Ключ к успеху, часть вторая

Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Ключ к успеху». Сегодня вторая, заключительная часть. В первой части мы закончили на И.Нав.5,13-15, где читаем о встрече Иисуса Навина с Господом Иисусом с обнажённым мечом в руках.

При виде этого человека с обнажённым мечом мы не замечаем у Иисуса Навина ни тени боязни или страха. Не зная, кто перед ним стоит, Иисус Навин смело подходит к нему, хотя он и держит обнажённый меч в руке.

Когда Иисус Навин понял, что стоит перед вождём воинства Господня, то есть перед Господом Иисусом, Который совсем недавно укреплял его быть мужественным, то он падает перед Ним лицом на землю и ждёт от Него дальнейших указаний.

Итак, Господь Иисус даёт Иисусу Навину, прежде всего, обетования. Всё это он знал уже от Моисея, но Господь Иисус выразительно даёт ему ещё раз эти обетования. Затем Господь Иисус ещё воодушевляет его.

Иисус Навин посылает в обетованную землю разведчиков. Два разведчика идут по заданию Иисуса Навина в Иерихон. И что они узнали? Они узнали, что не Израильтяне должны бояться и страшиться, но Хананеяне, у которых трясутся колени.

И этот факт, наверняка, ободрил Иисуса Навина. Ещё одно ободрение испытал Иисус Навин на основании того, что воды Иордана отошли назад до города Адама, а та вода, которая была ниже переправы, ушла в Солёное море.

Это было такое впечатляющее чудо, подобно тому, как Господь Иисус провёл Израиль посуху через Чермное море. Об этом мы читаем в И.Нав.3,16: «вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Солёное, ушла и иссякла».

Это чудо ободрило не только Иисуса Навина, но и весь Израильский народ. Они все поняли, что Господь Иисус находится с ними. А когда при первом позорном поражении Израиля в Гае Иисус Навин был потрясён и упал духом, то он наверняка сказал: «о Господи, теперь все враги явятся сюда и разгромят нас, теперь всё пропало».

Но и здесь Господь Иисус продолжает со своим планом в отношении Израиля и говорит Иисусу Навину: «встань, причина вашего поражения заключается в грехе. Устрани эту проблему и тогда дело пойдёт успешно дальше». Господь Иисус вселяет в Иисуса Навина новое мужество.

Прекрасное в этом деле мы видим в том, что Иисус Навин проявляет готовность к ободрению. Он даёт Господу Иисусу возможность говорить ему об этом. Поэтому он продолжает действовать.

И нас, детей Божиих, Господь Иисус желает ободрять, но и мы должны быть готовы к тому, чтобы Он мог нас ободрять. Естественно, что Иисус Навин мог найти ещё контраргумент, когда Израиль стоял ещё против Иерихона и сказать:

«хотя жители Иерихона немного обеспокоены, но, несмотря на это, они имеют очень толстые стены, поэтому бесполезно что-то против них предпринимать». Но Иисус Навин позволил Господу Иисусу себя ободрить и решился на этот риск веры

Затем Господь Иисус показывает ему действительную тайну успеха, которую Святой Дух дважды повторяет в нашем главном тексте в стихах 7 и 8. Хотя и похожими словами, но с другим ударением. Господь Иисус говорит в И.Нав.1,7:

«только будь твёрд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево…», а теперь последует самое главное: «тогда ты будешь успешен в путях твоих».

О том же самом, но другими словами, мы читаем в стихе 8: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано», а теперь следует снова то же самое выражение: «тогда ты будешь успешен в путях твоих и тогда тебе всё удастся».

Как видим, ключом к успеху является жизнь в Слове Божием. Это условие к успеху Господь Иисус широко рисует перед душой Иисуса Навина. Именно это является тайной успеха. Иисусу Навину сказано: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь».

С одной стороны это может означать, чтобы он постоянно говорил о Слове Божием, а с другой стороны это может также означать, чтобы он постоянно повторял или читал Слово Божие. Как правило, Израильтяне читали Слово Божие вслух.

По этой причине ученик Иисуса Филипп заметил, что муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Эфиопской, хранитель всех сокровищ её, приезжавший в Иерусалим для поклонения, читал пророка Исаию 53. Он громко читал эту главу.

Итак, Иисус Навин должен постоянно заниматься Словом Божиим. И дальше Господь Иисус говорит ему: «размышляй о Слове божием и поучайся в нём день и ночь». А это постоянное занятие Словом Божиим имело определённую цель, которая заключалась не в том, чтобы он, можно сказать, просто выучивал Слово Божие, но чтобы он его исполнял: «дабы в точности исполнять всё, что в ней написано».

И в Новом Завете это является целью Слова Божиего, чтобы мы его исполняли. В Мтф.7,24-25 Господь Иисус говорит: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; 25 и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне».

Обратимся по этому поводу ещё к Посланию Иакова, где читаем в главе 1, ст.22-25: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:

24 он посмотрел на себя, отошёл и тотчас забыл, каков он. 25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нём, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своём действии».

Речь идёт о том, чтобы мы: во-первых, Слово Божие читали, во-вторых, чтобы мы его знали и, в-третьих, следили за тем, чтобы мы его исполняли. Какая мне польза от того, если предписанную мне врачом терапию я выучу наизусть, но не применяю её в моей жизни?

Тогда, несмотря ни на что, я не приду к цели в отношении моего здоровья. Главная цель в нашей жизни веры заключается в том, чтобы мы исполняли Слово Божие. Именно на этом основаны наши обетования. Естественно, на этом не основано наше оправдание.

Исполнением Слова Божиего, то есть нашими делами, мы не можем получить жизнь вечную на небесах. И Иаков прекрасно об этом знал. Оправдание мы получим в том, что в вере примем Божий подарок – жизнь вечную.

Но здесь речь идёт о том, чтобы в наших делах, в исполнении Слова Божиего, мы были счастливыми в наших действиях. Чтобы наша жизнь была успешной в библейском смысле, то есть, чтобы мы были блаженны в Господе Иисусе. Иаков говорит об этом в гл.1,25

«Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нём, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своём действии».

О блаженстве в наших действиях, при исполнении Слова Божиего мы читаем также в Отк.1,3: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нём; ибо время близко».

Для решения вопроса блаженства, чтобы быть счастливым в Господе Иисусе, нет другой возможности, как только жить в Слове Божием. Все остальные заменяющие решения не помогут нам продвинуться вперёд. Именно это является ключом к успеху, как Господь Иисус нам его показывает.

Естественно, что и Иаков знал, что никто из нас не в состоянии исполнять то, чего Господь Иисус от нас ожидает. Он говорит в Иак.3,1: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, 2 ибо все мы много согрешаем…».

Не случайно согрешаем, но «много согрешаем!». Иаков это знал. А затем что? Затем действительно то, что он говорит в Иак.4,8: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные».

Устами Иакова говорит здесь Святой Дух: «приблизьтесь к Богу» и не ждите, чтобы Он к вам приблизился. Он этого не сделает! И если хотите в блаженстве жить, то «очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные».

Если мы пали в грех, если мы отклонились от пути, то исход только один: мы должны вернуться к Господу Иисусу, очистить наши сердца и руки и дальше следовать за Иисусом.

Вильгельм Вайклер, предшественник Вильгельма Буша, в работе с молодёжью в своё время хорошо это объяснил. Он сказал: «сердце ученика Иисуса как глаз. Мы не можем воспрепятствовать тому, чтобы в этот глаз что-нибудь не попало, чтобы он не засорился.

Но что делает глаз, если в него что-то попадает? Он до тех пор слезится и шумит, пока эта грязь будет удалена, пока глаз не будет очищен. Это – единственный путь к очищению. И наша душа до тех пор не придёт в покой, пока мы не очистим наше сердце. И если мы это сделаем, то и Господь Иисус снова будет действовать в нашей жизни.

И лично я испытал в своей жизни: если я в послушании сделаю то, что свободно могу сделать, то и Господь Иисус в возрастающей мере даёт мне силу и изменяет меня так, что я могу исполнять те дела, которые мне раньше казались невозможными.

Господь Иисус желает, чтобы мы соблюдали Слово Божие, чтобы его исполняли. В стихе 7 нашего главного текста Господь Иисус даёт Иисусу Навину ещё одно указание: «не уклоняйся от него ни направо ни налево». Чаще всего существуют два направления, в которые мы можем уклониться от пути.

Мы можем уклониться от пути как направо, так и налево. И если мы поняли, что уклонение налево – это фальшь, это – заблуждение, а немного дальше от уклонения налево мы повернём направо, то это далеко ещё не значит, что мы приземлимся на верном пути. Вполне возможно, что мы уклонились от верного пути направо.

Я попытаюсь объяснить вам этот вопрос на примере свидетельства одного знакомого брата во Христе. Его свидетельство я буду говорить в первом лице, то есть от себя.

«Возможно, вы будете слегка улыбаться, но когда спустя немного времени после моего покаяния, мне бросилось в глаза, что широкое применение или увлечение рок-музыкой, чем я тогда занимался, не было полезным моей жизни веры.

Содержание, которое сообщалось посредством такой музыки, настроение, весь жизненный стиль, не помогали мне в моём следовании Иисусу, но наоборот мешали мне. Но это было что-то такое, от чего я без больших проблем мог отказаться. Я заметил, что после этого мне стало лучше. И я подумал: всё ясно, это – ложное направление.

А вот на той стороне всё верно. В конце концов, я когда-то пришёл к такому заключению, что и христианскую музыку я не стал слушать. Затем я пришёл в моей жизни веры к такому пункту, что я подумал: это песнопение в собрании – это тоже довольно хитрый компромисс.

Вы, конечно, правомерно смеетесь надо мной, но я действительно был тогда твёрдо убеждён в том, что всё это так, и что это довольно хромая уступка. И это длилось до тех пор, пока я в одно прекрасное время сориентировался и задумался: что, собственно, говорит по этому вопросу Слово Божие?

Тогда я установил: момент! ведь я снова иду в ложном направлении. Подобным образом происходило также при обращении с моими чувствами, с моим разумом, с моим телом. Этого недостаточно, если я замечу: ага, на той стороне ложь, но я должен смотреть и определять, что настоящим путём является Слово Божие» (конец свидетельства).

И в истории церкви (не в Церкви Иисуса) известны многочисленные примеры. Приведу один из этих примеров. В средневековье верующие были такого мнения, если я сделаю много добрых дел, то попаду на небеса, то есть человек может себе заработать вечную жизнь.

Но когда-то М.Лютер познал, что ни один человек не может себе заработать жизнь вечную, а только Господь Иисус может её подарить на основании покаяния. Человеческие дела ничего общего с этим не имеют, как об этом сообщает Библия в Еф.2,8-9: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: 9 не от дел, чтобы никто не хвалился».

Было и такое время, когда люди экстремально уклонялись в другую сторону и говорили: к вопросу спасения человек вообще не имеет никакого отношения. Он даже не может это спасение принять или отклонить.

Если Господь Иисус даёт ему спасение, тогда он его имеет. Если по ходу данных сообщений вы вместе со мной размышляли, то наверняка возникнет такой вопрос: «момент, ведь в Слове Божием написано: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись…».

И если достаточно того, чтобы Господь Иисус дал людям спасение, а они не могут это спасение принять и не могут его отклонять, тогда они всё же будут это спасение иметь. Тогда почему не все люди будут спасены? Где здесь находится проблема?

Современник и сотрудник М.Лютера Филипп Меланхтон ещё при жизни М.Лютера и с его согласия в той мере преобразовал учение о спасении людей для жизни вечной, что говорили: «хотя спасение исходит от Господа Иисуса, на основании Его действия, но человек может этому действию Господа Иисуса противостоять или же нет.

В зависимости от этого человек получает жизнь вечную как подарок, или же нет. Был ещё один современник М.Лютера, реформатор Кальвин, который был благословенным Божиим мужем. Но он крепко держался за эту идею, что человек ничего не может: он не может спасение принять и не может его отклонять.

Естественно, что он имел полные руки хлопот, чтобы доказать противоположное в отношении высказывания Слова Божиего в 1Тим.2.4, где читаем: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись».

При такой трактовке Слова Божиего у людей появляются большие трудности. Все эти реформаторы заблуждались в этом вопросе: один уклонялся больше налево, а другой – больше направо.

Дорогие слушатели и читатели наших проповедей, я привёл вам эти трактовки о принципе спасения людей, чтобы вы могли убедиться, как могут люди заблуждаться, если они не знают библейское учение об избрании и спасения людей.

Поэтому прошу всех слушателей и читателей следить за тем, чтобы оставаться на верном пути, идти по центру этого пути, при ясных и однозначных сообщениях Слова Божиего, и оттуда обсуждать более трудные и не совсем ясные вопросы.

Мы не будем с вами пытаться что-то выискивать с правой или с левой стороны этого пути там, где мы, возможно, не замечаем, что уже отклонились от верного пути. Если мы, с целью оправдания собственной жизни, собственных мыслей и идей, постоянно вынуждены мастерить из Слова Божиего какие-нибудь смелые и приключенческие конструкции.

Если мы, быть может, вынуждены даже объяснить: почему то, что написано в Библии, предположительно следует всё же совершенно иначе понимать, тогда мы можем быть почти уверенными, что уже сбились с правильного пути, даже если мы этого ещё не заметили.

Но если мы останемся в Слове Божием, то, согласно нашему главному тексту, мы имеем обетование: «тогда ты будешь успешен в путях твоих и тогда тебе всё удастся». Это слово содержит всё, что мы должны знать для нашей жизни веры.

А теперь обратимся ещё ко Втор.29,29, где читаем: «Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего».

Есть такие вещи или вопросы, которые Господь Иисус нам открыл, но есть и такие вопросы, которые Он закрыл от нас. Это Его дело, поэтому Он сознательно закрыл их от нас. А мы должны концентрироваться на том, что Он нам открыл, об этом мы должны размышлять, и это исполнять.

И если враг желает нам что-то из сокрытого открыть, если он, возможно, желает нам внушить, что он пришёл по заданию Бога, то прошу вас, дорогие братья и сёстры, не верьте ему ни слова! Он есть и остаётся отцом лжи. Он имеет только одну цель, увести нас от Слова Божиего, увести нас с верного пути, потому что он знает, что только с помощью Слова Божиего решаются все вопросы.

С помощью Слова Божиего решается вопрос: будем мы иметь победу или нет. Господь Иисус даёт нам тот принцип, который Он дал Иисусу Навину, чтобы он исполнял Слово Божие и поэтому имел успех. Даже в общей форме, как мы об этом читаем в Пс.1.

Это очень знакомый и поучительный Псалом, в котором Святой Дух подтверждает рассматриваемый нами вопрос. Там мы читаем: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей», то есть подальше держится от ложного пути.

А что он делает?: «но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!». И теперь следует то же самое обещание, которое Господь Иисус давал Иисусу Навину: «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время своё, и лист которого не вянет; и во всём, что он ни делает, будет иметь успех».

«Будет иметь успех» – это, то же самое выражение, которое мы имеем в конце стиха 8 нашего главного текста. И здесь, в Пс.1, успех, победа, достижение цели – связаны с пребыванием в Слове Божием.

И в 3Цар.2,2-3 мы находим очень похожую формулировку. В этом месте Писания царь Давид говорит своему сыну Соломону, своему преемнику: «вот, я отхожу в путь всей земли, ты же будь твёрд и будь мужествен

3 и храни завет Господа Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы Его и заповеди Его, и определения Его и постановления Его, как написано в законе Моисеевом, чтобы быть тебе благоразумным во всём, что ни будешь делать, и везде, куда ни обратишься».

Это является обетованием, обещанием Господа Иисуса, является духовным принципом, который мы находим во всём Писании. Я не посчитал для себя обременением и подсчитал однажды все войны, которые Израиль вёл с другими народами и исследовал эти войны.

В общей сложности я насчитал 71 войну. Я не вдавался в подробности: было ли это 71 сражение. Но это и неважно, а важен результат, к которому я пришёл. Из этих 71 войны Израиль выиграл 49 войн.

Почти во всех 49 войнах выразительно сказано, что Бог давал Израилю победу. Исключением являются несколько побед Давида, в отношении которых не совсем выразительно сказано, что Бог давал в них победу, но из взаимосвязей можно понять, что и в этих войнах Бог давал победу.

Израиль одерживал победы в этих войнах не потому, что он был сильней, чем его противники, что он был хитрей, что он имел лучшее оружие. Но Израиль одерживал в этих войнах победу, потому что Бог был со Своим народом, потому что Бог давал ему эти победы.

А в 22 войнах Израиль потерпел поражение. О каждом поражении точно так же, совершенно ясно сказано, что сражение они проиграли, потому что Бог был против них, потому что они оставили Его Слово.

Израиль ни один раз не проиграл войну, потому что Египтяне, Ассирийцы или другие народы имели преимущество, или, что они были сильней, или хитрей. Эти 22 войны они проиграли, потому что оставили своего Бога, оставили Его Слово.

Ключ успеха заключается в том, чтобы мы ходили Божиими путями, ибо, если мы ещё раз вернёмся к Иисусу Навину и будем ходить, как он ходил перед Богом, тогда и Бог может быть на нашей стороне. Сравним для этого стихи 7 и 9 нашего главного текста:

Ст.7 «дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих».
Ст.9 «ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдёшь».

Естественно, что Господь Иисус везде с нами. Совершенно ясно, что Господь Иисус везде находится, но Он не всегда может быть за нас. Он может быть с нами, и за нас сражаться, если живём в соответствии с Его Словом.

Если мы остаёмся на пути Его Слова, тогда мы будем иметь обетования, что Господь Иисус с нами, и что мы будем иметь успех, что мы будем иметь победу, что мы будем успешны на всех Его путях, по которым мы ходим.

В заключение нашей сегодняшней темы обратимся ещё к Евр.13,5-6. В этом месте Писания Святой Дух цитирует из И.Нав.1 обещания, которые Господь Иисус давал Иисусу Навину. Святой Дух относит их теперь к детям Божиим, и представляет их теперь в относительно другой взаимосвязи.

Там мы читаем: «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, 6 так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?».

Если я действительно могу жить в этой уверенности веры, что Господь Иисус на моей стороне, то я действительно могу сказать: «что сделает мне человек?». А ключ к уверенности, что Господь Иисус на моей стороне, мы видим в том, что я хожу в Его путях, что я остаюсь в Его Слове!

Это Слово, это место Писания даёт нам обетования, которые могут нас сделать сильными и мужественными, которые могут нас ободрять. Это Слово показывает нам путь, который ведёт к исполнению нашей жизни, который ведёт нас к успеху.

Но это Слово обличат нас также, если мы сбиваемся с верного пути. Оно показывает нам, где мы ошибаемся, если мы хотим, чтобы оно нас обличало. Оно также утешает нас. Оно воспитывает в праведности, а мы ближе познаём Господа Иисуса через это Его Слово.

Мы учимся любить Его и учимся с Ним жить. И если мы позволим Святому Духу ставить перед нашими глазами эти обетования Господа Иисуса, которые Он нам дал, чтобы ходить в Его Слове, чтобы Он мог нас постоянно ободрять к исполнению Его Слова, тогда Господь Иисус обещал, что мы будем иметь успех на всех Его путях.  Аминь.