Стены Иерусалима, часть первая

Мир вам, дорогие слушатели. Рассмотрим с вами сегодня и в следующих двух передачах стены Иерусалима во времена царей. Я думаю, что при упоминании этой темы вы подумали: «хм, интересно, что можно сказать о стенах Иерусалима? Ведь Неем.3 такая скучная глава! Именно так и я думал, когда я впервые читал Библию и дошёл до этой главы. В 32-х стихах Святой Дух перечисляет 41 строительный участок. В этой главе перечисляется, кто что строил или что чинил в этой стене.Но как мне было стыдно и неудобно перед нашим Господом Иисусом, когда Он открыл мне духовные глаза на истинное содержание этой главы. Он показал мне, что в Библии, в Слове Божием, нет мелочей! И если любишь Иисуса, если любишь Его Слово и от всего сердца стремишься познать его, то Он начинает постепенно открывать на него глаза.

Так что ты  сможешь заглядывать в его глубины. Толкование этой главы является одной из моих первых исследований Святого Писания. И вот на примере этой работы я хочу вам показать, как следует скурпулёзно и с любовью заниматься исследованием Писания, чтобы в дальнейшем при самостоятельном исследовании, вы получили бы великое наслаждение.

Для наглядности и лучшего понимания этой темы я прилагаю в конце этой проповеди план Иерусалима, то есть план его стен и отдельных частей города. Я составил себе ведомость, которую тоже прилагаю в конце проповеди.

В эту ведомость я внёс 41 строительный участок стен Иерусалима и четыре части города (A, B, C, D). Часть А – это город Давидов или крепость Иевус, 1Пар.11,4-5: «И пошел Давид и весь Израиль к Иерусалиму, то есть к Иевусу. А там были Иевусеи, жители той земли. 5 И сказали жители Иевуса Давиду: не войдешь сюда. Но Давид взял крепость Сион; это город Давидов».

Как видите, с крепости Иевуса начал своё существование город Иерусалим. Это часть «А». Затем Сын Давида Соломон расширил город Иерусалим. В эту часть города входит и храм с прилегающей к нему территорией и другими постройками, который построил Соломон.

На плане города эта часть обозначена буквой «В». Последующие цари Израиля продолжали расширять город, что на плане обозначено буквой «С». Под буквой «Д» обозначено на плане города расширение Иерусалима времён эллинистов.

План города Иерусалима представляет собой довольно правильный прямоугольник. Для ориентировки скажу вам, что Овечьи, Рыбные и Старые ворота находятся в стене обращённой к северу. Такую ориентировку мы имеем с вами на всех картах мира: вверху находится север. Но я должен вам сказать, что Библейская ориентировка выглядит так, что вверху находится «восток». Тогда мы имеем слева – север, снизу – запад и справа – юг.

Но прежде чем мы приступим к рассмотрению восстановления стен Иерусалима, рассмотрим вкратце храм Соломона и храм Ездры-Неемии. Храм Соломона прообразно представляет 1000-летнее мирное царство. Восстановление храма Ездры-Неемии и стен Иерусалима можно духовно применить к восстановлению Церкви Иисуса во время реформации через Мартина Лютера и сегодня.

В течении 40-ка лет царствования царя Соломона в Израиле господствовал мир и покой при большом богатстве, 3Цар.10,23.27: «Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростью. И сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями, а кедры, по их множеству, сделал равноценными с сикоморами, [растущими] на низких местах».

Поэтому храм Соломонов был построен в мире и богатстве, прообраз на Божественное богатство и мир в 1000-летнем Царстве. Храм Ездры-Неемии был вновь построен, вернее восстановлен, после Вавилонского плена при большой бедности и постоянных атаках врага через язычников.

Хотя храм Ездры-Неемии из-за своей бедности нельзя было сравнивать с богатым храмом Соломона, но у пророка Аггея мы читаем о нём следующее, Агг.2,9: «Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф».

Сообщение Св.Духа через пророка Аггея указывает на то обстоятельство, что храм Ездры-Неемии посетит слава Божия в лице Иисуса Христа. Это мы видим также в Агг.2,7: «и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф».

Как и храм Божий, так и город Иерусалим и его стены были восстновлены из кучи обломков в бедности и при постоянном сопротивлении врага. Точно также была восстановлена Церковь Иисуса из обломков развала во времена реформации через М.Лютера.

Но великим желанием Св.Духа является также тот факт, чтобы в восстановлении стен города нам показать путь погибшего грешника ко Христу и его спасение, а также восстановление отдельных собраний в настоящее время.

Теперь мы рассмотрим восстановление стен Иерусалима и всех её элементов именно в той последовательности, как нам это в Неем.3 показывает Слово Божие. Каждое дитя Божие призвано высоким призванием трудиться в строительстве поместных собраний, а, следовательно, и в строительстве вселенской Церкви Иисуса.

Задание каждого верующего заключается в том, чтобы постоянно приносить стройматериал для строительства Божиего дома. И строить на основании, которым является Сам Иисус Христос, согласно, 1Кор.3,10-16: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на [нем];

 но каждый смотри, как строит. 11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. 12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — 13 каждого дело обнаружится;

 ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. 14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. 15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. 16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?».

Кроме этого на детей Божиих возлагается ещё другая обязанность, которая заключается в восстановлении стен святого города. В статье «Порядок в Божием творении» я подробно осветил вопрос о смысле и значении ворот в Писании. Но для лучшего понимания данной темы напомню ниже некоторые аспекты.

С одной стороны стены отделяют город от окружающего мира, от тех людей, которые находятся в этом мире. А с другой стороны стены служат защитой жителей города от нападения врагов. Стены полностью охватывают город и служат для той цели, чтобы  данное население сформировать в одно целое.

Следовательно, стены являются средством защиты и противостояния когда нужно отразить натиск врага. Стены служат для безопасности города и его жителей. Если мы это применим духовно к обстоятельствам нашего времени, то легко поймём смысл и назначение стен.

Божий город, место жительства Господа, Церковь Иисуса, пришла на основании наших грехов, нашей вины в упадок и стала для человеческого взора невидимой или незаметной. Должны ли мы, дети Божии, оставить Её в состоянии упадка? Ни в коем случае!!

Этой стеной является наш Господь Иисус Христос, является Бог, является Его Слово, Слово для спасения и для Его славы, как мы читаем в Зах 2,5: «И Я буду для него, говорит Господь, огненною стеною вокруг него и прославлюсь посреди него».

Иер.15,20: «И сделаю тебя для этого народа крепкою медною стеною; они будут ратовать против тебя, но не одолеют тебя, ибо Я с тобою, чтобы спасать и избавлять тебя, говорит Господь».

В заключение мы поймём, что отделение небесной семьи верующих, то есть святых, от всевозможного зла, в какой бы форме оно ни проявлялось, является обязанностью каждого Божиего слуги.

Это зло может проявляться как в отношении отдельного члена Церкви, так и в целом в отношении собрания, в моральном отношении, а также в учении, в религиозном и в мирском отношениях, в плотском и земном отношениях.

Церковь Иисуса следует защищать от зла, отделять Церковь от мира сего, чтобы семья верующих стала видимой для глаз мирских людей и могла быть ими узнана. Однако наше служение состоит не только в том, чтобы восстановить эту защитную стену Церкви, но мы должны заниматься и воротами.

Створки и косяки городских ворот на Ближнем Востоке изготавливались обычно из дерева, а затем они облицовывались бронзовыми (медными) или стальными листами.

Пс.106,16: «ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил».

Ис.45,2: «Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю».

А на крыше ворот строили обычно сторожевые башни, 2Цар.18,24: «Давид тогда сидел между двумя воротами. И сторож взошел на кровлю ворот к стене и, подняв глаза, увидел: вот, бежит один человек».

На площади у ворот совершались торговые соглашения и судебные процессы (Быт.23,10.18; Руфь 4,1; Втор.16,18; 21,19; 25,7). Когда враг осаждал город, сжигал ворота и в этом месте проникал в город, то мощь или власть города была сломлена (Суд.5,8; Втор.28,52).

Отсюда мы видим, что ворота символизируют силу и власть. Господь обетовал Аврааму, что его семя овладеет воротами его врагов, Быт.22,17: «то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих».

Это значит – господствовать над своими врагами. И далее читаем в Мтф.16,18: «и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».

Это значит: все ворота – вся власть тьмы не одолеет, не победит Церковь Иисуса! Стены городов на Ближнем Востоке, как и в нашем тексте, были снабжены высокими и прочными башнями, чтобы на них круглосуточно вести наблюдение и своевременно обнаружить приближающегося врага.

Читаю из книги 2Пар.26,9: «И построил Озия башни в Иерусалиме над воротами угольными и над воротами долины и на углу, и укрепил их».

Для нас, детей Божиих, в духе см. Ис.62,6-7. Поэтому башня символизирует бдительность, бодрствование.

А теперь по порядку рассмотрим все элементы стен Иерусалима согласно Неемии гл.3.

В общей сложности при восстановлении стен Иерусалима, как выше я уже заметил, мы имеем 41 строительный участок. Особое внимание обращаю на то обстоятельство, что перечисление строительных участков Святой Дух ведёт справа налево, то есть против часовой стрелки, от Овечих ворот в сторону башни Меа и башни Хананэла!!

Согласно числовой символике, число 41 означает «подъём». Движение против часовой стрелки указывает нам на выкручивание винта или шурупа. В технике это называют «правилом буравчика». При этом винт или буравчик поднимается вверх, поэтому получается подъём! Техника совпадает с символикой числа 41. Это не случайное совпадение.

В духе организованная работа по восстановлению стен Иерусалима означает духовный подъём отдельных детей Божиих или целого собрания. Ещё раз обращаю ваше внимание на то обстоятельство, что в Слове Божием не бывает мелочей, но все сообщения очень важны и чтобы научиться хорошо понимать Святое Писание, мы ничего не должны оставлять без внимания.

Иерусалим имел много ворот, но Святой Дух упоминает в нашей главе всего лишь 10 ворот, а в гл.12 при освящении стен – ещё одни ворота, то есть 11-е ворота. Итак мы будем рассматривать всего 11 ворот.

Число 10 символизирует человеческую ответственность! Итак строительство или восстановление отдельных собраний, а также приход погибшего грешника к Иисусу и его духовный рост, находится в ответственности детей Божиих.

В первую очередь, что и само собой понятно, мы встречаем первосвященника, духовного руководителя народа Елияшива и его братьев – священников. Овечьи ворота, которые находились в северной стене Иерусалима, расположены ближе всех других ворот от храма и предназначены для того, чтобы через них загонять овец для приношения в жертвы.

Овечьи ворота имели такую высоту, чтобы через них могли пройти только овцы. Если человек хотел через них пройти, то он должен был перебираться на четвереньках. Прообразно мы в этом видим приход в этот мир нашего Господа Иисуса, Божиего Агнца, Который так глубоко унизился, чтобы нас спасти и возвысить:

Флп.2,7-8: «но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной».

2Кор.8,9: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою».

Однако эти ворота напоминают нам ещё и о том, что, если погибший грешник приходит к Иисусу, чтобы спастись для жизни вечной и следовать за Господом, то он должен преклонить перед Господом свои колени.

Как мы читаем дальше в Флп.2,10-11: «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».

Обращаю внимание на то обстоятельство, что Овечьи ворота построили первосвященник Елияшив и его братья священники и по сравнению с шестью последующими воротами они вставили двери и освятили их, но о замках и засовах не идёт речь! Этот факт указывает на то обстоятельство, что желаемый и ожидаемый народом Мессия может придти в любое время.

Север является в Библии выражением проклятия на земле. Совершенно ясно мы это видим на основании нескольких примеров в Библии. Гора Гевал, на которой 6 колен Израиля произносили проклятие, расположена по отношению к горе Геризим на север. С горы Геризима произносили благословение.

Колена Дана, из которого по всем данным произойдёт антихрист, получил свой надел на севере Ханаана. Колено Иудино, колено благословения, из которого вышел Мессия, получил свой надел на юге Ханаана.

О царе северного государства Израиле Иоасе читаем во 2Пар.25,23: «И Амасию, царя Иудейского, сына Иоаса, сына Иоахазова, захватил Иоас, царь Израильский, в Вефсамисе и привел его в Иерусалим, и разрушил стену Иерусалимскую от ворот Ефремовых до ворот угольных, на четыреста локтей».

Согласно числовой символике, число 400 означает: признак, примета, знак. Следовательно ,этот пролом в 400 локтей является знаком грядущего суда над Иудой.

Иер.1,14: «А медный жертвенник, который пред лицем Господним, он передвинул от лицевой стороны храма, с [места] между жертвенником [новым] и домом Господним, и поставил его сбоку [сего] жертвенника на север»

Иер.4,6: «Выставьте знамя к Сиону, бегите, не останавливайтесь, ибо Я приведу от севера бедствие и великую гибель». (см. также Иер.6,22; 10,22; 13,22; 25,9; Иез.9,2-3; 10,4.18; 11,23).

Но наш Господь Иисус пришёл в этот мир не для того, чтобы судить, но для того, чтобы на Своём теле совершить Божий суд гнева над нашими грехами. Читаю следующие места Писания.

Ин.3,17: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него».

1Пет.2,24: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились».

Гал.3,13: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою — ибо написано: проклят всяк, висящий на древе».

Это же самое (что Христос сделался за нас проклятием) мы видим уже в 4Цар.16,14, где отступник-царь Ахаз построил алтарь для приношения жертв идолам, а медный алтарь всесожжения он отодвинул и поставил его рядом со своим к северу:

«медный жертвенник, который пред лицем Господним, он передвинул от лицевой стороны храма, с [места] между жертвенником [новым] и домом Господним, и поставил его сбоку [сего] жертвенника на север».

При восстановлении или при основании собрания мы, прежде всего, обращаемся к Овечьим воротам, к Божиему Агнцу, то есть к Голгофе, к драгоценной, спасающей крови Господа Иисуса, которая является фундаментом Слова Божиего, Его святого плана спасения согласно 1Кор.3,11: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос».

На всём пути на стенах Иерусалима ворота чередуются со сторожевыми башнями, которые, как мы уже знаем, символизируют бдительность или бодрствование. Прошу запомнить, что мы идём по северной стене Иерусалима от правого угла влево, то есть против движения часовой стрелки.

Следующими воротами от Овечьих ворот являются Рыбные ворота. А между Овечьими и Рыбными воротами сразу возле Овечьих ворот находится башня Меа. Если смотреть с духовной точки зрения, то Овечьи ворота указывают также на момент встречи погибшего грешника с Иисусом и его покаяния.

При первых шагах своего хождения за Иисусом на пути веры вновь покаявшийся человек встречает на своём пути башню Меа. Это значит, что при чтении Библии Святой Дух призывает его быть бдительным на пути следования за Иисусом. Читаю места подтверждающие это.

Мтф.26,41: «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна».

Лук.21,36: «итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Сына Человеческого».

(см также: Д.Ап.6,4; Евр.6,12.15; Прт.10.28; 1Пет.5,8.9).

Итак мы видим подряд две башни: Меа и Хананэл. Число 2 означает свидетельство или познания. Своих учеников Господь Иисус посылает по два для распространения познаний Евангелия, то есть свидетельствовать Израильскому народу о цели пришествия Иисуса ввести народ в 1000 летнее Царство.

Об этом свидетельствует тот факт, что Иисус дал им власть над нечистыми духами. То есть ученики получили власть совершать знамения, что указывает на 1000 летнее Царство, Мрк.6,7: «И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами».

Следовательно, две башни призывают уверовавших быть бдительными и нацеливают одновременно на то, чтобы свидетельствовать погибшим грешникам о радостной вести с Голгофы.

Переходим к Рыбным воротам, которые расположены сразу за башней Меа. При рождении человека свыше, на основании первой любви к Иисусу и к другим погибшим грешникам, многие христиане имеют великую радость и желание стать ловцами человеческих душ. Это и логично и Слово Божие подтверждает, что не каждый христианин может стать проповедником.

Но ловцом человеческих душ может и должен стать каждый христианин, так как для этого не требуется глубоких познаний Писания. Требуется большая любовь к Иисусу Христу и к погибшим грешникам.

Если мы любим нашего Господа Иисуса осознав Его великую любовь к нам и желаем прославить Его и небесного Отца, то не можем равнодушно пройти мимо Рыбных ворот.

Ин.14,12: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду».

Ин.15,8.16: «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками,   Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал…»

(см. также: Ис 49,24.25; 55,10-11; Еккл 11,1.4.6; Мк 1,17).

Наш Господь Иисус очень желает, чтобы все дети Божии принимали активное участие в строительстве Церкви хотя бы посредством молитвы за всех погибших грешинков мира сего,

Мтф.9,37-38: «Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало;  итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою».

1Тим.2,1-2: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, 2 за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте».

Господь Иисус просит всех искупленных молиться за всех людей мира, чтобы через распространение Евангелия скорей вошло полное число язычников, чтобы скорей спаслась последняя душа и Господь мог придти за Своей Церковью и покончить со всеми грехами на земле как со стороны демонов, так и со строны погибших грешников.

Переходим к Старым воротам, которые находятся тоже в северной стене Иерусалима по ходу нашего движения сразу около Рыбных ворот. Мы только что говорили о первой любви к Иисусу непосредственно после покаяния, но…! Теперь приходит это «но».

Но после этой первой любви – благодарение за спасение быстро отступает на задний план, затухает, как у тех девяти прокажённых, Лк.17,15-18: «Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, 16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. 17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? 18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?».

Прочитав несколько раз Библию, дети Божии часто становятся высокомерными и гордыми и при обсуждении Слова Божиего говорят: «да, это я уже знаю, а это мне тоже знакомо», а в действительности не знают, что они нищи и слепы, Отк.3,17: «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг».

Поэтому такие дети Божии отваживаются сказать, что Библия является скучной и старомодной книгой. Многие из них возвращаются к прошлой жизни, к старому. И это случается потому, что мы любим грех, любим этот мир больше, чем Господа Иисуса. Именно на эти обстоятельства указывают Старые ворота.

Большая часть искупленных приходит правда в собрание, но без интереса и, не имея большой любви к нашему Господу Иисусу, так как они остались поверхностными в Библии и не рассматривали нашего Первосвященника, не познали личность Иисуса Христа!! Поэтому они странствуют в таком состоянии лени и равнодушия в пустыне мира сего.

Но христиане, которые в своём хождении за Христом оставляют о себе хорошее свидетельство, не делают с этим миром комромиссов, и от всего сердца любят Господа Иисуса и соблюдают Его заповеди.

Об этом мы читаем в Ин.14,15: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». Они верно следуют за Господом Иисусом, поэтому имеют  в своей жизни проблемы. Их презирают даже тёплые христиане и они незаслуженно страдают.

Такую картину жизни верных христиан мы видим в длинном отрезке стены, начиная от Старых ворот и до Навозных. На этом пути нет никаких сооружений на стене, поэтому на первый взгляд кажется, что здесь ничего особенного не происходит.

При этом мы должны пройти полностью западную стену Иерусалима сверху вниз до ворот Долины, которые находятся на углу между западной и южной стенами Иерусалима. Западная и южная стены города граничат с долиной Енномовой (Неем.11,30).

Эта долина известна тем, что в ней Израильтяне приносили своих детей Молоху в жертву, сжигая их на специально устроенном идоле. Читаю некоторые места Писания.

Иер.7,31: «и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило».

Лев.18,21: «Из детей твоих не отдавай на служение Молоху и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь».

Лев.20,2: «скажи сие сынам Израилевым: кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти: народ земли да побьет его камнями».

В этой же долине сжигали весь мусор и нечистоты, вывозимые из Иерусалима, так что там можно было наблюдать постоянный огонь. Название этой долины не случайное. Греческая форма этого имени гласит: Geh-Hinnom = долина рыдания, жалобного плача, стона.

Поэтому долина Енномова символично указывает на геенну, то есть на огненное озеро, где согласно, Мтф.13,41-42: «пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, 42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов».

Поэтому путь по западной и южной стенам Иерусалима представляет собой «долину смертной тени» для детей Божиих, как сказано в Пс.22,4. Путь, по которому верные христиане должны пройти в пустыне мира сего. Здесь имеется ввиду весь духовный жизненный путь истинных христиан, а не только определённый отрезок жизни детей Божиих.

На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.