Кульминационные моменты, часть третья

Мир вам, дорогие слушатели. Продолжаем рассмотрение темы «Кульминационные моменты в жизни Иисуса с точки зрения евреев». Мы с вами пришли к седьмому пункту, который гласит:

Учение Иисуса противостоит доктрине фарисеев (Ин.9:1-2; 3-41; Исх.34:6-7)  За основной текст возьмём из Евангелия от Ин.9,1-2, зачитываю этот текст: «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. 2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?»  Странный вопрос ставят ученики в отношении слепорождённого: «кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» В соответствии с книгой Исх.34,6-7: «наказывающий вину отцов в детях и в детях детей», грехи отцов переходят на детей, внуков и так далее.

Поэтому возможно, что его родители или прародители согрешили и ребёнок родился слепым. Эта часть вопроса была бы ясна! Но за этим вопросом скрывается намного больше. Как может кто-то до своего рождения согрешить и на этом основании родиться слепым? Для нас это действительно бессмысленный вопрос.

В «Новом-Аге-движении» есть люди, которые злоупотребляют этим стихом, чтобы доказать, что (в реинкарнации — перевоплощении) много столетий назад люди жили и грешили, а теперь несут за это ответственность. Но в иудаизме никто не верил в реинкарнацию. Поэтому это обстоятельство не являлось основанием их вопроса.

Постановка вопроса исходит из особой фарисейской проповеди. Их учением являлось: если кто-нибудь рождался слепым, то только потому, что имелся налицо особый грех у родителей или у самого слепого! Но как может кто-нибудь до своего рождения согрешить и затем, в наказание от Господа, родиться слепым?

Итак, родиться слепым, было двойным грехом. Считалось, что родившийся слепым,  не сможет в своей жизни стать зрячим. Разве только, что придёт Мессия! Исцеление слепорождённого является привилегированным, исключительно мессианским чудом, которое совершил Иисус.

Если мы знаем рамки и подоплёку этой истории, то лучше поймём эти вещи последовательно, чем так, как они протекают перед нашими глазами. Прежде всего, Иисус откорректировал учение фарисеев! Нельзя верить в то, что кто-нибудь может согрешить в утробе матери. И родителей нельзя обвинять. Если Бог хочет, то Он может в этом прославиться!

Господь Иисус исцелил этого человека в субботу, что, согласно учению фарисеев, было запрещено. До этого Он исцелял слепых, но без всяких приготовлений. А в этом случае Он исцелил его особым образом: «Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому».

Но этим действием слепой ещё не был исцелён! Иисус посылает его умыться в Силоамской купальне. Только после этого он впервые в жизни стал видеть.

Почему Иисус шёл этой длительной процедурой? Мы уже знаем, что Он находился в противоборстве с Мишной и постоянно сознательно нарушал её. Так случилось и в этом событии. Раввины учили, что слепого нельзя исцелять в субботу.

Запрещено вливать вино в его глаза, также брение из плюновения и пыли. Согласно Мишны не запрещено исцеление, но фарисеи издали специальное руководство в отношении КАК! А Иисус исцелял методом, противоречащим предписанию фарисеев.

В Иерусалиме было несколько прудов, которые можно было легко и быстро достичь. Но слепой должен был пойти труднейшим путём.

Из одной части Иерусалима спуститься по ступенькам в другую часть Иерусалима — город Давидов. Это было трудно даже зрячему, тем более слепому!

Почему Иисус послал его к этому пруду? Если рассмотрим в тексте все взаимосвязи, то это было в дни кущей. Священник спускался от храма к этому пруду и наполнял из него кувшин водой.

После этого он снова поднимался ко храму, чтобы исполнить определённую церемонию. По этой причине данный пруд больше посещали. Массы людей видели, что происходило с этим слепым, поэтому весть о мессианском чуде молниеносно распространилась в городе.

Но из-за этого фарисеи попали в проблематичную ситуацию. С одной стороны свершилось чудо, которое мог совершить только Мессия. С другой стороны оно совершено в субботу, что запрещено старейшинами, но не Богом! Это является противоречием в этом чуде. Народ привёл исцелённого к фарисеям, чтобы выяснить дело.

Ст.13-17 Бывшего слепого опрашивают, но его ответ не помог им. Фарисеи начали рассматривать его исцеление «под лупой». Но так как они не могли придти к общему мнению и высказывали только предположения, поэтому для выяснения этого вопроса решили опросить его родителей. Быть может он вовсе не слепорождённый, а ослеп позднее? Тогда это было бы не мессианское чудо!

Ст.18-22. При опросе его родители подтвердили два факта: 1. Он их — сын и 2. он рождён слепым! Таким они знают его от рождения! Тогда они снова спросили родителей: «Как же он может видеть?» Ответ родителей читаем в ст.21. Но Иисуса, как Мессию они не могли и не хотели подтвердить, ибо тогда их немедленно исключили бы из синагоги. Таким образом, фарисеи не имели для народа определённого ответа!

Ст.23-34. Поэтому бывшего слепого опрашивают 2-й раз. Когда мы это читаем, то видим, что в их словах звучит абсолютная нелогичность и неуверенность. Ст.24: «воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник».

Это действительно не является логичным доказательством, ибо если верующий должен был сказать: «Слава Богу, Он является грешником!», то это абсурд. Мы славим Господа за многие вещи, но только не за грешника! Не так ли? И тем более, что Бог — грешник! Но именно это должен был сделать бывший слепой!

До этого момента исцелённый оставался спокойным, но в ст.25 он выразил фарисеям своё мнение, которое можно следующим образом растолковать: «Вы были мои учителя и учили меня, что я останусь слепым, пока придёт Мессия!

И вот пришёл этот человек и исцелил меня! Если я возьму в основу то, чему вы меня учили, то он должен быть Мессией. А теперь вы меня призываете прославлять Бога, что Он грешник? Можете ли вы мне это объяснить? Я не понимаю вашу логику!

Ст.26 В ответе фарисеев видна беспомощность: «Расскажи нам ещё раз твою историю!» Они хотели найти какую-нибудь лазейку, через которую могли бы пролезть. Но исцелённый больше не молчал!

В ст.27 он возражает им: «я уже сказал вам, и вы не слушали; что ещё хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?» То, что он высказал и приписал фарисеям, было действительно не малым делом. Соответственно и они отреагировали! «Ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики; мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, Сего же не знаем, откуда Он».

Ст.30 «Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи!» Этим он сказал, что духовные учители Израиля должны бы знать, откуда Он и кто Он.

Ст.32 «От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорождённому!» Были сообщения, что люди, потерявшие при каких-то обстоятельствах зрение, были излечены, но слепорождённый — ещё никогда! Поэтому такое исцеление называется мессианским чудом. Весь этот разговор закончился тем, что его выгнали из синедриона и из синагоги.

Это было телесное исцеление этого человека.

Теперь следует духовное исцеление.

Ст.35-41 Помните о том, что этот слепорождённый никогда не видел Иисуса. Когда Господь послал его к Силоамской купальне, то он был всё ещё слепым. И вот в ст.37 Иисус представляется ему. Здесь мы видим, как один еврей поклоняется другому. А это возможно только в том случае, если Он Мессия — Бог! Этот исцелённый вырвался из телесной и духовной слепоты к полному свету Мессии!

В ст.39-41 показано, что фарисеи представляют сторону мрака, потому что они отказались верить!

В отклонении фарисеями Мессии при совершении этих трёх чудес мы можем видеть их специфическую позицию:

  1. 1.  Исцеление еврейского прокажённого было для них поводом к исследованию: может ли Он претендовать на титул Мессии!
  2. 2.  При изгнании немого демона они отклонили притязание Иисуса быть Мессией.
  3. 3.  При исцелении слепорождённого они отклонили еврейских последователей Мессии и исключили их из народа! Такую обстановку мы видим и сегодня в Израиле!

Поворот в жизни Иисуса (Ин.11; Мтф.16,1-4)

Ин.11 Вспомним, что в жизни Иисуса мы видим поворот. Если до изменения тактики творимые Иисусом чудеса были знамением для Израиля, то после этого Иисус творил чудеса лишь с целью обучения Своих учеников. Для Его нации — евреев — оставалось только одно знамение: знамение Ионы, как знамение воскресения!

После отвержения Иисуса фарисеи снова требуют знамение (Мтф.16,1-4). Однако Иисус повторно отвечает, что даст только одно знамение — знамение Ионы!

В Ин.11 дано много важных признаков воскресения человека. А выше я упомянул, что знамение Ионы проявится в трёх случаях:

  1. 1.  при воскресении Лазаря,
  2. 2.  при воскресении Иисуса и
  3. 3.  при воскресении двух свидетелей согласно Отк.11.

Лазарь был не первым, кого Иисус воскресил из мёртвых. О двух других воскрешениях Библия сообщает совсем кратко. Немногие люди были свидетелями этих воскрешений. А кто видел, тех останавливали и просили не распространять виденное.

Воскресение Лазаря образует по отношению к предыдущим контраст. В 44 стихах сообщается много деталей. Это воскрешение было чем-то особым! А так как присутствовало много свидетелей, то оно имело и особое действие.

Это было знамение, которое Иисус им обещал. Присутствующие были призваны дать этим знамением индивидуально ответ. Если мы поймём роль воскрешения Лазаря, как оно протекало в отношении Мессии, тогда лучше поймём и всё событие.

В ст.1-5 Иисуса извещают, что Лазарь сильно болен. Цель сообщения: позвать Иисуса, чтобы Он быстрее пришёл. Он должен был исцелить Лазаря прежде, чем он умрёт. Но Иисус реагировал совершенно иначе. Путь до Вифании можно было пройти за один день.

Но Он решил пробыть в том месте, где находился, ещё два дня (ст.6). И только после того, как Лазарь умер, Он пошёл назад в Иудею. По прибытии Иисуса в Вифанию, прошло уже четыре дня как Лазарь умер. Для еврейских комментаторов эти четыре дня очень важны!

Если человек умирал, то, по их мнению, душа умершего три дня парит над могилой. В таком случае была бы возможность оживления, как было с дочерью Иаира (Мрк.5,22) и юношей в Лук.7,14.

Но в конце третьего дня душа умершего уходит в преисподнюю, поэтому с этого момента оживление больше невозможно! Тогда следовало ожидать только воскресения в последний день. И когда придёт Мессия (в последний день), тогда Лазарь снова воскреснет!

Но так как воскресение Лазаря должно быть знамением для Израиля, то Господь так вёл себя, чтобы исключить всякое сомнение в Его мессианстве.

В ст.42 Иисус говорит, что Он так поступил ради народа, чтобы поверили, что Отец небесный послал Его как Мессию. Из этого стиха также ясно видно для кого совершено это чудо. Оно совершено абсолютно не ради Марфы и Марии, а для того, чтобы можно было призвать всех свидетелей высказать свою точку зрения.

В ст.44 видим, что Лазарь воскрес и таким образом первое знамение Ионы исполнилось. (Пророческое значение воскресения Лазаря см. «Исцеления, совершённые Иисусом в субботу».) А далее мы видим, как разделяются духи!

Многие Иудеи уверовали (ст.45), а другие пошли к «духовному руководству», чтобы рассказать, что сделал Иисус (ст.46). Фарисеи совершенно точно знали, что, это то знамение, которое Иисус хотел им дать. И народ понял, что произошло!

Против этого события у фарисеев не было больше аргументов, чтобы превратно истолковать свершившееся.

В ст.47 фарисеи собрали синедрион и решают, что делать с Иисусом. При этом идут в своей ненависти дальше, чем в принятом решении в Мтф.12. Тогда мессианское притязание Иисуса отклонили с обоснованием: Он одержим демоном!

На этот раз они приговаривают Его к смерти (ст.53). Это решение было распространено среди народа. Фарисеи дали приказание для всех, чтобы их уведомили, где Он будет. Это решение синедриона является первым отклонением знамения Ионы!

Провозглашение Иисусом «горя» (Мтф.23; Лук.19,40)

Это большая тема. Осуждение Иисусом фарисеев и книжников является осуждением людей того времени, ТОГО ПОКОЛЕНИЯ!

Этим осуждением Иисус заканчивает Своё открытое служение, начатое три года назад в праздник Пасхи. Он заканчивает его также в праздник Пасхи, как Жертва!

В этой главе мы имеем три отрезка. Первый отрезок заключён в ст.1-12, где Он говорит Своим ученикам о фарисеях. Он подчёркивает 4 вещи:

  1. 1.  Ст.1-3 характеризуют фарисеев лицемерами.
  2. 2.  Ст.4 сообщает о том, что, возлагая на людей заповеди старцев — Мишну, фарисеи становятся виновными, так как сами её не выполняют.
  3. 3.  Ст.5-7 сообщают, что фарисеи виновны и в том, что живут абсолютно самоправедно. Они придерживаются заповедям Моисея, однако не исполняют их в духе смирения, но лишь постольку, чтобы показать людям свою «праведность».

Они увеличивают молитвенные шнуры и кисти (воскрилия одежды), которые рекомендовались по закону. Эти вещи они необычно раздували, чтобы люди видели, насколько они «духовны и праведны». Но это не праведность закона!

  1. 4.  Фарисеи страдали болезнью титула и заставляли называть себя равви, учителем, отцом или наставником. Достижение этих титулов было их высшим желанием, ибо титул давал им власть и авторитет среди их учеников. Причём намного больше, чем они достигали посредством деятельности обучения.

Ученик Мессии тоже должен обладать определённой характеристикой. Но она совершенно противопоставлена тому, что Иисус вынужден здесь клеймить!

Провозглашением семикратного горя по поводу различных грехов во 2-ой части главы (ст.13-36) Иисус обращается непосредственно к фарисеям. Эти «горе» подобны кругу, так как 1-е и 7-е  горе по содержанию одинаковы.

Первое горе: в ст.13 осуждает их, потому что они отвергают Его мессианство и совращают народ.

Второе горе: в ст.15 провозглашает осуждение над тем фактом, что для своего лицемерия они ищут ещё прозелитов, чтобы наставить их в своём учении. Впоследствии эти прозелиты становились намного хуже, чем сами фарисеи.

Третье горе: в ст.16-22 провозглашается потому, что они меняют (путают) приоритеты, как они находили верным. Второстепенным вещам они приписывали глубокий и святой смысл и совершенно забывали Того, Который освящает. В отношении раввинского учения Иисус привёл два примера:

  1. 1.  Если ты клянёшься храмом, то ты можешь свою клятву не держать. Но если ты клянёшься золотом храма, то клятву следует держать! Что делает золото святым? Храм, но не наоборот! Но они имели свои собственные толкования!
  2. 2.  Кто клянётся алтарём, тот может клятву не держать. А если кто-то клянётся жертвой, которая лежит на алтаре, тот должен клятву держать. Что освящает жертву? Алтарь, на котором она лежит!

Четвёртое горе: в ст.23-24 провозглашается по отношению менее значительных вещей закона, потому что важные они убрали в сторону. Взять десятину с мельчайшего зерна считалось корректным. Но более важные вещи были: суд, милость и вера. Этими они не занимались.

Пятое горе: в ст.25-26 провозглашается по отношению того, что они заботились только о внешнем, а внутреннее содержание закона не исполняли. Но каждое очищение происходит изнутри наружу. Только внешнее очищение не очищает внутреннее!

Шестое горе: в ст.27-28 провозглашается над лицемерием. Снаружи они выглядят очень хорошо, своевременно приходят на служение, но внутри они полны костей мёртвых и всякой нечистоты. Во время провозглашения этих шести «горе» Иисус пять раз говорит им: «слепые!»

Седьмое горе: в ст.29-36 провозглашается, которое является расширением первого горя. Здесь они осуждаются, потому что они отвергли Мессию, как это предсказали пророки. Они осуждаются не только за отвержение Мессии, но и за пролитую кровь ветхозаветных пророков.

Ибо каждый из этих пророков сказал что-то о Мессии. Последним пророком был Малахия, который пророчествовал 400 лет до пришествия Иисуса. И если после всех этих пророчеств Его отвергли, то они стали виновными в крови всех пророков, которых их предки убили. Поэтому в отвержении Мессии ЭТО ПОКОЛЕНИЕ стало вдвойне виновным.

Иисус часто цитировал места из Ветхого Завета. И если Он пользовался им, то мы должны знать еврейскую последовательность записи книг, а не так, как они перечисляются в христианской Библии. Число книг Ветхого Завета (43) у них такое же, как и у нас, но порядок перечисления книг — иной!

Первой книгой является Генезис — Бытие – 1книга Моисея, что то же самое. Но последней является не Малахия, а 2-я книга Паралипоменон. В ст.35 Иисус назвал два имени:

  1. 1.  Авеля из Бытия и
  2. 2.  Захарию из 2Пар.24,20-21.

В том, что Он назвал два этих имени, Он хотел следующее выразить: «Вы, представители Израильского народа, ответственны за всё, что случилось от первой до последней книги еврейской Библии». Это была для них образная речь.

Библия открывает нам Божию речь! Всё Писание, от Бытия до Откровения является духовной единицей, образной речью Бога.

Ст.36 снова сообщает, «что всё сие придёт на РОД СЕЙ». Иисус ещё раз подчёркивает, что это является особым грехом ЭТОГО ПОКОЛЕНИЯ и суд за этот грех будет совершён над этим народом — ЗА ГРЕХ ПРОТИВ СВЯТОГО ДУХА!

В 3-ей части этой главы (ст.37-39) Иисус заканчивает Своё открытое служение и сетует: «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья» — взять Свой народ под защиту. Он пришёл с целью создать на земле Божие Царство, но в конце ст.37 Он вынужден сказать: «и вы не захотели!»

В ст.38 Господь пророчествует: «Се, оставляется вам дом ваш пуст». Под домом всегда подразумевается храм, который был разрушен ровно через 40 лет после Голгофы. Руководству Израиля Иисус говорит в ст.39: «Ибо сказываю вам; не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: «благословен Грядый во имя Господне!»

Если мы будем соблюдать еврейские взаимосвязи, то поймём, что это приветствие является специальным мессианским приветствием Желанного. Раввины учили, если придёт Мессия, то Его следует встретить этим приветствием. Эти слова взяты из Пс.117,26. Но в ст.22 этого Псалма говорится также: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла».

Когда Иисус въезжал перед Пасхой на осле в Иерусалим, то народ приветствовал Его этими словами. Руководители призывали Его воспрепятствовать этому. Но Иисус ответил им: «Сказываю вам, что, если они умолкнут, то камни возопиют» (Лук.19,40).

Теперь Он ясно говорит этим руководителям: «не увидите Меня отныне, доколе..!» Это было явное пророчество по отношению Его  пришествия для суда ЭТОГО ПОКОЛЕНИЯ. По окончанию времени благодати Господь восхитит Свою Церковь на небеса и будет с Ней семь лет праздновать свадьбу.

А на земле в это время будет семь лет суда — 70-я седьмина, суда над Израилем. В первую половину этой седьмины среди евреев будут трудиться два свидетеля Господа (Отк.11), а на земле будет относительный, ложный мир.

Два свидетеля смогут плодотворно трудиться среди Израиля лишь потому, что Господь снимет покрывало с глаз Своего народа и многие примут Его своим Мессией (Зах.12,10). Из всех тех, которые Его примут, остаток в 144000 Господь спрячет на 3,5 года в расколотой Элеонской горе, чтобы затем начать с ними 1000 летнее Царство.

Именно это поколение будет приветствовать своего Мессию словами из Мтф.23,39 «благословен Грядый во имя Господне!» Но присутствие Его будет духовным, ибо оптически, в плоти никто не будет и не может видеть Иисуса на земле!

Несколько дней спустя, после того как Он это сказал, свершилось второе знамение Ионы: Воскресение Иисуса!

Но и второе знамение Ионы, которое описано в Деян.1-8, было руководителями Израиля отвергнуто.

Побитие Стефана камнями в книге Деян.7 является отвержением третьего знамения Ионы. В этой истории следует отметить чрезвычайно важный момент в отношении спасения Господом Своего народа. В ст.55 этой главы мы читаем: «Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, СТОЯЩЕГО одесную Бога».

По заданию Отца Иисус выполнял на земле священническое служение: «Быв наречён от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» (Евр.5,10). Священники в Ветхом Завете являлись прообразами Иисуса. Своё служение священники совершали стоя (2Пар.7,6; Иез.44:11,15).

То обстоятельство, что Стефан видел Иисуса стоящим, говорит о том, что Иисус ещё надеялся, не потерял надежду, что евреи повернутся к Нему лицом и примут Его своим Мессией. Короче говоря, Иисус находился ещё на священническом служении по отношению к Своему народу — евреям!

После убийства Стефана: отвержением третьего знамения Ионы для Израиля кончились все шансы на спасение!

Поэтому в дальнейшем видим Иисуса сидящим: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос СИДИТ одесную Бога»

«…пренебрёгши посрамление, и ВОССЕЛ одесную престола Божия» (Кол.3,1 и Евр.12,2б).

С этого момента судьба Израиля предрешена: суд в 70-ю седьмину, а Иисус пришёл в полный покой (сел) и занимается созданием Своей Церкви.

Начиная от книги Деян.8 (8 означает новое начало: это новое начало Иисус сделал с язычниками!) Евангелие переходит к язычникам. Вплоть до второго знамения Ионы синедрион постоянно отвергал Иисуса. Но, несмотря на это, Евангелие оставалось у евреев.

Согласно Деян.1-7 оно преподносилось только отдельным группам евреев. В этих проповедях призывали лично каждого еврея верить в Мессию Израиля — Иисуса. Как мы уже слышали, Израильский народ стоял под национальным, но не под индивидуальным грехом.

Евреи, как нация, стояли при этом поколении под Божиим судом; им не было больше возврата. Суд должен свершиться! Но в индивидуальном порядке каждый израильтянин мог избежать этот суд через веру в Мессию.

В истории Церкви учили, что евреи генерально стоят под вечным судом. Но это не соответствует Писанию. В книге Деян.2,38-40 апостол Пётр учит евреев верить в Иисуса, Мессию Израиля.

Его проповедь покаяния заканчивается словами: «спасайтесь от рода сего развращённого», который стоит под неминуемым Божиим судом. Поэтому каждый отдельный еврей, уверовав в Иисуса, избегает этот Божий суд. Эта мысль красной нитью проходит через все деяния Апостолов.

Краткое, но очень важное сообщение для лучшего понимания данной статьи и всех 4-х Евангелий, описывающих деятельность Иисуса на земле:

  1.   Все знамения, которые творил Иисус, являются чудесами, но не все чудеса являются знамениями!
  2.   Все знамения, которые творил Иисус, касаются только Израиля и указывают на 1000 летнее Царство!  Аминь.