Гаваонитяне, часть вторая

Мир вам, дорогие слушатели. Продолжаем рассмотрение нашей темы «Гаваонитяне». В прошлый раз в первой передаче мы закончили на том, что шесть царей шести народов, которые за Иорданом, когда услышали, что Гаваонитяне собрались и сделали союз с Израилем, решили их уничтожить. Они выступили против Гаваонитян. Шесть царей. А мы знаем, что согласно Божиего обетования нужно было истребить семь царей. Отсутствует царь Гергесеев.Отсутствует царь Гергесеев. Гергесеи, как мы выше отметили, встречаются в Библии 7 раз, что символизирует совершенство. Все люди мира сего, которые возмущаются против Бога и не принимают Его Сына Иисуса, никогда не достигнут Божиего совершенства и навеки останутся погибшими.

Они постоянно борются против Бога! Итак, в лице Гергесеев Божие совершенство отсутствует среди этих шести царей обетованной земли, которые символизируют природных погибших грешников. Но что делают Гаваонитяне, которые символизируют искупленных из язычников?

Это такие люди, которые, услышав радостную весть с Голгофы, ищут Господа Иисуса, чтобы спастись для жизни вечной, поэтому они действуют… Читаем в книге И.Нав 9,3-5: «Но жители Гаваона, услышав, что Иисус сделал с Иерихоном и Гаем,

 4 употребили хитрость: пошли, запаслись хлебом на дорогу и положили ветхие мешки на ослов своих и ветхие, изорванные и заплатанные мехи вина; 5 и обувь на ногах их была ветхая с заплатами, и одежда на них ветхая; и весь дорожный хлеб их был сухой и заплесневелый».

В отношении одежды и обуви читаем во Втор 29,5: «Сорок лет водил вас по пустыне, и одежды ваши на вас не обветшали, и обувь твоя не обветшала на ноге твоей»;  (Это говорит Господь Своему народу Израилю).

У Израильтян мы видим здесь противоположное тому, что читаем о Гаваонитянах. Обувь Израильтян, которая за 40 лет странствования в пустыне не обветшала, указывает на их грехи, от которых они не только в течение этих 40 лет странствования в пустыне, но и до сегодняшнего дня не избавились.

А их одежда указывает на их греховное хождение, которое они не изменили! Оно упорно блудили за чужими богами. К великому сожалению они и сегодня ещё находятся в этом состоянии, ибо ждут своего ложного мессию, которого они и примут.

Хотя Гаваонитяне действуют с хитростью, но совершенно иначе, чем Израильтяне. Очень важным в нашем тексте является ст.3, в котором читаем, И.Нав 9,3: «Но жители Гаваона, услышав, что Иисус сделал с Иерихоном и Гаем…» (они услышали и начали действовать).

Иерихон является прообразом власти сатаны, прообразом крепости и оплотом, который он построил среди людей на основании их грехов. Эту власть сатаны Господь Иисус разрушил Своей смертью на Голгофском кресте: в том, что Он взял на Себя грехи всего мира, над которыми Бог совершил суд гнева на теле Иисуса.

С этого момента сатана не мог больше грехи людей использовать как щит, за которым он тысячелетиями надёжно скрывался. Хотя ст.3 очень короткий, но его содержание очень велико и имеет важное значение.

А именно в том: «что Иисус сделал с Иерихоном», мы видим радостную весть с Голгофы, о победе Иисуса Христа на Голгофском кресте, где Он, Евр 2,14: «… дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола»,

Это сообщение в И.Нав.9,3 и в Евр 2,14 говорит о том, что и сегодня погибшие грешники, которые через веру в Иисуса и Его победу на Голгофе, могут найти у Него прибежище и спастись для жизни вечной. Ниже мы это увидим.

Но Гаваонитяне обратили внимание не только на то «что Иисус сделал с Иерихоном», с Египтянами, с Аморрейским и Васанским царями (ст. 9 и 10 нашего текста), но и на то, что происходит со всеми жителями Ханаана, которые не ищут прибежища у Иисуса Навина – полнейшее истребление, что указывает на вечную погибель.

Это является мотивацией Гаваонитян, почему они обманули Иисуса Навина и всех его начальников и старейшин: они хотят жить, хотят получить жизнь вечную! Иисусу Навину они сказали, И.Нав 9,24:

«Они в ответ Иисусу сказали: дошло до сведения рабов твоих, что Господь Бог твой повелел Моисею, рабу Своему, дать вам всю землю и погубить всех жителей сей земли пред лицем вашим; посему мы весьма боялись, чтобы вы не лишили нас жизни, и сделали это дело».

В этом мы видим обетование Господа Иисуса, дать Своему народу «всю землю» на 1000 лет мирного Царства.

А в духе обетованная земля Ханаан указывает на небесную родину Церкви Иисуса. После того, как Господь Иисус в конце времени благодати заберёт искупленных к Себе в небесную родину, все погибшие грешники погибнут в Божием праведном суде.

Именно этот факт мы символично видим в истреблении жителей Ханаана через Иисуса Навина, потому что в Ин 5,22 Святой Дух сообщает: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну».

В нашем тексте суд над жителями Ханаана (прообраз погибших грешников) совершает Иисус Навин – прообраз Господа Иисуса. Этот страх, навеки оказаться в огненном озере, приводит некоторых людей к решению, дать себя спасти.

Но это делают только такие, которые ещё могут верить, ибо и этот страх связан с верой. На основании полученной информации Гаваонитяне начинают действовать. Они решили пойти в лагерь Израильтян, в Галгал к Иисусу Навину, И.Нав 9,6.

1. Они пришли к Иисусу в стан [Израильский] в Галгал и сказали ему и всем Израильтянам:

2. из весьма дальней земли пришли мы
3. итак заключите с нами союз.

В этом стихе мы имеем три важнейших сообщения:

1. «они пришли к Иисусу в стан Израильтян в Галгал». Весь мужской пол Израильтян, который в течение 40 лет странствования в пустыне не был обрезан, был теперь по повелению Господа в Галгале обрезан. Поэтому Галгал в духе является местом прощения грехов, отваливание грехов, И.Нав 5,9: «И сказал Господь Иисусу: ныне Я снял с вас посрамление Египетское. Почему и называется то место «Галгал», даже до сего дня».

Поэтому и Гаваонитяне пошли в Галгал с намерением: найти у Иисуса Навина милость!!! В этом действии Гаваонитян мы имеем удивительный прообраз таких людей, которые находят у Иисуса прибежище, чтобы получить прощение своих грехов и спастись для жизни вечной!

Они осознали свою погибельность и желают теперь это признать перед Господом Иисусом: исповедаться!!! А где именно?! В духе погибший грешник должен придти к Голгофе, где Иисус умер за его грехи. Этот крест Голгофы мы символично видим в Иерихоне.

Но именно это мы видим и в Галгале, который расположен к западу от Иордана непосредственно перед Иерихоном, И.Нав 4,19: «И вышел народ из Иордана в десятый день первого месяца и поставил стан в Галгале, на восточной стороне Иерихона».

Это значит, что Галгал находится между Иорданом и Иерихоном непосредственно на восточной границе Иерихона. Нормальным образом, люди, приходящие из мира сего, не находятся ещё в «Ханаане», что в духе означает небесное Царство. Но чтобы получить жизнь вечную, то есть войти в Ханаан, они должны пройти через воды Иордана.

Но в водах Иордана мы прообразно видим Иисуса Христа!!! Это значит, что они должны во Христе Иисусе получить прощение своих грехов. Через Иордан – в Галгал!!!

Что воды Иордана являются прообразом Иисуса Христа, мы однозначно видим в истории исцеления Сирийского военачальника Неемана, который, семь раз окунувшись в Иордане, исцелился от проказы.

Проказа является прообразом наших грехов, которая практически считается неизлечимой, поэтому от этой болезни может только Господь Иисус исцелить, 4Цар 5,14: «И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился».

А теперь рассмотрим второй очень важный факт, который мы находим в И.Нав.9,6 и который гласит: «из весьма дальней земли пришли мы». Со стороны Гаваонитян это заявление было чистейшей ложью, но в духе, в отношении язычников, это является истиной!

Об этом сообщает нам Св.Дух в Еф 2,12-13: «что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. 13 А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою».

Мы, язычники, не имели обетований, не имели надежды и были без Бога в этом мире. Это было очень печальное состояние. Согласно Ин.1,11 Иисус пришёл в этот мир к Своим, к Израилю.

Это мы видим в том факте, что Иисус Навин даже не планировал спасать Гаваонитян от неминуемой смерти: по Божиему велению следовало истребить все семь народов Ханаана. Но Израильтяне принял их, когда они пришли к нему в Галгал! Когда Израиль отверг в Иисусе своего Мессию, то Господь Иисус принял по Своей милости язычников!

Но со своей стороны Иисус уже из вечности знал о всех этих событиях: для Него это не было неожиданным. Мы не должны забывать, что Он хочет, чтобы все люди спаслись – это Его святое желание!

Поэтому в нашем тексте мы видим удивительную картину, как Божий план спасения в действительности исполняется. В соответствии со Своим вечным советом (определением или волей) Господь сделал с людьми вечный завет, о котором читаем в Его диалоге с Ноем, Быт 9,13: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею».

В «земле» мы символично видим всех людей мира сего. Третьим важным сообщением в И.Нав.9,6 является тот факт, что Гаваонитяне просят: «итак заключите с нами союз».

В этом союзе не имеется в виду ни один из союзов или заветов, которые Господь Иисус заключал со Своим народом Израилем. Уместно упомянуть здесь, что с язычниками Господь вообще никакого завета не заключал. Но мы, язычники, живём лишь во время нового завета, и наслаждаемся его благословениями.

А когда сегодня, во время благодати, какой-нибудь погибший грешник приходит к Господу Иисусу и совершает покаяние, то он получает от Него прощение своих грехов и, как подарок, жизнь вечную. Всё вместе это называется: обращением.

Это является личным делом каждого человека. В этом случае мы можем сказать, что этот человек на основании своего обращения и раскаяния в грехах сделал или заключил с Иисусом «союз»!!! Именно об этом «союзе» говорится в третьем пункте нашего текста.

Совершенно очевидно, что Гаваонитяне лгали, но мы также познали, что в духе они сказали истину. И в этой лжи мы видим удивительную правду или истину!!! Не говорит ли Писание, что все люди являются лжецами?

Так как вопрос лжи является таким важным и, я бы сказал, жгучим вопросом, и так как во лжи Гаваонитян видим олицетворение греха, то я приведу несколько мест Писания о лжи. Слово «лжец» и его производные встречается в Библии 18 раз, что означает – грех!!!

Пс 115,2: «Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь».

Ин 8,44: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи».

Рим 3,4: «Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем».

1Ин 2,4: «Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины».

1Ин 4,20: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?»

Чтобы доказать своё имитированное происхождение Гаваонитяне применяют пять различных предметов, пять лживых свойств или характеристик этих предметов. Это же чрезвычайно интересно, что Господь Иисус прощает нам наши грехи: то есть снимает, забирает или как там ещё говорится: откатывает их от нас, если мы просим о их прощении.

А взамен наших грехов Он дарит нам ещё жизнь вечную. Он верит в нашу искренность, как и Иисус Навин поверил Гаваонитянам! Вино символизирует в Библии радость. Если Гаваонитяне взяли с собой новые мехи для вина, которые на длинном пути изорвались и больше не держат вина,

то в этом мы видим безнадёжность и отсутствие радости язычников согласно Еф 2,12: «что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире».

Обветшалая обувь Гаваонитян является противоположностью обуви Израильтян, которая в течение 40 лет странствования в пустыне не обветшала. О чём я выше говорил.

В обветшалой обуви Гаваонитян мы видим готовность людей признать Господу Иисусу свои грехи и от них отказаться. А в обветшалой одежде мы видим их готовность изменить своё хождение! Однозначно читаем мы об этом в Д.Ап 26,18: «открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными».

Здесь совершенно ясно сказано: «чтобы они обратились от… власти сатаны к Богу..».

Это значит, чтобы свой путь, своё хождение изменили на 180 градусов: идти теперь навстречу Господу, а сатане обратить свою спину. Это ап. Павел говорит в отношении язычников.

Весь хлеб, то есть вся их пища, стал сухим и заплесневелым, стал непригодным для питания. Это значит, что духовная пища язычников была непригодной, ибо они были без Христа, были безбожниками в этом мире и служили другим богам, то есть идолам.

Как мы видим в Еф 2,12-13 язычники обратились от идолослужения к живому Богу, а Израильтяне сделали наоборот: они стали блудодействовать со всеми богами (идолами) всех народов, в среде которых они жили в Ханаане и даже за пределами Ханаана.

Господь вынужден постоянно жаловаться в отношении неверности Своего народа. Он вынужден с помощью язычников совершать суд над Своим народом в том, что эти язычники порабощали Израиль.

Тогда в своей великой нужде Израильтяне взывали к Богу, Который по милости Своей давал им снова избавление. Но после этого они с новой силой продолжали своё идолослужение. Приведу несколько мест Писания, из которых мы видим этот позор Израиля.

Поскольку Господь является всезнающим, то Он знал уже до прихода Израиля в обетованную землю о том, что Его народ будет блудодействовать с другими богами, а своего Иегову забудут. Поэтому Господь предупреждает Свой народ в отношении этого блуда,

Втор 31,16: «И сказал Господь Моисею: вот, ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли, в которую он вступает, и оставит Меня, и нарушит завет Мой, который Я поставил с ним».

Суд 2,12.19: «оставили Господа Бога отцов своих, Который вывел их из земли Египетской, и обратились к другим богам, богам народов, окружавших их, и стали поклоняться им, и раздражили Господа;

Но как скоро умирал судья, они опять делали хуже отцов своих, уклоняясь к другим богам, служа им и поклоняясь им. Не отставали от дел своих и от стропотного пути своего».

Суд 10,6: «Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа и служили Ваалам и Астартам, и богам Арамейским, и богам Сидонским, и богам Моавитским, и богам Аммонитским, и богам Филистимским; а Господа оставили и не служили Ему».

В последнем стихе перечислены боги 7 народов, которым Израиль служил! Этот факт указывает на абсолютное развращение Израильского народа, народ достиг апогеи – вершины в своём идолослужении. Об этом сообщает нам также Святое Писание в 4Цар 21,9: «Но они не послушались; и совратил их Манассия до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых».

Здесь мы видим ещё более изощрённое идолослужение народа Израиля, его глубочайшее духовное падение!!! Особенно в книге пророка Иеремии Господь вынужден постоянно жаловаться, что Израиль забыл и оставил Его:

Иер 2,32: «Забывает ли девица украшение свое и невеста — наряд свой? а народ Мой забыл Меня, — нет числа дням».

Иер 3,21: «Голос слышен на высотах, жалобный плач сынов Израиля о том, что они извратили путь свой, забыли Господа Бога своего».

Иер 18,15: «А народ Мой оставил Меня; они кадят суетным, споткнулись на путях своих, оставили пути древние, чтобы ходить по стезям пути непроложенного»,

Однако вернёмся к Гаваонитянам, которые пришли в Галгал к Иисусу Навину (то есть к Господу Иисусу). Они познали, что их хлеб является пищей ничтожных идолов, через которых они не могут получить жизнь вечную.

Но теперь мы видим что-то для нас на первый взгляд очень странное и невероятное: Израиль берёт у Гаваонитян из их непригодной, смертоносной пищи, как мы видим из ст.14 нашего текста: «Израильтяне взяли их хлеба, а Господа не вопросили…».

Но мы не должны этому удивляться, потому что это действие Израиля подтверждает всё его идолопоклонство, которое я выше наглядно показал. Этот «заплесневелый хлеб» язычников ведёт к вечной погибели!!!

Это же уму непостижимо, что Израиль обменял драгоценную небесную манну на губительный хлеб идолов, а своего живого Бога – Иегову – на мёртвых богов язычников! Этот обмен имеет для Израиля ужасные последствия: первые станут последними, Мтф. 20,16: «Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных».

По этому случаю напоминаю ещё раз о небесном Иерусалиме в Гал 4,26: «а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам».

Этот небесный, вышний Иерусалим, как и земной Иерусалим, был предназначен Божиему народу, но из-за его измены своему Иегове евреи передвинулись в первого на второе место, а вышний Иерусалим, как говорит апостол Павел, стал свободным и стал матерью для Церкви Иисуса!!!

Церковь Иисуса заняла место жительства на небесах, которое было предназначено Божиему народу Израилю. А предсказание этого печального поворота мы видим уже в Быт 9,27: «да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему».

Иафетяне (белокожие), из которых в основном состоит Церковь Иисус, будет жить в «шатрах» Симовых. От Сима происходит Божий народ – евреи. Эти шатры Сима символично указывают на вышний Иерусалим.

Но когда Господь Иисус, как Мессия в плоти пришёл к Своему народу Израилю, то минимум как на основании сообщений Мих 5,1-2 они должны были Его узнать и принять: «Теперь ополчись, дщерь полчищ; обложили нас осадою, тростью будут бить по ланите судью Израилева.

2 И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных».

Мало того, что Израильтяне страдали недостатком ведения (познаний) в В.Завете. Но Израильтяне (в основном их элита) не приняли Иисуса при Его пришествии в плоти на землю, хотя знали, что Он и есть Сын Божий – их Мессия!

Поэтому Господь Иисус вынужден над Своим народом произнести печальный приговор, Ос 4,6: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих».

Это очень печальный приговор Господа Иисуса над Своим народом, но он исполнится в 70-ю седьмину: все Израильтяне, за исключением остатка в 144000 душ погибнут в суде Божиего гнева.

А теперь зададимся вопросом: как обстоит дело с духовной пищей у детей Божиих? И здесь мы должны признать, что часто многие дети Божии проявляют неразборчивость в отношении духовной пищи.

Швейцарский овцевод (профессор) Филипп Келлер пишет в своём толковании Псалма 22 о причине, почему Господь Иисус избрал овец, как прообраз детей Божиих. Он доказал, что овцы являются самыми глупыми из всех животных. К примеру, они поедают многие ядовитые растения, от которых они могут быстро погибнуть.

Коровы и другие животные такие растения знают и ни за что не станут их есть. Коровы и лошади пьют исключительно свежую, прозрачную воду. Овцы в противоположность им пьют из любой грязной и вонючей лужи, которые кишат микробами и червями. Этот пример является крайне негативной картиной на детей Божиих.

Во многих местах Писания в Новом Завете Св.Дух предупреждает детей Божиих бежать идолопоклонства. Приведу по этому поводу несколько примеров:

Д.Ап 15,20: «а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе».

1Кор 10,14: «Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения».
1Ин 5,21: «Дети! храните себя от идолов».

Но с помощью сообщения в 1Кор 6,18 мы cможем в корень заглянуть идолослужению: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела».

Что «всякий грех, какой делает человек, есть вне тела» приводит большинство детей Божиих в смущение, в затруднительное положение. Но чтобы понять смысл этого сообщения мы должны исходить из второй части этого стиха: «а блудник (кто блудодействует) грешит против собственного тела».

Для разъяснения этого факта обратимся за помощью к 1Кор 12,18: «Но Бог расположил члены, каждый в [составе] тела, как Ему было угодно».

На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.