Красота Иисуса, часть тринадцатая

М

Красота Иисуса». Сегодня тринадцатая часть, в которой мы рассмотрим четвёртый фрагмент в жизни Давида.

В своём заговоре против Давида, своего отца, Адония прибегает к помощи Иоава, начальника войск и священника Авиафара, 3Цар.1,8: «Но священник Садок, и Ванея, сын Иодава, и пророк Нафан, и Семей, и Рисий, и сильные  Давидовы (37 героев из 2Цар.23) не были на стороне Адонии».Ванея был начальником лейб-гвардии или телохранителей Давида, которые были в основном выходцами из Филистимлян, то есть язычниками. Через пророка Нафана Господь разрушил замыслы Адонии и воцарил на царский трон сына Давида, Соломона. Читаем 3Цар.1,33-34: «И сказал им царь: возьмите с собою слуг господина вашего, и посадите Соломона, сына моего, на мула моего, и сведите его к Гиону. И да помажет его там Садок священник и Нафан пророк в царя над Израилем, и затрубите трубою и возгласите: «да живёт царь Соломон!»

И далее, 3Цар.1:50,52-53: «Адония же, боясь Соломона, встал и пошёл, и ухватился за роги жертвенника. И сказал Соломон: если он будет человеком честным, то ни один волос его не упадёт на землю; если же найдётся в нём лукавство, то умрёт».

В 3Цар.2 мы читаем затем о том, как по просьбе Давида Соломон совершит суд над всеми противниками Давида, которые нам представлены в лице: Авиафара, Иоава и Семея.

Читаю 3Цар.2,5-6; 8-9 «…ты знаешь, что сделал мне Иоав, сын Сарруин, как поступил он с двумя вождями войска Израильского, с Авениром, сыном Нировым, и Амессаем, сыном Иеферовым, как он умертвил их, и пролил кровь бранную во время мира… Поступи по мудрости твоей, чтобы не отпустить седины его мирно в преисподнюю.

Вот ещё у тебя Семей, сын Геры, Вениамитянина из Бахурима; он злословил меня тяжким злословием, когда я шёл в Маханаим; но он вышел навстречу мне у Иордана, и я поклялся ему Господом, говоря: «я не умерщвлю тебя мечём». Ты же не оставь его безнаказанным…, чтобы низвести седины его в крови в преисподнюю».

Эту клятву Давид произнёс Семею, когда он возвращался в Иерусалим после поражения восставшего Авессалома. Расправившись с Адонией за все его злодеяния, Соломон наказывает священника Авиафара, предавшего Давида и перешедшего на сторону восставшего против Давида Адонии.

Затем Соломон расправляется с Иоавом и Семеем, 3Цар.2,26-27: «А священнику Авиафару царь сказал: ступай в Анафоф на твоё поле; ты достоин смерти, но в настоящее время я не умерщвлю тебя; ибо ты носил ковчег Владыки Господа пред Давидом, отцом моим, и терпел всё, что терпел отец мой. И удалил Соломон Авиафара от священства Господня, и исполнилось слово Господа (1Цар.2,32-36), которое сказал Он о доме Илия в Силоме».

В завершение всех выше перечисленных преступлений, Иоав вместе с Авиафаром всячески поддерживали Адонию, когда он хотел совершить переворот и воссесть на царский престол. В 3Цар.1,7: «И советовался он (Адония) с Иоавом, сыном Сарруиным, и с Авиафаром священником, и они помогали Адонии».

Иоав узнал об осуждении Соломоном Авиафара, вместе с которым он поддерживал Адонию. И его охватил страх, как читаем в 3Цар.2:28,31: «и убежал Иоав в скинию Господню, и ухватился за рога жертвенника… И послал Соломон Ванею, сына Иодаева, говоря: пойди умертви его… и сними невинную кровь, пролитую Иоавом, с меня и с дома отца моего».


Ст.31 «И послав, царь призвал Семея, и сказал ему: построй себе дом в Иерусалиме, и живи здесь, и никуда не выходи отсюда. И знай, что в тот день, в который ты выйдешь и перейдёшь поток Кедрон, непременно умрёшь. И донесли Соломону, что Семей ходил из Иерусалима в Геф и возвратился. И повелел царь Ванее… и он пошёл, и поразил Семея, и тот умер» (3Цар.2,36.41.46).

Теперь у слушателей и читателей наших проповедей должен возникнуть логичный вопрос: почему царь Давид не расправился сам со всеми своими врагами?! Давид сам никого не убил из них и других удерживал от убийства, как это мы видим в пещере, где он имел возможность убить Саула.

Ответ на такой вопрос совершенно прост, если мы постоянно будем помнить, что Давид – это прообраз Господа Иисуса на время благодати. По этому вопросу мы читаем об Иисусе в Ин.3,17: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».

Первичной целью, с которой небесный Отец послал Своего Сына Иисуса, является спасение погибших грешников, о чём читаем в Ин.3,16: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

А над основной массой погибшего мира, которая не примет Иисуса в свои сердца, Господь Иисус вынужден будет совершить Божий суд гнева после времени благодати, в конце 70-ой седьмины, когда уже ни один человек не может с покаянием придти к Иисусу. Именно поэтому Давид не совершает над своими врагами суд, а поручает совершить его своему сыну Соломону. Посредством этих нескольких примеров Святой Дух показывает нам, что Господь Иисус вынужден на основании Своей праведности совершить после времени благодати суд гнева над непокаявшимися грешниками.

Пятый фрагмент из жизни Давида.

Вернёмся ещё раз ко встрече Давида с Голиафом и рассмотрим некоторые подробности этой встречи с точки зрения Господа Иисуса. Главным текстом для этой части повествования возьмём 1Цар.17,8: «… Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне».

Если мы возьмём во внимание, что это высказывание исходит из уст Голиафа, то мы должны сказать, что это не слова Господа. Эти слова исходят из уст врага! Но Писание сообщает нам эти слова, и поэтому имеет смысл их рассмотреть. Мы убедимся, что они обогатят наше познание, хотя их источником являются уста врага.

Ситуацию во время встречи Давида с Голиафом мы с вами уже выше рассмотрели. Но добавлю, что Израильский народ должен был выступить против Филистимлян. И тут, как из-под земли перед ними возникает Голиаф. Израильтяне испугались и ужаснулись, потому что ни один из воинов Израиля не смог сразиться с Голиафом, который сказал: «сегодня я посрамлю полки Израильские».

В самом начале зададимся вопросом: как, собственно, всё это случилось, что Израиль попадает в это скверное положение?  Истоки мы находим в книге И.Нав.13,1-2: «Когда Иисус состарился, вошёл в лета преклонные, тогда Господь сказал ему: ты состарился, вошёл в лета преклонные, а земли брать в наследие остаётся ещё очень много. 2 Остаётся сия земля: все округи Филистимские и вся земля Гессурская».

Под водительством Иисуса Навина Израиль занял действительно большую часть обетованной земли. И тут обращается Господь с этими словами к Иисусу Навину. Из слов Господа ясно видно, что вся земля Филистимская остаётся незахваченной. Этого сообщения достаточно, чтобы понять, почему Израиль попал в это скверное положение. В продолжении главы 13 видно, что Израиль не занял ни пяди Филистимских земель.


Именно этот факт очень ясно говорит в переносном смысле и о нашей духовной жизни. Мы все знаем, что после того, как мы стали детьми Божиими, Господь желает изменить нас в Его сущность. Области сущности, плоти, грехов в нас должны быть оккупированы, а присутствие Иисуса в нас должно становиться всё более и более видимым.

Именно этот факт является очень ясной параллелью в положении Израиля. Многие дети Божии духовно находятся в таком же положении, как и Израиль в нашем тексте. Мы можем сказать, что на основании общего количества занятых земель Израиль был довольно счастлив.

В захваченных областях обетованной земли Израилю жилось хорошо. Там они имели многое, чего недоставало в пустыне. Они могли уже наслаждаться богатствами обетованной земли и были всем этим сравнительно довольны. Но это обстоятельство не соответствовало Слову Божиему, ибо они должны были занять все обетованные земли.

Я думаю, что многие дети Божии знают себя достаточно хорошо, и, глядя на других и, сравнивая себя с ними, довольны собою: «и в этом вопросе у меня хорошо, и то и другое у меня в порядке; и если смотрю на других, то в собрании имеются такие, которые намного хуже чем я. Значит я могу быть довольным тем, что моя жизнь изменилась в лучшую сторону!»

Именно в этом случае мы повторяем ту же ошибку, что и Израиль: мы сами судим о себе и довольны тем, что Господь смог в нас сделать. Мы не хотим замечать пункты, которые Он хочет в нас изменить. Мы довольны собою и не желаем больше замечать эти пункты.

Так обстояло дело и с Израильтянами. Хотя во времена Судей они имели часто досаду и неприятности от Филистимлян, но рано или поздно они с этими проблемами справлялись.

И многие дети Божии часто имеют в своей жизни неприятности и проблемы с различными грехами или чертами характера, которые периодически прорываются наружу, но затем снова одерживают над ними кажущуюся победу и на этом успокаиваются.

При всех проблемах с Филистимлянами Израильтяне не заметили, что в среде Филистимлян родился один из многих мальчиков по имени Голиаф, который не причинял никому зла. Когда этот Голиаф был ещё маленьким, никто не боялся его, и каждый Израильтянин мог бы его обезглавить. Но теперь, когда он стоял перед ними, то именно то, что не усматривали как беду, превратилось в огромную проблему.

Само собой понятно, что Филистимляне не сообщили Израильтянам своевременно: «в нашей среде родился Голиаф. Подождите, примерно через лет 30 мы вам покажем!».

И враг человеческих душ этого не делает. Он не говорит: «я запланировал против тебя такое, что положу тебя когда-нибудь на лопатки». Наши недуховные поступки и грехи, которые мы в себе не замечаем, дают возможность сатане право использовать их против нас.

Всё это только дело времени, если области нашей жизни, как и у Израиля, остаются незанятыми, то там такое произрастёт, что в последствии станет ужасной проблемой. Израильтяне часто выступали против Филистимлян и одерживали против них прекрасные победы. Но о том, что происходило в то время за кулисами, Израильтяне не знали.

И вот в 1Цар 17 эта проблема проявилась, стала явной. В ст. 1-2 читаем: «Филистимляне собрали войска свои для войны и собрались в Сокхофе, что в Иудее, и расположились станом между Сокхофом и Азеком в Ефес-Даммиме. 2 А Саул и Израильтяне собрались и расположились станом в долине теревинфа и приготовились к войне против Филистимлян».

Отсюда видно, что Израильтяне вынуждены были принудительным образом выступить на войну, что было сравнительно невыгодным исходным положением. Израильтяне уже не были теми, кто был готов занять следующую область обетованной земли.


Нет! нет! Это время они упустили, прозевали. Они были довольны той землёй, которую уже имели. И Господь дал им уже многое. Но они не исполнили слова данного Божиего обетования.

Из нашего текста мы видим, что они выступили вновь против Филистимлян. Но они не учли того, что против них собралось не просто большое войско Филистимлян, но что в их среде находится этот Голиаф, который произносит следующий диалог, который мы читаем в 1Цар 17,8-10: «И стал он и кричал к полкам Израильским, говоря им: зачем вышли вы воевать?

Не Филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы? Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне; 9 если он может сразиться со мною и убьёт меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами и будете служить нам. 10 И сказал Филистимлянин: сегодня я посрамлю полки Израильские; дайте мне человека, и мы сразимся вдвоём».

Израильтяне оказались в такой ситуации, которая ни в коей мере не соответствовала Божией воле. И условие, которое предлагает им враг, также не соответствует Божией воле. Враг просто определяет: «кто проиграет, тот будет рабом победителя. Мы сделаем это совсем просто». Это предложение врага не имело ничего общего с тем, что Господь обетовал Израилю.

Ни в одном месте Библии не написано, что возможно Израильтяне станут рабами Филистимлян. Ни в коем случае! Поэтому данное предложение врага в основе совершенно неправильно. Оно не было предложением Господа, а предложением врага, который имеет своей целью господство Филистимлян над Израилем, сделать Израильтян рабами Филистимлян.

Из этой ситуации мы должны научиться, что цель и намерение врага, если он имеет возможность поставить капкан в засаде, заключается в том, чтобы в определённый день, в определённой ситуации сделать подобное благочестивое предложение. Это не соответствует Божией воле, не соответствует намерению нашего Господа.

Как же реагирует Израиль? Вспомним о событии при Иерихоне. Тогда Израиль действовал в соответствии с Божией волей и одержал поэтому прекрасную победу. Там Бог сражался за Свой народ.

Или проход через Чермное море, или … (мы можем много подобных событий перечислить). Но в описываемой ситуации, в которой находился Израиль, мы читаем в 1Цар 17,11: «И услышали Саул и все Израильтяне эти слова Филистимлянина, и очень испугались и ужаснулись».

Израильтяне ведут себя совершенно иначе чем на берегу Чермного моря, совершенно иначе чем у стен Иерихона: они испугались. Когда Голиаф был ещё прекрасным мальчиком, никто из Израильтян не боялся его. Но то время прошло.

Что же им делать, каково должно быть решение? День за днём в течение сорока дней выступал этот Филистимлянин и играл одну и ту же сцену, что изнуряло и обессиливало Израильтян. Поэтому и читаем в 1Цар 17,24: «И услышали Саул и все Израильтяне эти слова Филистимлянина, и очень испугались и ужаснулись».

По сравнению со стихом 11, мы видим здесь возрастание страха у Израильтян. Мы видим, что надежда Израиля решить данную проблему в свою пользу тает на глазах, а страх в его рядах катастрофически возрастает.

Хотя в настоящее время мы не сможем увидеть сражения подобного рода, но символично можно это представить следующим образом. Мы имеем две футбольные команды. Одна находится уже на стадионе, а когда приходит другая команда, то все игроки первой команды разбегаются. Такое явление является наилучшим условием для победы.

В подобной ситуации находились и Израильтяне, когда в течение сорока дней они вынуждены были наблюдать наглое выступление Филистимлянина: растерянность, беспомощность, безнадёжность в решении этой проблемы. Но они имели одно – это было предложение врага, что видим в нашем исходном тексте 1Цар 17,8: «…Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне».


Какой же воин Израильтян должен был быть этим человеком? Даже при одной мысли, выйти на единоборство с Голиафом, ужас охватывал самого сильного воина Израильтян, и волос становился дыбом. Никто из воинов Израильтян не был готов выйти на это единоборство.

Даже предложение: «мы будем вашими рабами», не прельщало Израильтян и никого из них не возбудило к единоборству с Голиафом. Ибо это единоборство должно было решить вопрос: поражение или победа. Ведь Израиль не мог послать два-три воина вдогонку на помощь первому и сказать: поскольку первый не победил, то мы имеем вместо него лучшего. Какое же решение имел Израиль на предложение врага?

Дорогие братья и сёстры, здесь мы должны кое-чему научиться. Израиль совершенно отчаялся, был охвачен паническим страхом, хотя совершенно не было повода для такого состояния. Не оставались ли Израильтяне и в этой трудной ситуации всё ещё избранным Божиим народом?

Да, конечно! Удалился ли Господь от них в этой ситуации? Нет!! Забыл ли Он о них? Нет!! Почему ни одному человеку из избранного Богом народа не пришла мысль обратиться к живому Богу, Который сильной рукой вывел их из Египта; Который бросил фараона со всем своим войском в Чермное море; Который разрушил стены Иерихона?!

Почему ни у одного Израильтянина не возникла идея спросить своего Бога: «имеешь ли Ты для нас выход из этого положения?» Ведь Бог Израилев сказал Своему народу в Иер.31,3: «Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простёр к тебе благоволение».

И в этой ситуации их Бог был тем же! И в этой ситуации Он простёр бы им Своё благоволение. Он всегда заботился о них и никогда не опаздывал. И Он никогда не попадёт в такие ситуации, в которых Он не являлся бы хозяином положения. Во всех положениях Он имеет совет и помощь; причём прежде, чем Его ищут.

На этот совет и помощь Господа и мы можем постоянно рассчитывать. Поэтому Он говорит у Ис.65,24: «И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они ещё будут говорить, и Я уже услышу».

Именно это обещание Господа образцово исполнилось в ситуации Израиля. Несмотря на то, что ни одна душа из Божиего народа не воззвала к своему Господу о помощи против этого Филистимлянина, но Он уже много лет назад начал готовить именно такого человека, какого вызывал Голиаф.

Скрыто! Почему? Потому что Господь знает коварство врага. Мы не видим его коварства, потому что часто проявляем духовную близорукость. Но наш Господь знает, что завтра и далее нас ожидает.

И нет основания даже в такой ситуации, которую мы сами создаём, которую сами вызвали. Нет основания отчаиваться и вешать нос. Во всех безысходных ситуациях следует спешить к живому Богу и сказать Ему: «дорогой Господь, у Тебя есть и на этот случай решение, дай мне его пожалуйста».

Много лет назад Господь начал готовить именно для этого дня, именно для этого часа, именно для этой ситуации соответствующего человека. Мы знаем его – это Давид. Господь не только приготовил его, но в нужный момент послал его на поле битвы. Ведь он не находился среди Израильского войска, а находился на пастбище с овцами.

Вот как об этом говорит Слово в 1Цар 17,17: «И сказал Иессей Давиду, сыну своему: возьми для братьев своих ефу сушёных зёрен и десять этих хлебов и отнеси поскорее в стан к твоим братьям».


Сроки Господа протекают точно и согласованно. И что делает Давид? Он следует повелению отца и быстро идёт на место назначения. Что его там ожидало он тоже не знал. Но это его не страшило. Он имел задание, и он выполняет его: идёт к своим братьям, к отчаявшимся воинам в стан Израильского войска.

Далее мы читаем, что Давид коротко ознакамливается с ситуацией, и видит падших духом воинов Израиля. Но Давид видит всю эту ситуацию совершенно другими глазами. Он видит её в совершенно другой перспективе, чем все Израильтяне. Об этом ясно можно понять из его слов в 1Цар17,26: «… ибо кто этот необрезанный Филистимлянин, что так поносит воинство Бога живаго?»

Для Давида Голиаф был в плоти таким же великим, как и для всех остальных Израильтян, таким же сильным и облечённым в броню.

И Голиаф в свою очередь не испугался когда увидел белокурого, молодого Давида. Вид Давида возбудил Филистимлянина к проклятию и не более. Как для воинов Израиля, так и для Давида была та же ситуация, но Давид видит вещи совершенно другими глазами.

Спрашивается: кто же этот Давид? Поэтому поводу возникает противодействие и в рядах Израиля. Почему? Потому что Давид оценивает ситуацию иначе. Об этой реакции по отношению к Давиду мы можем судить по словам старшего брата Давида Елиава в 1Цар 17,28: «И услышал Елиав, старший брат Давида, что говорил он с людьми, и рассердился Елиав на Давида и сказал: зачем ты сюда пришел и на кого оставил немногих овец тех в пустыне? Я знаю высокомерие твое и дурное сердце твое, ты пришел посмотреть на сражение».

Елиав с удовольствием прогнал бы Давида домой к тому малому стаду овец, которые Давид оставил в пустыне. Таким высказываниям Давид не придаёт особого внимания, поэтому он уходит от брата, потому что в такой ситуации противодействие из собственных рядов излишне.

В ст.33, когда он приходит к Саулу, то тот сказал Давиду то же самое: «не можешь ты идти против этого Филистимлянина, чтобы сразиться с ним». И здесь Давид снова вынужден объяснять, почему он готов вступиться за Израильский народ. Во-первых, он имеет опыт борьбы с львом и медведем, а во-вторых, он видит происходящее другими глазами.

Конечно, для любого из нас было бы немудро говорить об успешной борьбе со львом и медведем. Никто из нас не может такое сказать о себе. Но живой Бог приготовил Давида и вёл его соответствующими путями, чтобы в любых ситуациях он мог действовать в соответствии с Божией волей, а не в интересах своей плоти.

Давид был приготовлен, так как живой Бог знал, что наступит день и час, когда враг скажет: «Выберите у себя человека…». Горьким для Израильтян был тот факт, что они не знали, что они имели такого человека. Если бы об этом знали, то не было бы необходимости в течение сорока дней терпеть это унижение и страх.

Я думаю, что и в жизни детей Божиих мы находим такую ситуацию. Часто мы в страхе смотрим на обстоятельства, вместо того, чтобы помнить, что мы имеем Господа, Который постоянно имеет для нас готовые пути, которые приведут нас к цели и никогда не предадут нас в руки врага.

Один человек был в Израиле, который непоколебимо возводил свои очи к Богу, который знал путь спасения Израиля, знал выход из этой ситуации. Но он сам должен был идти этим путём. Это был Давид. Он должен был оставить в пустыне овец и пойти… Никто не знал исход событий, никто не верил. Самое малое, что Саул мог дать своему мужественному Давиду, мы познаём из 1Цар.17,37.

На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.