Закон проказы, часть первая

Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Поговорим с вами сегодня о проказе. Вопрос о проказе очень важен и актуален, поэтому Господь Иисус уделяет в Писании этому вопросу большое внимание. Уже в нескольких проповедях я касался этого вопроса. Как, например, в проповеди «Проказа Мариами» или как по совету пророка Елисея Нееман исцелился от проказы в водах Иордана. Но в книге Левит гл.14 Святой Дух говорит о проказе, как о законе прокажённого или о законе проказы. Напоминаю вам, дорогие слушатели и читатели, что заболевание проказы символизирует грех!!! Именно поэтому Господь Иисус уделяет этому вопросу в Своём Слове очень большое внимание.

В связи с чрезвычайной важностью этого вопроса возьмём за наш главный текст довольно большой отрезок из книги Левит, чтобы весь текст о проказе, при исследовании этого вопроса, вы постоянно имели перед собой, итак, читаю из книги Лев.14,33-53:

«И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: 34 когда войдете в землю Ханаанскую, которую Я даю вам во владение, и Я наведу язву проказы на домы в земле владения вашего, 35 тогда тот, чей дом, должен пойти и сказать священнику: у меня на доме показалась как бы язва.

36 Священник прикажет опорожнить дом, прежде нежели войдет священник осматривать язву, чтобы не сделалось нечистым все, что в доме; после сего придет священник осматривать дом. 37 Если он, осмотрев язву, увидит, что язва на стенах дома состоит из зеленоватых или красноватых ямин, которые окажутся углубленными в стене,

38 то священник выйдет из дома к дверям дома и запрет дом на семь дней. 39 В седьмой день опять придет священник, и если увидит, что язва распространилась по стенам дома, 40 то священник прикажет выломать камни, на которых язва, и бросить их вне города на место нечистое;

41 а дом внутри пусть весь оскоблят, и обмазку, которую отскоблят, высыпят вне города на место нечистое; 42 и возьмут другие камни, и вставят вместо тех камней, и возьмут другую обмазку, и обмажут дом. 43 Если язва опять появится и будет цвести на доме после того, как выломали камни и оскоблили дом и обмазали,

44 то священник придет и осмотрит, и если язва на доме распространилась, то это едкая проказа на доме, нечист он; 45 должно разломать сей дом, и камни его и дерево его и всю обмазку дома вынести вне города на место нечистое; 46 кто входит в дом во все время, когда он заперт, тот нечист до вечера;

47 и кто спит в доме том, тот должен вымыть одежды свои; и кто ест в доме том, тот должен вымыть одежды свои. 48 Если же священник придет и увидит, что язва на доме не распространилась после того, как обмазали дом, то священник объявит дом чистым, потому что язва прошла.

49 И чтобы очистить дом, возьмет он две птицы, кедрового дерева, червленую нить и иссопа, 50 и заколет одну птицу над глиняным сосудом, над живою водою; 51 и возьмет кедровое дерево и иссоп, и червленую нить и живую птицу, и омочит их в крови птицы заколотой и в живой воде, и покропит дом семь раз;

52 и очистит дом кровью птицы и живою водою, и живою птицею и кедровым деревом, и иссопом и червленою нитью; 53 и пустит живую птицу вне города в поле и очистит дом, и будет чист».

При исследовании проказы обращаю ваше внимание в самом начале этой проповеди на тот факт, что всё сообщение в нашем главном тексте в первую очередь касается «дома Израилева». Поэтому вопрос проказы или язвы рассматривается в нашем тексте в отношении «домов Израильтян» (см. ст.34).

В отношении Церкви Иисуса закон о проказе можно применить только в духе, потому что в Ветхом Завете Церковь Иисуса не упоминается, а остаётся скрытой. Единственный раз мы видим её символично в сообщении о Гаваонитянах в книге Иисуса Навина. После рассмотрения нашего главного текста мы в заключение, то есть во второй и третьей части нашей проповеди рассмотрим вопрос очищения – очищение от грехов.

В отношении нашего текста мы должны сказать: как всё же метко и точно говорит Господь Иисус к нашим сердцам через образы в Ветхом Завете! Эту образную речь Ветхого Завета мы можем и должны хорошо понять, если в духе перенесём её на нас. Точно так, как в Быт.1,3 Бог сказал: «да будет…».

Так и сегодня через наше послушание это выражение «да будет» должно быть исполнено, потому что Господь Иисус уже учредил для нашей жизни это «да будет». И если мы не последуем этому требуемому послушанию, то извратим Божию речь, потому что это «да будет» не исполнится!

В ст.34 нашего текста мы читаем об указании Бога, которое касается обетованной земли Ханаана: «Когда войдёте в землю Ханаанскую…». И если на чьём-либо доме появятся признаки «язвы проказы», то далее читаем об указаниях последующих действий. Сегодня такое явление в домах называют просто «грибком», который в первую очередь разрушает деревянный пол.

И этот грибок коварен тем, что действует невидимо, снизу, пока пол не начнёт проваливаться. Это ужасное зрелище! Я думаю, что для распознавания разрастания такого грибка не нужны сегодня специальные знатоки или просто специалисты.

Специалистом, согласно нашему тексту, был священник (ст.36). И если священник давал указание опорожнить дом, то это указание следовало выполнить. Потому что дальше мы читаем: «чтобы не сделалось нечистым всё, что в доме». Спустя семь дней священник снова приходит, чтобы осмотреть дом.

Если «язва проказы распространилась», то священник прикажет выломать поражённые камни (ст.40). Всю обмазку (штукатурку) внутри дома следовало оскоблить (ст.41). Все поражённые материалы нельзя было больше применять как стройматериалы! Их следовало вывезти за город «на место нечистое» (ст.41).

Стены следовало исправить новыми камнями и заново обмазать (ст.42). Но если «язва проказы», тем не менее, снова появлялась, то по указанию священника язва объявлялась «едкой проказой» и дом следовало полностью разрушить и все материалы вынести за город «на место нечистое» (ст.45).

Если же язва после ремонта дома не распространилась, то «священник объявит дом чистым» (ст.48). Но так как Израиль имеет земное обетование, то по отношению к этому явлению необходимо было совершить искупление и прощение. Для требуемого Богом очищения нужны: две птицы, кедровое дерево, червлёная нить и иссоп.

Одну птицу следовало заколоть над глиняным сосудом, над живою водою, с которою кровь закалываемой птицы смешивалась. Этой живой водой с кровью очищался весь дом. Вторую птицу следовало отпустить на волю. Вкратце это вся история с поражённым едкой проказой домом.

Но что желает Святой Дух этим прообразом нам сегодня во время благодати в духе сказать? Это должно нас интересовать. Совершенно точно и однозначно говорит об этом Святой Дух в Евр.1,1-2: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2 в последние дни сии говорил нам в Сыне…».

Поэтому будем обращать внимание на то, что говорит Сын Божий, так как это в первую очередь касается нас, детей Божиих. Речь Божия к нам требует от нас послушания, но и больших усилий в преодолении, так как в этом преодолении Бог хочет и только в этом преодолении Он может прославиться.

Но так как мы не имеем как Израиль земных благословений и обетований, но имеем духовное благословение в небесах (Еф.1,3), то речь в отношении детей Божиих идёт не о материальных вещах, а о духовных. Поэтому повторяю, что в рассматриваемой проказе мы должны видеть наши грехи.

Кто во времена закона был поражён проказой, тот являлся человеком смерти. А кто сегодня живёт в грехах без прощения, тот тоже является человеком смерти! Прошу всех хорошо запомнить эту истину. Поэтому, независимо от названия этой болезни, мы нуждаемся в Иисусе!

Но выносить приговор или решение по отношению этой язвы в нашем тексте мог только специалист, которым являлся священник. В этом священнике мы должны сегодня видеть нашего Господа Иисуса. Что мы, люди, неправильно определяем или познаём грехи, исходит из того факта, что в нашей жизни веры мы ещё легкомысленно проходим мимо всевозможных грехов.

Но так как, в конечном счёте, мы все заражены проказой греха, поэтому и наши грехи мы познаём только частично. Возможно, что по отношению к другим мы имеем в этом вопросе лучшее познание, но только не по отношению к нашему состоянию, не по отношению к нашим грехам.

Поэтому мы нуждаемся в нашем Первосвященнике Иисусе, Который в вопросе определения грехов является наилучшим специалистом, Который даёт нам способность взять дело очищения от наших грехов в наши руки.

В нашем главном тексте речь идёт об осквернении дома. Но поскольку слово «дом» прежде всего и непосредственно касается Божиего народа Израиля, то прервём рассмотрение нашего текста в отношении детей Божиих и поместных собраний и рассмотрим его прежде всего по отношению к Израилю.

Выше я отметил, что дом или домы в ст.34 нашего текста указывает на «дом Израилев». Чрезвычайно интересен тот факт, что выражение «дом Израилев» встречается в Писании 82 раза, и согласно числовой символике означает «безумие, глупость». Что Израиль вёл и до сих пор ведёт себя по отношению к своему Богу Иегове безумно, мы с вами сейчас убедимся.

В Писании имеется очень много мест, из которых исходит, что Израиль был неверен своему Богу. Но несмотря на неверность Израиля, Господь Иисус верен Своему народу и согласно Своих обетований прославится в нём. Было бы утомительно выбирать из Библии все эти места.

Поэтому возьмём одно место, в котором видим отношение Господа Иисуса к Своему народу в Ис.43,1-4: «Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой.

2 Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. 3 Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой; в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею за тебя.

 4 Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, то отдам [других] людей за тебя, и народы за душу твою».

Дальнейших комментарий по отношению этих четырёх стихов не требуется. Далее в стихах 5-7 мы видим, как в настоящее время Господь Иисус собирает Свой народ из стран всего мира в Израильское государство.

Ис.43,5-7: «Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу племя твое и от запада соберу тебя. 6 Северу скажу: «отдай»; и югу: «не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли, 7 каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил».

А теперь читаем в ст.8 сногсшибательное сообщение в отношении Израиля, что он в действительности проявлял и проявляет глупости и безумие по отношению к своему Творцу, Который его так любит и охраняет в этом мире от истребления сатаной руками язычников.

Ис.43,8: «Выведи народ слепой, хотя у него есть глаза, и глухой, хотя у него есть уши».

Ис.43,9: «Пусть все народы соберутся вместе, и совокупятся племена. Кто между ними предсказал это? пусть возвестят, что было от начала; пусть представят свидетелей от себя и оправдаются, чтобы можно было услышать и сказать: «правда!» (Но Господь Иисус не нуждается во всех этих свидетелях и лжесвидетелях, поэтому Он говорит):

Ис.43,10-13: «А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. 11 Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. 12 Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы — свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог; 13 от [начала] дней Я Тот же, и никто не спасет от руки Моей; Я сделаю, и кто отменит это?».

Ис.43,14-17: «Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святый Израилев: ради вас Я послал в Вавилон и сокрушил все запоры и Халдеев, величавшихся кораблями. 15 Я Господь, Святый ваш, Творец Израиля, Царь ваш. 16 Так говорит Господь, открывший в море дорогу, в сильных водах стезю, 17 выведший колесницы и коней, войско и силу; все легли вместе, не встали; потухли как светильня, погасли».

Постоянно с большой радостью и с восхищением я читаю эти строки, потому что в них мы видим характер нашего Господа Иисуса: Его власть и силу, Его верность и любовь к Своему народу. А что Он получает в ответ от Своего народа Израиля? Безумие и глупость!

Ис.43,18-20: «Но вы не вспоминаете прежнего и о древнем не помышляете. 19 Вот, Я делаю новое; ныне же оно явится; неужели вы и этого не хотите знать? Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне. 20 Полевые звери прославят Меня, шакалы и страусы, потому что Я в пустынях дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный народ Мой».

(Господь Иисус вынужден укорять Свой народ за то, что он неблагодарен в отношении всей любви, верности и доброты проявленные Господом к нему в прошлом и не видит новое, то есть будущего в 1000 летнем Царстве).

Ис.43,21-24: «Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою. 22 А ты, Иаков, не взывал ко Мне; ты, Израиль, не трудился для Меня. 23 Ты не приносил Мне агнцев твоих во всесожжение и жертвами твоими не чтил Меня. Я не заставлял тебя служить Мне хлебным приношением и не отягощал тебя фимиамом.

24 Ты не покупал Мне благовонной трости за серебро и туком жертв твоих не насыщал Меня; но ты грехами твоими затруднял Меня, беззакониями твоими отягощал Меня».

(Разве это не безумие и глупость Израиля по отношению к своему Богу Иегове при Его таком верном, нежном, трогательном и любвеобильном отношении к Своему народу?)

А в заключение в стихе 25 Он говорит: «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну».

Слава и благодарение нашему Господу Иисусу, что Он дал нам в Своём Слове это сообщение о Его взаимоотношении со Своим народом Израилем: о любви и верности со стороны Господа Иисуса и о неблагодарности, слепоте и безумии со стороны Израиля.

А теперь посмотрим с вами, как мы символично видим эти отношения между Господом и Израилем в нашем главном тексте. Вся неверность Израиля, выразившаяся в его блудодеянии с другими богами; вся его неблагодарность в ответ на любовь и заботу Господа Иисуса является ни что иным, как «едкой проказой» на «доме Израиля»!!!

Священник повелевает выламывать поражённые проказой камни из стены внутри дома!!! В священнике, как я выше отметил, мы прообразно видим Господа Иисуса. Какие меры предпринимает Он по отношению согрешений Своего народа?

Приведу несколько знакомых нам мест Писания, из которых видно, что Господь Иисус предпринимает радикальные меры по искоренению этой «едкой проказы» из среды Своего народа. Левиты: Корей, Дафан, Авирон и Авнан, а с ними 250 мужей из начальников восстали против Моисея и Аарона, требуя себе власти в обществе Израилевом.

Читаю из книги Чис.16,3: «И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?».

Для того, чтобы лучше понять происходившее в обществе Израилевом, прошу прочесть всю главу 16. Приведу лишь ответ Господа Иисуса на восстание Корея. По заданию Господа Моисей говорит перед всем обществом. Читаю стихи 28-33:«И сказал Моисей: из сего узнаете, что Господь послал меня делать все дела сии, а не по своему произволу [я делаю сие]:

29 если они умрут, как умирают все люди, и постигнет их такое наказание, какое [постигает] всех людей, то не Господь послал меня; а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа.

31 Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними; 32 и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; 33 и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества».

В Корее и всех восставших с ним против Моисея и Аарона мы видим в «доме Израилевом» «камни» поражённые проказой, которые Господь Иисус выломал и отправил в нечистое место, то есть в преисподнюю (темницу), где хранятся души погибших до совершения над ними суда перед великим белым престолом (Отк.20,11).

Но оказывается, что проказа в «доме Израилевом» не была этим мероприятием Господа Иисуса устранена: «язва распространилась!» и вошла глубже в стены дома!!! Это мы видим в этой же главе в Чис.16,41-49. Читаю эти стихи: «На другой день все общество сынов Израилевых возроптало на Моисея и Аарона и говорило: вы умертвили народ Господень.

42 И когда собралось общество против Моисея и Аарона, они обратились к скинии собрания, и вот, облако покрыло ее, и явилась слава Господня. 43 И пришел Моисей и Аарон к скинии собрания. 44 И сказал Господь Моисею, говоря: 45 отсторонитесь от общества сего, и Я погублю их во мгновение. Но они пали на лица свои.

46 И сказал Моисей Аарону: возьми кадильницу и положи в нее огня с жертвенника и всыпь курения, и неси скорее к обществу и заступи их, ибо вышел гнев от Господа, [и] началось поражение. 47 И взял Аарон, как сказал Моисей, и побежал в среду общества, и вот, уже началось поражение в народе.

И он положил курения и заступил народ; 48 стал он между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось. 49 И умерло от поражения четырнадцать тысяч семьсот человек, кроме умерших по делу Корееву».

Следующим, но ещё более радикальным действием Господа Иисуса к Своему народу, мы видим в Чис.14. Для более глубокого понимания этого вопроса прошу и эту главу прочесть. Все мы с вами знаем историю плача и вопля всего Израильского общества по поводу сообщения 12 соглядатаев, вернувшихся из разведки из обетованной земли Ханаана.

Несмотря на обещание Господа подарить им эту землю, Израиль в своём неверии обетованиям Господа отказался овладевать этой землёй. Господь Иисус хотел полностью истребить этот народ и сказал Моисею, как читаем в книге Чис.14,12: «поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его».

Моисей в роли Иисуса заступается за Израильский народ, и Господь Иисус прощает Израилю, но лишь на время. Читаю книгу Чис.14,19-20: «Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе. 20 И сказал Господь [Моисею]: прощаю по слову твоему».

Но в стихах 21-23, читаем: «но жив Я, и славы Господней полна вся земля: 22 все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, 23 не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят ее».

И далее ст.29-30: «в пустыне сей падут тела ваши, и все вы исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня, 30 не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, [клялся] поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина».

Даже трудно представить, сколько сот тысяч или даже миллионов Израильтян погибло в течение тридцати восьми лет хождения в пустыне Син. Это было самым страшным наказанием Израиля за своё неверие, за непослушание Господу Иисусу, за своё блудодеяние с другими богами, с богами язычников.

Чрезвычайно много поражённых язвою проказы «камней» выломал Господь Иисус в этой истории из «дома Израилева». Но весь «дом Израилев» Господь пока ещё не разрушает! Как видим из книги Чис.14,12, Он готов был это сделать, и произвести от Моисея народ многочисленнее и сильнее чем этот строптивый народ, но на основании заступничества Моисея Господь Иисус прощает Своему народу.

Много живых камней, поражённых язвою проказы, Господь Иисус выломал из «дома Израилева» также в событиях с золотым тельцом (Исх.32,8) и в связи с ядовитыми змеями, которых Господь Иисус послал в наказание Своему народу за его недовольство и ропот против Господа и Моисея (Чис.21,6).

Но обращаю ваше внимание ещё на один вопиющий случай в истории Божиего народа Израиля, на основании которого Господь Иисус снова хотел истребить Свой народ. Это событие произошло в Ситтиме перед самым входом в обетованную землю. Читаю из книги Чис.25,1-9:

«И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, 2 и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ [жертвы их] и кланялся богам их. 3 И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля. 4 И сказал Господь Моисею:

возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня. 5 И сказал Моисей судьям Израилевым: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору. 6 И вот, некто из сынов Израилевых пришел и привел к братьям своим Мадианитянку,

в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых, когда они плакали у входа скинии собрания. 7 Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среды общества и взял в руку свою копье, 8 и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых. 9 Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи».

На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.