нас основания низвергнуться в пыль и совершать покаяния перед Богом и людьми! Мы проводим евангелизационные собрания для неверующих, но должны были бы проводить сначала собрания для нового обращения отпавших верующих.

Мы пришли к тому пункту, где поглощаем последнее, что приобрели, выстрадали и выпросили в молитвах наши отцы. А затем что? Что мы оставляем будущему поколению? Истоптанный грунт!

Безусловно, первым прошением нашей молитвы, должно быть прошение о духовном пробуждении и оживлении нашего собрания. Мр.Морган, последователь Муди (1837-1899), сказал на одной конференции проповедников:

«В Церкви недостаёт горящего усердия, чтобы спасать души. Воображают, что это время прошло. Церковь утратила глубокие религиозные чувства, поэтому Она не льёт больше слёз о погибших грешниках.

Поэтому Она не имеет больше сострадания и горящей любви к падшему миру; поэтому в лагере не раздаётся больше шума торжествующего пения. Церковь организована прекрасным образом.

Лучших оркестров и хоров мы никогда не имели. Мы готовы совершить мощную работу, но на этом мы остановились». Но в собраниях вместе с нами есть ещё много душ, которые в течение многих лет жаждут движения сверху.

Они осознают духовную бедность своих кругов, глубоко смиряются и ждут, пока в собрании сможет явиться дух покаяния, начиная со старших братьев. Старшим братьям, как правило, трудней всех совершить покаяние.

Поэтому превознесённый Христос обращается всегда и прежде всего к ним и говорит: «…храни и покайся!» (Отк.3,3). И если бы эти старейшины должным образом покаялись, то мир не остался бы нетронутым.

И безусловно никто не нуждается в том, чтобы совершать покаяния так, как они это понимают. Подумайте хотя бы раз о том, чем хотят быть наши собрания, чем они должны быть, но не являются!

Мы могли бы составить бесконечный список пунктов покаяний, ибо ущерб дочери Сиона велик. А виновны в этом прежде всего мы – пресвитера!! В Посланиях семи церквам Господь возлагает ответственность за ущерб в собраниях прежде всего на пресвитеров.

Это Он и сегодня ещё делает. Конечно, многие соглашаются и давно уже спрашивают себя: «Как может измениться это состояние?» А Господь отвечает: «Кайтесь! и делайте первые дела!»

Каждое движение и новое оживление среди Божиего народа начинается со смирения. Кто-то сказал: «Церковь могла бы иметь пробуждение, если бы Она только хотела думать о своей неверности и откровенно признать свои грехи.

Но для христиан легче повторять пустые высказывания и возлагать на Бога ответственность за проклятие грехопадения, чем самим смириться и признать открыто своё отпавшее состояние и исполнить обещание, данное Богу.

Бог хочет иметь верный народ, служащий Ему всем сердцем. Если бы Он имел такой народ, то в некоторых «Иерихонах» пали бы стены. Дай, Господи, Своему народу дух сознания вины и покаяния!

Открой Своему народу глаза, чтобы он видел, где он упал, чтобы он совершал покаяния, пока не смоет свои злодеяния, пока не будет прощена неверность, пока живой огонь, взятый с Божиего алтаря, не коснётся его уст!

Напоследок Господь обращается к членам Церкви. И к ним обращён призыв: «Помни, откуда ты ниспал». Здесь не имеется в виду падение наружное – в определённый грех, а падение внутреннее – отпадение в сердце.

Огонь нашей любви убавился, наша совесть потеряла свою мягкость, мы не имеем больше власти над грехами, наша ревность к Богу уступила место холодной трезвости.

Дух радости и готовности жертвовать не несёт нас больше, нет больше тесной внутренней связи с Богом. Не является ли всё это отпадением в нашем сердце? Нет ли у нас причины глубоко смириться?

Вследствие этого нового образа мышления мы так приспособились к этому миру, что его вещи стали для нас важнее, чем стремление к Царству Божию и Его праведности.

Не указывает ли всё это на то обстоятельство, что мы уклонились от узкого пути следования за Иисусом? Тот факт, что мы не плывём против течения и не несём за станом поругания Христа, является признаком духовного заболевания и обнищания!

«Помни, откуда ты ниспал!» Ясно, что нам не достаёт духа покаяния. Мы думаем, что мы богаты и сыты, но не знаем, что мы бедны и пусты!

Ещё одно слово для готовых к покаянию.

Пусть твоё покаяние будет основательным. Не говори, как Саул: «…я согрешил, но...» (1Цар.15:30). Это будет двойственным покаянием, если ты после своего признания ставишь «но».

Не делай, как Израиль, который 20 лет вопил к Иегове и, тем не менее, не оставлял своих идолов (1Цар.7). Покаяние, как и грех, является делом. Не сказано: «чувствуйте покаяние», а «совершайте покаяние»!

Не убирай с дороги 29 камней, в то время, как ты свой, самый большой оставляешь. Сначала признай грехи, в которых тебе труднее всего признаться, которые ты неохотно оглашаешь.

Не жертвуй Господу деньги в таком состоянии, это была бы разбойничья жертва всесожжения (Ис.61,8), а отдай их, прибавив одну пятую, тому, кому они принадлежат. Так требует Писание согласно Лев.5,21-24.

Если же пострадавших нельзя больше разыскать, то разрешается эти, нечестным путём добытые деньги, отдать бедным. Даниил говорит Навуходоносору: «…искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным» (Дан.4,24).

Будь в этом деле верным, ибо добывание денег нечестным путём Писание называет «преступлением перед Господом» (Лев.6,2), а воровство Писание называет: «посягательством на заклятое».

Таким действием Ахан навлёк смерть на себя и заклятие на весь Израиль (И.Нав.7). Не бойся откровенного покаяния в таких вопросах, ибо откровенным Бог даёт успех, а смиренным – благодать. Особую милость Бог проявляет в отношении признаний.

Хотя бывают случаи, когда лучше не делать признания. Если кто-то проявляет готовность к смирению, но видит, что через своё признание он не уменьшит ущерба, а добавит ещё новый, то в этих случаях лучше не делать признания.

Но во всяком случае в этом деле следует признаться душепастору, чтобы таким образом грех был обнаружен и осуждён. Ибо скрытость является властью греха.

В книге «Каковы были первые христиане?» читаем о том, что если кто-нибудь хотел примкнуть к собранию, то один из старейшин собрания уединялся с ним, постился и молился до тех пор, пока они не исследовали всю его жизнь и не освещали её Божиим светом.

Новообращённый поощрялся путём признания освободиться от своих греховных уз к исправлению совершённых преступлений.

И мы должны пойти таким путём и год за годом перебрать всю нашу жизнь, насколько Святой Дух уведёт нас в наше прошлое. Мы должны всё, на что Он укажет, привести в порядок.

Тогда мы можем, как в книге Иов.11,13-19 сказать: «…поднимешь незапятнанное лицо твоё.., и не будешь бояться». Можешь ли ты поднять свой взгляд на людей, на дома, на заводы и т.д., мимо которых ты проходишь; ничего тебя больше не пугает?

Можно ли с точки зрения твоего прошлого сказать о тебе как о Ное: «и Бог закрыл за ним». Благо тебе, если ты можешь наслаждаться благословением очищенной совести!

Ты принадлежишь к самым счастливым на земле. Ты покажешь на деле, что покаяние является небесным подарком. Аминь.

Рейнгольд Рейнгардт

Проповедник, евангелист. Родился 04.08.1931 в семье служащего, в селе Новая Гололобовка в бывшей немецкой автономной республике немцев Поволжья. С 1980-го года переехал в Германию, в городе Франкфурте на Майне. Многие годы занимался организацией строительства молитвенных домов в Украине и России. С 1995-го года евангелизацией среди детей на Украине, с женой Леной.