Сущность Бога, часть десятая

Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Сущность Бога». Сегодня десятая часть. В девятой части мы закончили на Иов.38,19: «Где путь к жилищу света, и где место тьмы?».

Этот вопрос задаёт Бог Иову. Мы можем также спросить: «Где путь к жилищу Бога?». Где Бог живёт? Да, в отношении этого вопроса можно было бы кое-что сказать. Но это является не нашей темой. Этот путь, где находится жилище света, человек сам не может найти. Обратимся по этому вопросу к Дан.2,22.

В отношении этого стиха дети Божии часто задают вопросы в собрании на часе вопросов и ответов. Содержание этого стиха имеет прямое отношение к нашей теме: «он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним».

Этот чистый Божий свет, этот несравненный свет, Святой Дух характеризует и в Ис.60, 19 вечным светом: «Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны — светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой — славою твоею».

И если Господь Иисус будет нам вечным светом, то Он Сам является этим вечным светом. Но это не имеет ничего общего с лампадкой-коптилкой в католическом храме, которая случайно носит это же имя или название «свет». Только Бог является вечным светом, который ничем измерить невозможно, что показывает неизменность Его сущности.

Если мы в нашей жизни измеряем свет, то говорим: «это хороший, яркий свет». А в некоторых местах в помещении собрания братья и сёстры сидят в затемнённом месте, потому что освещение неравномерное. Мы это видим, потому что можем сравнивать. Наши глаза могут сравнительно воспринимать светлое и тёмное.

И в сегодняшнее время, когда в духовной области мы рядом или параллельно имеем свет и тьму, то путём сравнения можем делать определённые выводы. Но Божий свет не имеет никакого сравнения. Понимаем мы это? Божий свет является несравненным и неприступным. Во второй половине стиха 22 в Иове 37 читаем: «…окрест Бога страшное великолепие».

«Окрест Бога страшное великолепие». Это очень редкое выражение. Бывает, что и мы, как люди, в нашем словоупотреблении, позитивное выражаем негативно. Например: «как это ужасно красиво!». А в нашем тексте сказано: «окрест Бога страшное великолепие», потому, что это Божие великолепие является для человека одновременно и судом.

Поэтому туда никто и приблизиться не может. Поэтому Божий свет и является неприступным. Ибо, если бы туда человек приблизился, то он сразу умер бы. Это обстоятельство Святой Дух объясняет нам в Исх.33,20: «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых».

Поэтому эта действительность является с одной стороны великолепием, а с другой – страшной. Ибо в этом страшном свете исключительно всё становится явным, становится открытым то, что не соответствует этому свету; всё становится явным! Ни одна пылинка не может остаться незаметной. Там царит полнейшая чистота.

Когда Господь Иисус находился со Своими учениками на горе «преображения», то явление Иисуса для учеников изменилось. По этому поводу мы читаем в Мтф.17,2: «и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».

Агааа! Теперь мы с вами видим, что чистый свет – белый! Солнце так светло светит, что простым глазом мы его не можем видеть, хотя солнце имеет не совсем чистый свет. Обращаю ваше внимание на тот факт, что солнце слегка желтовато.

Следовательно, Божий свет ещё ярче светит, чем солнечный свет. Я привёл этот пример, чтобы понятие о неприступном Божием свете мы правильно расположили. Итак, ученики Иисуса получили только взор в отношении сущности Бога (общее понятие). И, естественно, в такой форме, что для них это было терпимо.

Для этого Бог позаботился. Но зато они получили откровение Бога, то есть Господа Иисуса в Его сущности в форме света. Кое-что сказано об этом в Иак.1,17: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены».

Следовательно, Божий свет не претерпевает никакого изменения! В Божием свете нет, конечно, и солнечных пятен! В нём «нет изменения», «ни тени перемены». Как видим, у Отца светов не просто нет изменения, но даже нет ни тени изменения. Это значит, что нет и малейшего изменения.

Да, на Бога не может падать никакой тени, потому что Он Сам является светом. Тень может лишь там возникнуть, куда падает свет. Но свет исходит от Бога. У Него нет тени и ничего, что могло бы затуманивать. Поэтому у Него нет и перемены, так как Бог совершенно свят и без греха.

Слово Божие говорит о Нём, что Он не знает греха, как читаем во 2Кор.5,21: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом».

Наш Господь Иисус не знал греха. Существуют такие утверждения, что Господь Иисус имел, дескать, на кресте выбор сойти с креста, но Он пересилил Себя и совершил Своё искупительное дело. Однако всё это является жалкой слизью снизу, из кухни станы. В таком случае мы могли бы даже сказать: «Господь Иисус имел выбор для греха».

Как мы можем что-то выбирать, чего мы даже не знаем? Господь Иисус не знал греха. В Гефсиманском саду дело шло о совершенно другом. И если это неясно, то можно Господа Иисуса просить, чтобы Он дал по этому вопросу свет. Нет, Бог не знал греха, в Нём нет тени.

И в противоположность ко всем творениям, которые, в конечном счёте, только отражают Божий свет, в Нём нет изменения. Почему? Потому что все творения либо сами согрешили, или же хотя бы видели грех. Две третьи ангелов, которые не отпали вместе с сатаной от Бога, видели грех отпавших ангелов. Поэтому Иов говорит в главе15,15: «Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его».

Световые ангелы, которые видели грех отпавших ангелов, претерпели на этом основании незначительное изменение. О всех других творениях нам следует в этом отношении молчать. Да, «небеса нечисты в очах Его».

Только Бог является совершенно чистым. Всё остальное, в конечном счёте, запятнано через грех. В отношении земли мы читаем в Ис.60,2: «Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою».

По отношению к земле и народам мы имеем здесь противопоставление: Господь сияет – это Его слава, сущность Его света. Обратимся по этому поводу ещё к пророку Аввакуму, где читаем в главе 3, ст.3-4: «Бог от Фемана грядёт и Святый — от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. 4 Блеск её — как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!».

Таким видел пророк Бога. Это видение соответствует тому, что видели ученики на горе преображения. Это очень интересно: «блеск её – как солнечный свет» и «от руки Его лучи». В этом не следует видеть приглашение, чтобы взять цветные карандаши и сделать себе рисунок, чтобы получить представление.

Пророки имели маленькую проблему: чтобы человеческими словами, под водительством Святого Духа передать то, что они видели. Поэтому и сообщение в данном стихе является сообщением в духе, но не упражнения в рисовании.

Слово Божие сообщает нам, что по причине греха земля была безвидна и пуста, как читаем в Быт.1,2: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». В этом факте открывается огромное противоречие, и Бог говорит в Быт.1,3 «И сказал Бог: да будет свет...».

«И стал свет!».  Это значит, что Бог дал от Своего света, ибо жилище света находится в Нём! В конечном счёте, нет другого источника света кроме Бога. Эта истина не имеет ничего общего с электрической лампочкой накаливания. Ибо возможность создания электрических ламп накаливания заложена Богом в Его творении. «Да будет свет, и стал свет!».

Свет возник на земле через Слово Божие. А в Ин.1,5 мы читаем дальше об этом свете: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».

Здесь мы говорим, прежде всего, о духовной тьме, хотя материальная тьма является в конечном счёте прообразом духовной тьмы. И это является важной и великой темой, о которой следовало бы основательно поговорить. Однако пойдём дальше.

Этим светом является Иисус. В Ин.1,9 сказано: «Был Свет истинный, Который, приходя в мир, просвещает всякого человека». «Был Свет истинный» — это Сам Бог, потому что Бог есть свет. «Который, приходя в мир, просвещает всякого человека». Итак, истинный Свет, Господь Иисус, пришёл в этот мир, чтобы просвещать всякого человека. Почему?

Потому что мы нуждаемся в этом свете. По этому вопросу читаем в Мтф.4,16: «народ, сидящий во тьме (это были мы), увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет».

И здесь мы видим противоположность, или контраст: и мы сидели в тени смертной, в стране и тени смертной. Это – земля. То же самое сообщает нам Святой Дух и в Лук.1,79: «просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира».

А в стихе 78 читаем следующее: «Через сердечное милосердие нашего Бога, в котором посетил нас восход с высоты».

Это и есть тот свет, который сияет в страну тени смертной, чтобы нам светить. Этот факт показывает глубину и величину погибели человека, показывает этот контраст. Мы были жителями страны смерти. Прочтём по этому вопросу ещё из книги Иова 37 стих 19: «Научи нас, что сказать Ему? Мы в этой тьме ничего не можем сообразить».

Таков человек! На основании тьмы, в которой мы находимся и сами являемся этой тьмой, мы ничего не можем сообразить! Именно в эту тьму приходит Господь Иисус, Сам Бог и говорит в Ин.8,12: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».

Я думаю, вы убеждаетесь, что при таком подробном исследовании Слова Божиего даже многие знакомые места Писания по-новому открываются. «Я свет миру». Во Христе Иисусе нам открылся свет мира; и не просто свет, а истинный свет. Об этом свете мы читаем также во 2Тим.1,10:

«открывшейся же ныне (Божией благодати) явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего в свет жизнь и нетление через благовестие».

Как видим, Господь Иисус явил нам в Свой свет жизнь и нетление, Он показал их нам. Но мы могли их видеть только на основании того факта, что Он сделал их для нас светлыми, осветил их. Ибо для невидимых вещей погибший грешник не имеет чутья. Для него они находятся во мраке.

Существует только один свет, который является светом мира сего – это наш Господь Иисус. Он явил в свет жизнь и нетление. В чём, или каким образом? В том, что Он разрушил смерть, как читаем в Евр.2,14:

«А как дети (все люди) причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола».

Если мы принимаем Господа Иисуса, как личного Спасителя в сердце, то согласно Д.Ап.26,18 этот поступок является покаянием или обращением от тьмы к свету, так как при покаянии мы выходим из тьмы и входим в свет Иисуса.

Читаю это стих: «открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освящёнными»».

При покаянии мы вступаем в общение со светом. По этому вопросу мы имеем ещё одно замечательное место Писания в 1Пет.2,9: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет!».

Здесь мы можем также сказать: «призвавшего вас из тьмы к Себе», потому что Он Сам является этим чудным светом. Бог не открыл нам путь в Свой передний двор, в преддверие, но открыл нам путь к Своему сердцу. По этому поводу я должен сказать, что религиозные люди слоняются в переднем дворе или палисаднике Бога.

Но они никогда не приближаются к Божиему сердцу. Мы, все дети Божии, вошли, потому что Господь Иисус является дверью, как написано в Ин.10,9: «Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдёт, и выйдет, и пажить найдёт».

Если при нашей жизни в этом мире мы находились на основании наших грехов в рабстве, а на основании общения с тьмою и сами были тьмою, то на основании общения со светом мы можем теперь и сами быть светом, как читаем в Еф.5,8: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света».

Этот факт основан не на том, что мы настолько полны света, но потому что мы, как дети Божии, находимся в общении со светом, в общении с Богом. А что касается хождения, то об этом сказано: «поступайте, как чада света!».

Но это другой вопрос: поступают ли те, которые являются светом, действительно «как чада света». Есть дети Божии, которые так ходят, как будто бы они постоянно надвинули на голову чёрный башлык. На окружающий нас мир это оказывает не совсем симпатичное впечатление. У таких детей Божиих отсутствует соответствующее хождение.

Но в нашем положении это ничего не меняет. В отношении нашего положения Слово Божие говорит, что каждое дитя Божие является светом в Господе Иисусе. Это сияние Бога, Который является светом мира сего, сияние света «сидящим в стране и тени смертной», имеет свои действия, имеет свои последствия.

Одно из главных действий света является то, что всё, не соответствующее свету, становится явным. Это совершенно ясно и об этом мы читаем в Мрк.4,22: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаённого, чтобы оно не вышло на свет».

Да, чем ближе мы подходим к свету, тем ясней и отчётливей он становится. Это тоже ясно. С одной стороны это человек, который слышит Евангелие. Ведь мы же призываем и дальних и близких, как читаем в Еф.2,17: «И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким».

Мы проповедуем им Слово Божие и приводим их таким образом на определённый шаг дальше, ближе к Господу Иисусу. Чем больше они позволяют Божиему свету на них воздействовать, тем яснее становится в их жизни. Я придерживаюсь к тому, если кто-нибудь действительно через Слово Евангелия обличён, то нет необходимости долго объяснять ему, что такое грех.

При проведении евангелизации резко бросается в глаза, что уже во всём мире сумерки очень приблизились, сгустились. Поэтому, если отдельным людям необходимо объяснить последние подробности, то приходится устанавливать, что этот человек ещё не очень продвинулся в свет. Однако это не должно осуществляться только через Слово Евангелия или через наши слова, но и Сам Господь Иисус желает их обличать.

Я предлагаю, чтобы мы по возможности ещё немного ждали, даже если того или другого евангелиста охватывает чувство рыбака или охотника и говорят: «если кого-то уже имеешь на крючке, то его следует и притягивать». Однако бывает и такая рыба, которую так просто не поймаешь.

В Бразилии есть такая рыба, называемая пиранхас, при ловле которой крючок цепляют не просто к леске, а между крючком и леской должен быть приличный кусок проволоки, потому что леску, эта рыба сразу откусывает.

И если это правило не будешь соблюдать, то число этих пиранхас, которые носят в себе крючок значительно увеличится. Но в отношении Евангелия Слово Божие говорит, что Бог обличает, что к Иисусу никто не может придти, если не привлечёт его Отец.

Об этом мы читаем в Ин.6,44: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечёт его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день».

Привлечение Отцом людей к Иисусу мы не можем заменить никакой силой плоти. Это не пойдёт! Обличение заключается в обличении сердца, но не в нашем красноречии. Хотя мы можем человеку, которого хотим привести к Иисусу, перечислять и говорить: «делал ли ты когда-нибудь то, и делал ли ты когда-нибудь это?»

Не будучи пророком, мы можем ему десяток и больше вещей перечислить, в отношении которых каждый человек когда-то скажет «да». И если он скажет: «да, да, да, то это далеко ещё не значит, что он имеет понятие о собственной греховности.

Ведь он отвечает только на наши многочисленные вопросы. Обличение сердца должно само собой следовать. На каком основании? Через свет Иисуса. Поэтому в отношении этого вопроса мы должны быть очень осторожными, в отношении вопросов, , которые Иисус Сам желает решать. Божий свет всё обличает. Поэтому и сказано в Ин.3,20: «ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы».

Да, да! Такие люди далеко обходят свет. Это ясно. Они и на евангелизацию не приходят, где им будет назван какой-нибудь из их грехов. Этого они не хотят слышать, поэтому остаются вдали от таких мероприятий. Это и хорошо!

В таких людях я вижу именно тех, которых Бог до основания мира предузнал, что они не придут к Иисусу. А Бог видит их сердца, поэтому Он не привлекает их к Иисусу во время евангелизаций.

А поскольку Бог их не привлекает, то и нам не стоит насильно их тащить на евангелизацию. При евангелизации мы должны искать таких людей, которых Бог предузнал, что они позволят себя спасти. А как их найти, если мы их не знаем? За это надо, во-первых, молиться, а, во-вторых, проверять в беседе с ними: открыты ли их сердца для Евангелия.

На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.