Активность Духа Святого, часть вторая

Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Активность Святого Духа в нашей жизни». Сегодня вторая, заключительная часть. Тот факт, что мы отступили в сторону, и Святой Дух смог нас освободить от самих себя, является предпосылкой для всякого служения.

Служение лишь там является активным, где мы стали свободными от самих себя, потому что, в противном случае, налицо имеется постоянно наш образ. А наш образ – это жалкий образ. Если люди видят такой жалкий образ, то они говорят: «нет, спасибо, таким я не желаю быть. Тогда я не желаю покаяться. Я не желаю приобрести лицо кофейника».

Предпосылку для всякого служения мы видим в том, что к господству приходит Святой Дух, поэтому Он может нас освободить, может нас также освободить от самих себя. И тогда образ Христа станет видимым, «преображая нас в тот же образ от славы в славу».

Тогда мы станем такими людьми, через которых Святой Дух и других людей будет притягивать ко Христу. Таким образом, мы приходим к трём видам или образам служения, о которых мы сейчас поразмыслим. Обратимся для этого к Д.Ап.13,1-2, где мы читаем о действии Святого Духа в отношении служения:

«В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. 2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их».

Здесь мы стоим перед большой трудностью. Здесь говорит Святой Дух! Поэтому у нас возникает вопрос: как звучит голос Святого Духа, когда Он говорит? Кто Его когда-либо слышал? Но, тем не менее, здесь написано: «Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла».

Но мы оставим эту трудность стоять, как она есть, и пойдём к условию, которое здесь стоит, как предпосылка, что Святой Дух мог говорить. Когда Святой Дух говорил? «Когда они служили Господу и постились». Здесь не сказано: «когда они служили Святому Духу». Кто стоит в центре при служении?

Только Господь Иисус! Святой Дух не желает привлекать наше внимание на Себя. Он обращает наше внимание на Господа Иисуса. Именно это произошло и в собрании в Антиохии. Взоры верующих в этом собрании, которое находилось на служении Иисусу, были обращены на Господа Иисуса.

Он был центром этого собрания, а они служили Ему. Как? Об этом здесь ничего не сказано. Но если сказано «служить», тогда этим выражено положение по службе. Положение по службе – это есть положение готовности. Готовность принимать задание от Господина, дающего задания, готовность принимать от Него указания.

Это должно быть нашим нормальным положением: готовность служения к слушанию, готовность принимать от Господа Иисуса указания. Эту готовность имеют в нашем тексте верующие собрания, которое воспринимало эти указания всерьёз.

Как серьёзно говорит к нам следующее выражение: «они служили Господу и постились». К сожалению, такое отношение верующих к служению вышло сегодня из моды. Мы боимся, что можем при этом умереть с голоду. Пост является выражением последней концентрации в отношении какой-то цели.

При этом следует исключить все помехи. Даже на еду не следует отвлекаться, чтобы полностью сконцентрироваться на Господа Иисуса и на готовность служения Господу Иисусу. В такой ситуации Святой Дух мог к ним говорить.

И как же Он говорит? В этом заключается большой вопрос. К сожалению, об этом здесь ничего не сказано, но, чтобы мы могли знать, что Он имеет свой образ говорения, чтобы и с нами сегодня говорить. Иначе мы ещё подумаем, что Святой Дух должен и со мной точно так же обращаться, как с собранием в Антиохии.

С Иосифом, мужем Марии, матери Иисуса, Господь Иисус совершенно иначе говорил, чем с самой Марией. К Марии явился ангел Гавриил. А к Иосифу, когда Иисус к нему говорил, то говорил с ним во сне. Бог имеет с каждым человеком Свои пути. Решение этих вопросов Он оставил за Собой.

Бог настолько велик, что Он имеет не один путь для говорения со Своим творением. Он имеет много возможностей, и приходит к каждому человеку на том пути, который для Бога является правильным и лучшим.

Но в той ситуации в Антиохии Святой Дух наверняка говорил каким-то образом через людей. В собрании Он не станет говорить громовым голосом, или голосом, который вдруг прошумит из вселенной. Но если Он говорит, то всегда использует для этого людей. Это мы находим в Библии совершенно нормальным, совершенно естественным.

Чтобы всему собранию в Антиохии, и всем находившимся там пророкам и учителям сообщить задание: «отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их», Святой Дух мог это положить одному из братьев на сердце.

Поэтому он мог во время молитвы встать и предложить: «я имею такое впечатление, что Господь Иисус желает использовать обоих учителей для того, чтобы они и другим рассказали Евангелие. Мы имели их целый год у себя. Они принесли нам так много благословения, но Господь Иисус желает их теперь в другом месте использовать».

И все остальные имели подтверждение, что это является Божией волей. Таким образом, говорит Бог, говорит через Святого Духа. Важен тот факт, что Он вообще говорит, и что мы слышим и разумеем Его голос. Так просто сказал Господь Иисус: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною» (Ин.10,27).

Если мы относимся к овцам Господа Иисуса, то в этом мы видим условие, чтобы мы слышали и слушались Его голоса. Тогда это будет нормально. На основании говорения Святого Духа в Д.Ап.13,1-2 ученики Иисуса получают совершенно ясное задание: «отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их».

Апостол Павел и Варнава получают здесь хороший старт. Об этом мы читаем в ст.4: «Сии (Павел и Варнава), быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр».

Следовательно, они знали: «мы не просто последовали нашим мыслям, нашим идеям, но нас посылает Святой Дух». Интересен тот факт, что Святой Дух сказал это не непосредственно Павлу и Варнаве, но на основании ст.2 нашего текста следует, что Он сказал это собранию. Он говорил собранию.

И сегодня ещё Господь Иисус желает открываться Своей Церкви. В этом мы видим для Павла и Варнавы предпосылки, чтобы они могли преодолевать трудности. А трудности возникли очень скоро на этом первом миссионском пути. И столько трудностей возникло на этом пути, что Иоанн Марк, племянник Варнавы резигнировал и вернулся в Иерусалим.

В нашем служении мы сегодня часто очень деловиты, что Господь Иисус не имеет больше возможности говорить к нам. При этом у нас недостаёт готовность служения, поэтому Господь Иисус не может нам открываться. Результатом этого часто являются в нашей жизни неуверенности. Не так ли это?

Находимся ли мы ещё в воле Господа Иисуса на основании нашей чрезмерной занятости и неточных знаний? Неуверенность! И если при этом приходит большая нужда, приходят трудности, как мы будем их преодолевать, если неточно знаем, что это Божия воля, в которой мы стоим на нашем рабочем месте.

В Д.Ап.15,28-29 мы видим дальнейшее действие Святого Духа в отношении Церкви Иисуса и в отношении нашего служения: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: 29 воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы»».

В этом тексте мы имеем заключительную формулировку апостольского консилиума. Или, мы можем сказать, что имеем заключительную формулировку домашнего комитета. Здесь мы стоим в центре дискуссии между миссионским полем и домашним комитетом.

Мы находимся между всеми разногласиями, между двумя лагерями и большими напряжениями, которые возникают между этими лагерями, или обеими сторонами. Ох, эти комитеты, это снова были типичные конторские заключительные формулировки.

Они не имеют понятия о том, что в действительности происходит на миссионском поле. Эти сотрудники домашнего комитета должны были бы отработать минимум по десять лет на миссионском поле, чтобы получить опыт служения.

Здесь мы имеем заседание комитета в одном из собраний, имеем заключительную формулировку о миссионских группах на миссионском поле. И как гласит эта заключительная формулировка? «Ибо угодно Святому Духу». Но при этом у нас возникает вопрос: не является ли это просто фразой, которую братья в Иерусалиме отваживаются поставить в начале своего письма: «Ибо угодно Святому Духу»?

Какова же была предыстория этого события? О том, что было в предыстории, мы читаем в книге Д.Ап.15,1-2, что до этого они много спорили: «Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись.

2 Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим».

После этого между этими двумя сторонами «произошло разногласие и немалое состязание». Павел и Варнава спешат в Иерусалим. Там созывают апостолов. Затем в ст.5 дальше читаем о том, что уверовавшие фарисеи выступают со своим предложением: «Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев».

Затем читаем в ст.7: «После длительного спора Пётр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали».

«После длительного спора». То же самое происходило и в комитете. А затем братья пишут: «Ибо угодно Святому Духу». Не является ли это набожной, пустой фразой? Нет, это не набожная пустая фраза. Потому что Святой Дух действовал в этом комитете. Как Он действовал?

Это мы видим уже в ст.12. После длительного спора Пётр встал. Он говорил о том, что Господь Иисус встретил его и сделал ему наставление, чтобы они не делали разницы между иудеями и язычниками. Когда Пётр это сказал, «Тогда умолкло всё собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников».

После Петра выступает Иаков и ударяет топором в ту же зарубку. Он говорит, как читаем в ст.19-20: «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, 20 а написать им, чтобы они воздерживались от осквернённого идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе».

О результате обсуждения апостолами и пресвитерами этого вопроса мы читаем дальше в ст.22 «Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию…».

После выступления Петра и Иакова среди всех присутствующих, которые до этого долго спорили воцарилось сразу единство. Откуда и на каком основании воцарилось в этом комитете единство? Это единство возникло на основании действия Святого Духа.

И апостолы сообщают нам об этом единстве, которое неожиданно возникло в их среде. Об этом мы читаем в ст.25: «то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом».

Они сами заметили, что стали единодушными. В этом у них наблюдается действие Святого Духа. Святой Дух объединяет. Об этом мы читаем в послании Еф.4,1-4: «Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,

2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, 3 (а теперь самое главное) стараясь сохранять единство духа в союзе мира. 4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания».

Святой Дух, этот единый Дух, собирает нас к единству во Христе Иисусе. Там, где имеется единство, мы можем установить и видеть действие Святого Духа. Но единство мы не должны путать с подчинением или покорностью в одном комитете. Единство мы не должны путать с людьми, которые со всем соглашаются.

Если руководитель комитета избирает себе таких членов комитета, которые во всём соглашаются лишь для того, чтобы не обидеть руководителя комитета, то это не является единством. Но единство вырастает там, где Господь Иисус по Своей воле даёт подтверждение со стороны всех членов.

Шестое действие Святого Духа: Святой Дух предостерегает или предупреждает в собрании в отношении служения. Когда апостол Павел находился со своими соработниками в пути второго миссионского задания, то читаем об этом в Д.Ап.16.6-7:

«Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. 7 Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их».

Святой Дух предупреждает. Он запрещает, Он запирает двери на засовы. В нашем служении и мы имеем ежедневные различные ситуации. Наше служение началось, теперь телега катится, всё идёт нормально. Первый этап второй миссионской поездки Павла завершён.

Собрания, которые Павел основал во время своей первой поездки, он посетил и укрепил в вере. В этих собраниях возникли атаки иудаизма, поэтому Павел передал собраниям решение апостольского консилиума, что они не стоят теперь под иудейским законом, но спасены на основании благодати. Павел укрепил эти собрания. Но жизнь идёт дальше.

Следующими остановками являются Фригия и Галатийская страны, где служение протекает совершенно нормально. Служение продолжается, но Бог имеет другой план. Дальнейшее служение, как его запланировал Павел, не соответствует Божиему плану.

В этом месте второго миссионского пути, Бог ставит на двери засов, чтобы Павел со своими миссионскими сотрудниками не пошёл в ложном направлении. Как Бог ставит запоры? В этом месте Писания не написано, как это произошло. Совершенно просто: «они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии».

Как Святой Дух это сделал, в тексте не написано. Святой Дух может использовать людей, чтобы запирать двери, закрывать их на засов. Он может использовать болезни, Он может использовать финансовые трудности, Он может также использовать политические обстоятельства. Он имеет тысячи возможностей, чтобы запирать двери.

При этом важен тот факт, чтобы мы этому говорению вняли и его понимали. И Павел не с первого раза, не с ходу это понял, но только при третьей попытке он это понял и изменил направление своей миссионской поездки.

Миссионеры должны были пойти в Европу. Но изменение направления возможно лишь там, где имеется в наличии соответствующий вид транспорта. Попытайтесь повернуть какой-то вид транспорта, если он стоит. Это – очень трудное дело. И нас желает иногда Бог вести и нами управлять, когда мы находимся в «поездке», находимся в пути к определённой цели.

Это значит, если мы заняты нашим служением и что-то делаем, если не находимся в относительном покое. Гудзон Тейлер говорил, что свои самые большие ошибки он сделал не там и не тогда, когда он мужественно стремился вперёд, но там, где он боязливо сдерживался назад и выжидал и ни на что не отваживался.

Ничего неделание может оказаться самой большой опасностью по сравнению с мужественным стремлением вперёд. Упущения мы часто очень оцениваем легко, но Господь Иисус – нет. Упущения Господь Иисус оценивает как грех. О наших ежедневных упущениях апостол Иаков пишет совсем просто и доходчиво в своём послании в гл.4,17: «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех».

А Иисус говорит по этому поводу в Евангелии от Мтф.25,44-45: «Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? 45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».

Упущения – это грех! Пожалуйста, запомните это, дорогие братья и сёстры и примите это всерьёз. Это совершенно нормально, если в служении идём вперёд, и если при этом Господь Иисус нам ничего другого не говорит. В служении следует просто дальше идти.

Идти в доверии на то, что в нужный момент, если наше служение больше не соответствует Его плану, то Он засовом закроет нам дверь. А Господь Иисус делает это во всей Своей верности. Важно то, чтобы мы обращали внимание на предупреждения и принимали их всерьёз.

Мы можем, конечно, эти предупреждения не расслышать и идти в нашем направлении, которое мы запланировали, дальше. Из собственного опыта хочу вам сообщить. Если я имею намерение, что-то важное сделать для Господа Иисуса, то Он обычно мне об этом напоминает. Может и два раза напоминать.

Зная ухудшение своей памяти, я обычно оставляю все дела и делаю то, о чём мне в данный момент напомнил Господь Иисус. Если я это сразу не сделаю, то Господь Иисус может об этом больше не напоминать, и тогда всё это может кончиться неприятностью, а следовательно, и нечистой совестью перед Иисусом.

В этом и заключается наша богобоязнь или благоговение перед Богом. Следовательно, если Господь Иисус нам настойчиво о чём-то напоминает, чтобы мы это немедленно сделали, то мы должны это предупреждение серьёзно воспринять, и немедленно сделать то, о чём Он нам напомнил.

Хочу закончить нашу сегодняшнюю проповедь цитатой одного евангелиста, которая стала для меня незабываемой. Этот евангелист рассказал об одном крестьянине восточной Швейцарии, который в одном домашнем собрании хотел передать присутствующим верующим настоятельную просьбу в отношении Святого Духа.

Он сложил свои тяжёлые крестьянские руки для молитвы так, когда он что-то осторожно собирался взять. При этом он сказал: «братья, Святой Дух – это что-то очень нежное. Братья, не огорчайте Духа Святого».

Святой Дух активен в нашей жизни. У нас нет необходимости принуждать Его к этому. Но и просить Его для этого у нас нет необходимости. Он активен в нашей жизни, во всех направлениях, как мы это видели в изложении данной проповеди. Но мы можем Его огорчать. Мы можем чинить Ему препятствия в Его действиях. Тогда Он не может действовать. Поэтому ещё раз повторяю: «братья и сёстры, не огорчайте Духа Святого». Аминь.