Святой Дух, часть восьмая

М

Святой Дух». Сегодня восьмая часть. Если мы члены одного тела Иисуса, то можем ли мы быть одновременно ещё и членами другого тела, в котором мы можем видеть поместное собрание? Или: может ли член быть связан с чем-то, с чем не связана глава? Писание не знает другого членства, как только членство на теле Христа!!! Об этом мы читаем в 1Кор.12,18: «Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно».

Почему в жизни существует сейчас так много поместных собраний с их собственным членством? Может ли Господь Иисус иметь удовлетворение в членстве отдельных собраний, которых Писание не знает, чтобы этот порядок сохранить?

Такие вопросы проверяют наши сердца в том, как они относятся к Господу Иисусу и Его Слову. Мы должны чувствовать и знать, если мы хотим идти путём истины, то нам предстоит серьёзная и мучительная борьба. Но для нас лучше, если мы находимся в соответствии со Словом Божиим, чем быть связанными с тем, что не соответствует Слову Божиему.

650

Святой Дух

Часть восьмая

Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Святой Дух». Сегодня восьмая часть. Если мы члены одного тела Иисуса, то можем ли мы быть одновременно ещё и членами другого тела, в котором мы можем видеть поместное собрание?

Или: может ли член быть связан с чем-то, с чем не связана глава? Писание не знает другого членства, как только членство на теле Христа!!! Об этом мы читаем в 1Кор.12,18: «Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно».

Почему в жизни существует сейчас так много поместных собраний с их собственным членством? Может ли Господь Иисус иметь удовлетворение в членстве отдельных собраний, которых Писание не знает, чтобы этот порядок сохранить?

Такие вопросы проверяют наши сердца в том, как они относятся к Господу Иисусу и Его Слову. Мы должны чувствовать и знать, если мы хотим идти путём истины, то нам предстоит серьёзная и мучительная борьба. Но для нас лучше, если мы находимся в соответствии со Словом Божиим, чем быть связанными с тем, что не соответствует Слову Божиему.

Если на основании Божией благодати, я являюсь членом тела Христа, то я, как таковой, связан со всеми членами Его тела по всему миру, поэтому учреждение членства в отдельных поместных собраниях, находится в резком противоречии с Библейским учением!!!

Поэтому, если один верующий переходит из одного собрания в идентичное другое собрание, то в прежнем собрании не нужно просить открепительную, а в другом собрании просить принять в его члены. Ведь ясно написано в 1Кор.12,18: «Но Бог расположил члены, каждый в составе тела (Своего тела!), как Ему было угодно».

Каждая особая связь, как членство в поместных собраниях, является отрицанием единства Церкви Христа, то есть тела Христа. С другой стороны, восхитительная истина единства тела Христа, не устраняет нашей ответственности в том, чтобы мы удалялись от неправедности.

Об этом читаем во 2Тим.2,19: «Но твёрдое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа»».

В образе Церкви, как «единого тела», Писание показывает нам, между прочим, единство членов и наше единственное членство. Но Писание говорит о Церкви также, как о «доме Божием», и о Господе, который не является Богом беспорядка, как читаем в 1Кор.14,33 «потому что Бог не есть Бог беспорядка (или неустройства)…».

В Божием доме господствует дисциплина и порядок, но не беспорядок, который часто происходит благодаря человеческим уставам и устройствам. Божий порядок дал Бог, но не люди. Поэтому мы, все дети Божии, находимся в совершенной ответственности за нерушимое единство тела Иисуса Христа.

Мы находимся также в  ответственности за то, чтобы мы сами не принимали участия в беспорядке, не поощряли их. Мы должны признавать и поддерживать только то, что дал нам Бог. Насколько верующие в день Пятидесятницы поняли, что в крещении Святым Духом Господь Иисус воздвиг «единое тело», Свою Церковь, мы не знаем.

Сущность единого тела, то есть единое сердце и единая душа, возбуждаемая живущим в них Духом, можно было видеть духовно. Но размах этого великого события, которое распространялось и на язычников, и которое уже охватило и их, они ещё не понимали и не подозревали.

То, что верующие евреи этого не понимали и не подозревали, видно из того, что они были вне себя от изумления, когда дар Святого Духа был излит и на язычников, как и на них в день Пятидесятницы. Д.Ап.10,45: «И верующие из обрезанных (евреи), пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников».

Тот факт, что на язычников нисшёл Святой Дух, не говорит, конечно, о том, что в доме Корнилия мы видим повторение события дня Пятидесятницы. Но в явлении, когда евреи слышали, как язычники вдруг начали говорить языками и восхваляли Бога, они поняли, что дар Святого Духа был излит и на язычников.

Об этом читаем в Д.Ап.10,46: «ибо слышали их (язычников) говорящих языками и величающих Бога»…Это действие Святого Духа на первенцев из язычников, было настолько похоже на действие Святого Духа в день Пятидесятницы, что апостол Пётр явно видел взаимосвязь с крещением Святым Духом в день Пятидесятницы.

Так что он вспомнил слова Господа Иисуса, которые Он сказал в перспективе на день Пятидесятницы: «И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чём вы слышали от Меня, 5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Д.Ап.1,5).

Через это своеобразное соответствие действия Святого Духа Господь Иисус шаг за шагом вёл Петра и верующих евреев к познанию, что и язычники были включены в тело Христа, которое уже раньше было образовано посредством крещения Святым Духом в день Пятидесятницы.

Поскольку в этом вопросе Писание говорит о: «сошествии» и о «излиянии» Святого Духа, то некоторые верующие решили, что Корнилий и все присутствовавшие в его доме, получили новое крещение Святым Духом, и, таким образом, повторилось событие, которое произошло в день Пятидесятницы. Но Писание такого не говорит!

Мы видим, что по отношению этих первенцев из язычников Бог особым образом показал связь с крещением Святым Духом в день Пятидесятницы, но Писание нигде не говорит о крещении Святым Духом. В дальнейшем Писание говорит только о даре Святого Духа, через который все верующие присоединяются к Божией семье, созданной в день Пятидесятницы.

И эта Божья семья продолжает расти до сегодняшнего дня. Однако, рассмотрим слова «сошествие» и «излияние» Святого Духа немного подробней. Прежде всего, достоин внимания тот факт, что эти слова мы находим только во время развития Церкви, пока её основание из евреев и язычников было достигнуто.

И дальше мы видим, что эти слова применялись только по отношению к первенцам из евреев (Д.Ап.11,15), из Самарян и из язычников: «Когда же начал я говорить, сошёл на них Дух Святый, как и на нас вначале». Мы можем сказать, что эти слова употреблялись, когда Господь Иисус шёл необычным путём, чтобы ввести или посвятить Своих учеников в план создания Своей Церкви.

В день Пятидесятницы Господь Иисус понудил учеников проповедывать, что обетование Святого Духа предназначено не только для детей Израиля, но и для всех, которые находились ещё вдали, для тех, которых Господь Иисус ещё призовёт, как читаем в Д.Ап.2,39: «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовёт Господь Бог наш».

Когда Господь Иисус необычным путём призывал первенцев из «дальних», то Он делал это сопутствующим явлением, как это видели «в начале», в день Пятидесятницы. Это мы видим в выражении: «кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?» (Д.Ап.10,47).

А также в следующем месте, Д.Ап.11,15: «Когда же начал я говорить, сошёл на них Дух Святый, как и на нас вначале».

Этим самым Писание указывает нам на Д.Ап.2,3 и 4, где читаем о том, что Святой Дух почил на каждом из них: Д.Ап.2,3-4: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. 4 И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».

На основании этих необычных путей, которыми Господь Иисус призвал первенцев из «дальних», Он должен был привести Петра к познанию, что и язычники были присоединены к телу, образованному в день Пятидесятницы посредством крещения Святым Духом. Или как Павел впоследствии говорит: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1Кор.12,13).

Слово «нисшёл», которое касается Святого Духа, встречается в следующих местах Писания: Д.Ап.8,16; 10,44; 11,15.

Слово «излить», которое касается Святого Духа, встречается: Д.Ап.2,17.33; 10,45. А апостол Павел применяет это слово «излить» ещё раз в Тит.3,6 по отношению ко всем верующим: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, 6 Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего».

Эти слова: «нисшёл» и «излить» вовсе не означают, что этот процесс должен быть нами замечен и ощутимым. К примеру, мы читаем в Д.Ап.19,17: «…и напал страх на всех их…». (См. также: Рим.15,3 и Д.Ап.13,11). Естественно этим не сказано, что внешне, это падение в страх было ощутимо или заметно. Точно так обстоит дело и со словом «излить».

Это же слово, которое Бог использует в Иоиля 2,28 и в Д.Ап.17,33 для излияния Святого Духа, мы находим также в Пс.41,5; 61,9 для излияния души, для излияния сердца, для излияния ярости и т.д. Во всех этих случаях невозможно внешне что-то видеть.

Так и в рассматриваемом нами случае слова «нисшёл» и «излить» выражают не внешнее восприятие «нисхождения» Святого Духа, но выражают больше внезапность и удивление по поводу этого события. Стихи 44-46 в Д.Ап.10 подтверждают нам об этом. Пётр сказал совершенно немного слов, как вдруг его речь была прервана, и в замешательстве все поняли, что язычники получили Святого Духа, «ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога».

Эти действия доказали им то, что язычники получили Святого Духа. Они видели точное продолжение того, что произошло в день Пятидесятницы, и что частично они испытали на себе. В этих первенцах из язычников Церковь Иисуса достигла свою меру или свой объём, как объединённая из верующих евреев и язычников.

Правда, в Писании мы находим ещё и другие места, где на основании действия Святого Духа мы видим «говорение языками» и «возвеличивание Бога», но с этого момента мы нигде больше не встречаем «говорения языками» и «возвеличивания Бога» в связи со словами «нисшёл» или «излиянием» Святого Духа.

Возможно, что для некоторых слушателей и читателей наших проповедей разница между «крещением Святым Духом» и «даром Святого Духа» в событии дня Пятидесятницы на какое-то мгновение может показаться непонятным. Но когда Господь Иисус говорит о «пришествии», «получении» и «даянии» Святого Духа, имеет ли Он ввиду то, о чём Он говорит?

Является ли для Него «давать», «приходить», «получать» действительно «давать», «приходить» и «получать»? А с другой стороны, если Он говорит о «крещении Святым Духом», то имеет ли Он действительно в виду «крещение»?

Мы можем быть уверенными, что Господь Иисус говорит о том, что Он имеет в виду, и имеет в виду то, что Он говорит! Обетование небесного Отца, которое охватывает даяние, пришествие и получение Святого Духа; ни в коем случае не являются одним и тем же событием с «крещением Святым Духом».

К какому-то дару принадлежит также даятель; к пришествию – одна личность; к получению – получатель; к крещению – креститель. Всё это Писание различает очень точно. И если Писание говорит о даре Святого Духа, то оно нам говорит, что даятелем является как Отец, так и Сын. Об этом мы читаем в Ин.14,16; 15,26 и Д.Ап.11,17.

А если Писание говорит о крещении Святым Духом, то Крестителем оно называет только Господа Иисуса. Об этом мы читаем в Мтф.3,11; Мк.1,8; Лк.3,16 и Ин.1,33. Привожу одно из этих мест. Мтф.3,11: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём».

Но нигде Писание не говорит о том, что это же делает и Отец, и тем более, Святой Дух. Некоторые верующие необдуманно просят Святого Духа, чтобы Он их крестил. Как вроде бы Святой Дух мог покрестить их Святым Духом. Если дальше будем помнить о том, что Господь Иисус говорил Своим ученикам, чтобы они до тех пор не удалялись из Иерусалима, пока Он не пошлёт им обетование Отца.

Из этого мы видим, что они должны были получать его в Иерусалиме. Точно так Господь Иисус сказал и о крещении, что: «через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Д.Ап.1,5). Эти слова Иисуса ясно говорят о том, что день Пятидесятницы Он имел уже перед глазами в день, в который должны были исполниться сошествие Святого Духа, и крещение Святым Духом, точно так и получение Святого Духа.

Не является ли желанием нашего сердца, внимательно рассмотреть сообщение о дне Пятидесятницы, чтобы исследовать, как эти великие, многозначительные и, тем не менее, в принципе такие различные события, были выполнены Господом Иисусом? Поэтому рассмотрим ещё слово о разделяющихся языках, «как бы огненные». Д.Ап.2,3: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них».

Некоторые верующие видят в этих словах сообщение Иоанна Крестителя о крещении огнём, как читаем в Мтф.3,11: «Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём».

Такие верующие думают, что посредством крещения огнём они, таинственным образом, получат особую подготовку и оснащение для служения. И на основании этого наша ветхая природа и живущий в нас грех будут поглощены. Но если такие взгляды мы проверим в Слове Божием, то установим, что Писание нас не только этому не учит,

но и не даёт даже малейшего основания, чтобы события дня Пятидесятницы характеризовать как крещение огнём. Это так неприятно видеть, как часто, всего лишь на основании созвучных слов, необдуманно возникают учения и взгляды, которых Писание не знает.

Даже один тот факт, что Господь Иисус и апостолы никогда не говорили о крещении огнём, должен что-то сказать сторонникам такого взгляда. Только Иоанн Креститель, когда он сообщал Израилю Божию весть, говорил о «крещении огнём»: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнём».

Когда Господь Иисус после воскресения говорил Своим ученикам о крещении, то Он говорил только, как читаем в Д.Ап.1,5: «ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым», и не добавляет: «и огнём».

Точно так и Пётр, когда он говорил в Д.Ап.11,16, то упустил эту добавку «и огнём»:  «Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: «Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым»».

Если бы в день Пятидесятницы ученики были крещены огнём, то неужели Пётр не упомянул бы в своей речи о таком важном деле? Или, неужели Святой Дух не упомянул бы где-нибудь в Писании о крещении огнём? Если ни Господь Иисус, ни апостолы не связывают крещение Святым Духом с крещением огнём, то какое право имеем мы связывать эти два разных крещения? Этого должно быть достаточно, чтобы крещение Святым Духом и крещение огнём, не рассматривать как что-то равнозначное.

Ибо это – два совершенно различных события!!!

Но это ни в коем случае не два выражения для одного понятия. Крещение Святым Духом нашло своё исполнение в день Пятидесятницы, а крещение огнём – это дело будущего. Так как огонь указывает на суд, то крещение огнём указывает на суд Божиего гнева в 70-ю седьмину по отношению ко всем людям, которые отвергли Божию благодать. Поэтому коротко рассмотрим слова Иоанна Крестителя в их взаимосвязи.

Но прежде всего обращаю ваше внимание на следующее обстоятельство: когда Иоанн проповедывал покаяние, и крестил крещением покаяния, то это он делал с той целью, чтобы Израиль узнал своего Мессию и принял Его, как читаем в Ин.1,31: «Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю».

Однако вернёмся к нашему месту Писания, над которым стоит выше выраженный вопрос в Мтф.3,11-12: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; 12 лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым».

Из ст.11 мы видим, как Иоанн, исходя из своего крещения, указывает на крещения, которыми «Идущий за ним», будет крестить Израильтян. Для евреев крещение Иоанна не было знаменательным делом. Зато они имели отношение к крещениям, которыми «Идущий» за Иоанном будет их крестить. От принятия или отвержения крещения Иоанна зависело, каким крещением Иисуса они будут крещены: Святым Духом для их благословения, или же огнём для их суда.

Те евреи, которые приняли крещение Иоанна, оправдывали Бога в Своём требовании к покаянию. А те, которые не приняли крещение Иоанна, превращали совет Бога в отношении благодати для себя неэффективным и навлекли на себя суд, как читаем в Лук.7,29-30: «И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; 30 а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него».

Естественно, что с принятием или отвержением крещения покаяния, связано также принятие или отвержение Господа Иисуса. В одних мы видим пшеницу, а в других – солому, которую Господь Иисус «сожжёт огнём неугасимым».

То, что Иоанн имел ввиду в крещении огнём, он и сам объясняет в ст.12 в связи с последующим выражением: «а солому сожжёт огнём неугасимым». Как видите, выше приведённое мнение некоторых верующих, что крещение огнём связано с Божиими благословениями и действием Божией силы, является в действительности жестоким заблуждением.

Не глупо ли, упускать из виду взаимосвязь стихов 11 и 12, и истолковывать огонь в ст.11 как благословение, а огонь в ст.12 истолковывать как суд? Огонь не имеет другой силы, как поглощать, и всегда представляет   прообраз суда, как мы это видим на протяжении всей Библии.

В доказательство напоминаю вам слова Господа Иисуса в Мрк.9,43-48: «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки её: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, 44 где червь их не умирает и огонь не угасает. 45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки её:

 лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, 46 где червь их не умирает и огонь не угасает. 47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, 48 где червь не умирает и огонь не угасает».

На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.

Если на основании Божией благодати, я являюсь членом тела Христа, то я, как таковой, связан со всеми членами Его тела по всему миру, поэтому учреждение членства в отдельных поместных собраниях, находится в резком противоречии с Библейским учением!!!

Поэтому, если один верующий переходит из одного собрания в идентичное другое собрание, то в прежнем собрании не нужно просить открепительную, а в другом собрании просить принять в его члены. Ведь ясно написано в 1Кор.12,18: «Но Бог расположил члены, каждый в составе тела (Своего тела!), как Ему было угодно».

Каждая особая связь, как членство в поместных собраниях, является отрицанием единства Церкви Христа, то есть тела Христа. С другой стороны, восхитительная истина единства тела Христа, не устраняет нашей ответственности в том, чтобы мы удалялись от неправедности, как читаем во 2Тим.2,19: «Но твёрдое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа»».

В образе Церкви, как «единого тела», Писание показывает нам, между прочим, единство членов и наше единственное членство. Но Писание говорит о Церкви также, как о «доме Божием», и о Господе, который не является Богом беспорядка, как читаем в 1Кор.14,33 «потому что Бог не есть Бог беспорядка (или неустройства)…».

В Божием доме господствует дисциплина и порядок, но не беспорядок, который часто происходит благодаря человеческим уставам и устройствам. Божий порядок дал Бог, но не люди. Поэтому мы, все дети Божии, находимся в совершенной ответственности за нерушимое единство тела Иисуса Христа. Мы находимся также в  ответственности за то, чтобы мы сами не принимали участия в беспорядке, не поощряли их. Мы должны признавать и поддерживать только то, что дал нам Бог.

Насколько верующие в день Пятидесятницы поняли, что в крещении Святым Духом Господь Иисус воздвиг «единое тело», Свою Церковь, мы не знаем. Сущность единого тела, то есть единое сердце и единая душа, возбуждаемая живущим в них Духом, можно было видеть духовно. Но размах этого великого события, которое распространялось и на язычников, и которое уже охватило и их, они ещё не понимали и не подозревали.


То, что верующие евреи этого не понимали и не подозревали, видно из того, что они были вне себя от изумления, когда дар Святого Духа был излит и на язычников, как и на них в день Пятидесятницы. Д.Ап.10,45: «И верующие из обрезанных (евреи), пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников».

 

Тот факт, что на язычников нисшёл Святой Дух, не говорит, конечно, о том, что в доме Корнилия мы видим повторение события дня Пятидесятницы. Но в явлении, когда евреи слышали, как язычники вдруг начали говорить языками и восхваляли Бога, они поняли, что дар Святого Духа был излит и на язычников, как читаем в Д.Ап.10,46: «ибо слышали их (язычников) говорящих языками и величающих Бога»…

Это действие Святого Духа на первенцев из язычников, было настолько похоже на действие Святого Духа в день Пятидесятницы, что апостол Пётр явно видел взаимосвязь с крещением Святым Духом в день Пятидесятницы, так что он вспомнил слова Господа Иисуса, которые Он сказал в перспективе на день Пятидесятницы: «И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чём вы слышали от Меня, 5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Д.Ап.1,5).

Через это своеобразное соответствие действия Святого Духа Господь Иисус шаг за шагом вёл Петра и верующих евреев к познанию, что и язычники были включены в тело Христа, которое уже раньше было образовано посредством крещения Святым Духом в день Пятидесятницы.

Поскольку в этом вопросе Писание говорит о: «сошествии» и о «излиянии» Святого Духа, то некоторые верующие решили, что Корнилий и все присутствовавшие в его доме, получили новое крещение Святым Духом, и, таким образом, повторилось событие, которое произошло в день Пятидесятницы. Но Писание такого не говорит! Мы видим, что по отношению этих первенцев из язычников Бог особым образом показал связь с крещением Святым Духом в день Пятидесятницы, но Писание нигде не говорит о крещении Святым Духом. В дальнейшем Писание говорит только о даре Святого Духа, через который все верующие присоединяются к Божией семье, созданной в день Пятидесятницы. И эта Божья семья продолжает расти до сегодняшнего дня.

Однако, рассмотрим слова «сошествие» и «излияние» Святого Духа немного подробней. Прежде всего, достоин внимания тот факт, что эти слова мы находим только во время развития Церкви, пока её основание из евреев и язычников было достигнуто. И дальше мы видим, что эти слова применялись только по отношению к первенцам из евреев (Д.Ап.11,15), из Самарян и из язычников: «Когда же начал я говорить, сошёл на них Дух Святый, как и на нас вначале».

Мы можем сказать, что эти слова употреблялись, когда Господь Иисус шёл необычным путём, чтобы ввести или посвятить Своих учеников в план создания Своей Церкви. В день Пятидесятницы Господь Иисус понудил учеников проповедывать, что обетование Святого Духа предназначено не только для детей Израиля, но и для всех, которые находились ещё вдали, для тех, которых Господь Иисус ещё призовёт, как читаем в Д.Ап.2,39: «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовёт Господь Бог наш».

Когда Господь Иисус необычным путём призывал первенцев из «дальних», то Он делал это сопутствующим явлением, как это видели «в начале», в день Пятидесятницы. Это мы видим в выражении: «кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?» (Д.Ап.10,47).
А также в следующем месте, Д.Ап.11,15: «Когда же начал я говорить, сошёл на них Дух Святый, как и на нас вначале».

Этим самым Писание указывает нам на Д.Ап.2,3 и 4, где читаем о том, что Святой Дух почил на каждом из них: Д.Ап.2,3-4: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. 4 И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».


На основании этих необычных путей, которыми Господь Иисус призвал первенцев из «дальних», Он должен был привести Петра к познанию, что и язычники были присоединены к телу, образованному в день Пятидесятницы посредством крещения Святым Духом. Или как Павел впоследствии говорит: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1Кор.12,13).

 

Слово «нисшёл», которое касается Святого Духа, встречается в следующих местах Писания: Д.Ап.8,16; 10,44; 11,15.

Слово «излить», которое касается Святого Духа, встречается: Д.Ап.2,17.33; 10,45. А апостол Павел применяет это слово «излить» ещё раз в Тит.3,6 по отношению ко всем верующим: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, 6 Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего».

Эти слова: «нисшёл» и «излить» вовсе не означают, что этот процесс должен быть нами замечен и ощутимым. К примеру, мы читаем в Д.Ап.19,17: «…и напал страх на всех их…». (См. также: Рим.15,3 и Д.Ап.13,11). Естественно этим не сказано, что внешне, это падение в страх было ощутимо или заметно. Точно так обстоит дело и со словом «излить».

Это же слово, которое Бог использует в Иоиля 2,28 и в Д.Ап.17,33 для излияния Святого Духа, мы находим также в Пс.41,5; 61,9 для излияния души, для излияния сердца, для излияния ярости и т.д. Во всех этих случаях невозможно внешне что-то видеть.

Так и в рассматриваемом нами случае слова «нисшёл» и «излить» выражают не внешнее восприятие «нисхождения» Святого Духа, но выражают больше внезапность и удивление по поводу этого события. Стихи 44-46 в Д.Ап.10 подтверждают нам об этом. Пётр сказал совершенно немного слов, как вдруг его речь была прервана, и в замешательстве все поняли, что язычники получили Святого Духа, «ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога».

Эти действия доказали им то, что язычники получили Святого Духа. Они видели точное продолжение того, что произошло в день Пятидесятницы, и что частично они испытали на себе. В этих первенцах из язычников Церковь Иисуса достигла свою меру или свой объём, как объединённая из верующих евреев и язычников.

Правда, в Писании мы находим ещё и другие места, где на основании действия Святого Духа мы видим «говорение языками» и «возвеличивание Бога», но с этого момента мы нигде больше не встречаем «говорения языками» и «возвеличивания Бога» в связи со словами «нисшёл» или «излиянием» Святого Духа.

Возможно, что для некоторых слушателей и читателей наших проповедей разница между «крещением Святым Духом» и «даром Святого Духа» в событии дня Пятидесятницы на какое-то мгновение может показаться непонятным. Но когда Господь Иисус говорит о «пришествии», «получении» и «даянии» Святого Духа, то имеет ли Он ввиду то, о чём Он говорит? Является ли для Него «давать», «приходить», «получать» действительно «давать», «приходить» и «получать»? А с другой стороны, если Он говорит о «крещении Святым Духом», то имеет ли Он действительно в виду «крещение»?

Мы можем быть уверенными, что Господь Иисус говорит о том, что Он имеет в виду, и имеет в виду то, что Он говорит! Обетование небесного Отца, которое охватывает даяние, пришествие и получение Святого Духа; ни в коем случае не являются одним и тем же событием с «крещением Святым Духом».

К какому-то дару принадлежит также даятель; к пришествию – одна личность; к получению – получатель; к крещению – креститель. Всё это Писание различает очень точно. И если Писание говорит о даре Святого Духа, то оно нам говорит, что даятелем является как Отец, так и Сын. Об этом мы читаем в Ин.14,16; 15,26 и Д.Ап.11,17.


А если Писание говорит о крещении Святым Духом, то Крестителем оно называет только Господа Иисуса. Об этом мы читаем в Мтф.3,11; Мк.1,8; Лк.3,16 и Ин.1,33. Привожу одно из этих мест. Мтф.3,11: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём».

 

Но нигде Писание не говорит о том, что это же делает и Отец, и тем более, Святой Дух. Некоторые верующие необдуманно просят Святого Духа, чтобы Он их крестил. Как вроде бы Святой Дух мог покрестить их Святым Духом. Если дальше будем помнить о том, что Господь Иисус говорил Своим ученикам, чтобы они до тех пор не удалялись из Иерусалима, пока Он не пошлёт им обетование Отца. Из этого мы видим, что они должны были получать его в Иерусалиме. Точно так Господь Иисус сказал и о крещении, что: «через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Д.Ап.1,5).

Эти слова Иисуса ясно говорят о том, что день Пятидесятницы Он имел уже перед глазами в день, в который должны были исполниться сошествие Святого Духа, и крещение Святым Духом, точно так и получение Святого Духа.

Не является ли желанием нашего сердца, внимательно рассмотреть сообщение о дне Пятидесятницы, чтобы исследовать, как эти великие, многозначительные и, тем не менее, в принципе такие различные события, были выполнены Господом Иисусом? Поэтому рассмотрим ещё слово о разделяющихся языках, «как бы огненные». Д.Ап.2,3: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них».

Некоторые верующие видят в этих словах сообщение Иоанна Крестителя о крещении огнём, как читаем в Мтф.3,11: «Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём».

Такие верующие думают, что посредством крещения огнём они, таинственным образом, получат особую подготовку и оснащение для служения. И на основании этого наша ветхая природа и живущий в нас грех будут поглощены. Но если такие взгляды мы проверим в Слове Божием, то установим, что Писание нас не только этому не учит, но и не даёт даже малейшего основания, чтобы события дня Пятидесятницы характеризовать как крещение огнём. Это так неприятно видеть, как часто, всего лишь на основании созвучных слов, необдуманно возникают учения и взгляды, которых Писание не знает.

Даже один тот факт, что Господь Иисус и апостолы никогда не говорили о крещении огнём, должен что-то сказать сторонникам такого взгляда. Только Иоанн Креститель, когда он сообщал Израилю Божию весть, говорил о «крещении огнём»: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнём».

Когда Господь Иисус после воскресения говорил Своим ученикам о крещении, то Он говорил только, как читаем в Д.Ап.1,5: «ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым», и не добавляет: «и огнём».

Точно так и Пётр, когда он говорил в Д.Ап.11,16, то упустил эту добавку «и огнём»:  «Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: «Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым»».

Если бы в день Пятидесятницы ученики были крещены огнём, то неужели Пётр не упомянул бы в своей речи о таком важном деле? Или, неужели Святой Дух не упомянул бы где-нибудь в Писании о крещении огнём? Если ни Господь Иисус, ни апостолы не связывают крещение Святым Духом с крещением огнём, то какое право имеем мы связывать эти два разных крещения? Этого должно быть достаточно, чтобы крещение Святым Духом и крещение огнём, не рассматривать как что-то равнозначное.

Ибо это – два совершенно различных события!!!

Но это ни в коем случае не два выражения для одного понятия. Крещение Святым Духом нашло своё исполнение в день Пятидесятницы, а крещение огнём – это дело будущего. Так как огонь указывает на суд, то крещение огнём указывает на суд Божиего гнева в 70-ю седьмину по отношению ко всем людям, которые отвергли Божию благодать. Поэтому коротко рассмотрим слова Иоанна Крестителя в их взаимосвязи.


Но прежде всего обращаю ваше внимание на следующее обстоятельство: когда Иоанн проповедывал покаяние, и крестил крещением покаяния, то это он делал с той целью, чтобы Израиль узнал своего Мессию и принял Его, как читаем в Ин.1,31: «Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю».

 

Однако вернёмся к нашему месту Писания, над которым стоит выше выраженный вопрос в Мтф.3,11-12: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; 12 лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым».

Из ст.11 мы видим, как Иоанн, исходя из своего крещения, указывает на крещения, которыми «Идущий за ним», будет крестить Израильтян. Для евреев крещение Иоанна не было знаменательным делом. Зато они имели отношение к крещениям, которыми «Идущий» за Иоанном будет их крестить. От принятия или отвержения крещения Иоанна зависело, каким крещением Иисуса они будут крещены: Святым Духом для их благословения, или же огнём для их суда.

Те евреи, которые приняли крещение Иоанна, оправдывали Бога в Своём требовании к покаянию. А те, которые не приняли крещение Иоанна, превращали совет Бога в отношении благодати для себя неэффективным и навлекли на себя суд, как читаем в Лук.7,29-30: «И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; 30 а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него».

Естественно, что с принятием или отвержением крещения покаяния, связано также принятие или отвержение Господа Иисуса. В одних мы видим пшеницу, а в других – солому, которую Господь Иисус «сожжёт огнём неугасимым».

То, что Иоанн имел ввиду в крещении огнём, он и сам объясняет в ст.12 в связи с последующим выражением: «а солому сожжёт огнём неугасимым». Как видите, выше приведённое мнение некоторых верующих, что крещение огнём связано с Божиими благословениями и действием Божией силы, является в действительности жестоким заблуждением.

Не глупо ли, упускать из виду взаимосвязь стихов 11 и 12, и истолковывать огонь в ст.11 как благословение, а огонь в ст.12 истолковывать как суд? Огонь не имеет другой силы, как поглощать, и всегда представляет   прообраз суда, как мы это видим на протяжении всей Библии. В доказательство напоминаю вам слова Господа Иисуса в Мрк.9,43-48: «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки её: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, 44 где червь их не умирает и огонь не угасает. 45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки её: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, 46 где червь их не умирает и огонь не угасает. 47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, 48 где червь не умирает и огонь не угасает».

На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.