Семь праздников Иеговы

Продолжаем рассматривать тему «Жертвы согласно книге Левит». Сейчас мы переходим к теме, которую лучше назвать «Взаимосвязь между праздниками и жертвами», но поскольку мы коснёмся не всех праздников, то мы  так и озаглавили нашу тему. Всё же поразительно, с какой хлопотливой хозяйственностью определил Бог тогдашние прообразы, чтобы нам показать порядок будущих событий.

Семь праздников Иеговы были связаны с законом Ветхого Завета; они были «святыми» и Господь называл их «Мои праздники». Читаю из книги Лев.23,2: «объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних, в которые должно созывать священные собрания. Вот праздники Мои…».

Поэтому нас не удивляет, если противодействия строго наказывались. Читаю из книги Лев.23,29-30: «а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего; и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее».

Аналогичные предписания смерти за непослушание мы находим также в связи с другими праздниками, например при Пасхе в книге Исх.12,15: «…душа та истреблена будет из среды Израиля».

Бог хотел, чтобы с Его Словом обходились строго и щепетильно. Эти вещи находятся в большой взаимосвязи с вечерей воспоминания смерти Иисуса, а в связи с ней находится и наше очищение, предшествующее вечере. Это имеет для нас величайшее значение, 1Кор.11,30: «От того многие из вас немощны и больны и немало умирает».

В этом месте у нас возникает вопрос: имеем ли мы в Слове сообщения или даже указания, чтобы сегодня во время благодати, ещё праздновать эти праздники? Вводятся ли Богом, и вменяется ли нам соблюдать для нас праздники: Пасху, Троицу или прекрасный день Рождества с ёлкой и украшениями на ней, с задушевными псалмами и подарками сюрпризами?

Прежде всего мы обнаруживаем, что только Бог, Господь, обладает авторитетом вводить  и учреждать праздники. Ни в Ветхом, ни в Новом Заветах, Бог не давал когда-либо людям задание или полномочие определять и вводить праздники.

А с другой стороны мы видим, что праздники упоминаются Богом только в Ветхом Завете и только в связи с законом. В Новом Завете со стороны Писания нет праздников! Вышеназванные праздники Рождества и ему подобные, которые имеют место в жизни, берут своё начало от государственной религии.

Во времена возникновения государственных религий эти, так называемые «христианские» праздники оказывали через мирские законодательства большое влияние на церкви и собрания.

Названные в книге Левит гл.23 семь праздников были даны только израильскому народу, были учреждены и пригодны исключительно только для времени закона. Эти праздники были неравномерно распределены на весь год.

Особая важность этих семи праздников, если мы их рассмотрим с точки зрения Слова, заключается в пророческой линии.

Пророческое измерение семи праздников

Поразительно то, что эти семь праздников показывают нам события, как в жизни дитя Божиего, так и события в ходе строительства Церкви Иисуса. Последовательность протекает в следующем порядке:

Ветхий Завет

Новый Завет

1 Праздник Пасхи Голгофа – Спасение
2 Праздник опресноков Очищение
3 Праздник первого снопа Пасха – Плод
4 Праздник недель Пятидесятница – Исполнение Духом и помазание
5 Праздник труб Пришествие Господа за Церковью
6 Праздник примирения Судилище Христа
7 Праздник кущей Покой в вечности

Как мы видим из этого обзора, ветхозаветные праздники являются прообразами существенных событий в отношении Церкви.

1. Праздник Пасхи

Праздник Пасхи был особым воспоминанием для израильского народа об освобождении его из рабства Египта. Этот праздник указывает на освобождение от власти врага и полученной свободе. Лишь жертва могла вызвать такое удивительное изменение: это был пасхальный агнец.

В этой жертве мы видим не только замещение, но сильное указание на Христа. Действие той жертвенной крови, которой следовало помазать оба косяка и перекладину дверей, было так велико, что действующий в ту ночь в Египте ангел суда не мог повредить всем израильтянам «стоящим под этой кровью».

Суд постиг Египет, а не Израиль, который стоял под защитой этой крови!

Слово «Пасха» означает – «проходить мимо», ибо суд прошёл мимо тех, которые стояли под защитой крови. Пасха был единственным праздником, в котором каждый должен был закалывать жертвенное животное  не в храме! а у себя дома, либо у соседей, либо у родственников.

Праздник Пасхи и выход Израиля из Египта совершились в месяце авив. С этим месяцем Бог ввёл для Израиля новое исчисление времени. Поэтому в книге Исх.12,2 сказано: «месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года».

Хотя в это время ещё не было «праздника опресноков», но уже в первый день Пасхи должны были убрать из дому всё квасное. Читаю из книги Исх.12,15: «с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля».

Следовательно, выход нового израильского народа из Египта начался четырнадцатого дня нового месяца, как Пасха.

Признак Пасхи в Новом Завете – Спасение

Значение Пасхи сегодня: вечное спасение. Равным образом, как суд смерти в Египте прошёл мимо израильтянина, так же и вечная смерть прошла мимо каждого спасённого в Новом Завете. Для Израиля праздник Пасхи был памятью этого дня.

Читаю из книги Исх.12,14: «И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; [как] установление вечное празднуйте его».

Для нас сегодня преломление хлеба означает воспоминание Его смерти: «…ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор.5,7).

Поэтому трижды находим в Новом Завете слова Иисуса: «…сие творите в Моё воспоминание»:

Лук. 22,19: «…сие творите в Мое воспоминание».

1Кор. 11,24: «…сие творите в Мое воспоминание».

1Кор. 11,25: «…сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание».

Кровь закланного в Пасху агнца обеспечивала защиту каждого дома тогдашнего народа Израиля. Равным образом мы имеем сегодня в Крови Иисуса:

1.  очищение от наших грехов,

2.  защиту от второй смерти, от ада,

3.  защиту от определённых грехов.

Всё это стало нашим через общение Его Крови. Как в Ветхом, так и в Новом Заветах жертва присутствует для виновного замещающе. Вершина нашей благодарности находится в воспоминании Его смерти при совершении благодарственной молитвы Богу.

Эту искреннюю и сердечную форму преклонения Богу мы находим уже в прообразе праздника Пасхи. Читаю в книге Исх.12,27-б: «…И преклонился народ и поклонился».

2. Праздник опресноков

Этот праздник стоял под указанием «уничтожить квасное в домах». Нам бросается в глаза, что оба этих праздника по времени непосредственно касались друг друга. Пасха была 14-го числа первого месяца авива, а 15-го – на следующий день – начинался второй праздник, праздник Опресноков. Закваска, то есть квасное означает в Святом Писании образом греха.

Устранение всей закваски в этом размере, во всяком случае, могло быть предпринято после того, как прошёл суд. Сначала нужно было заколоть жертвенного агнца. Это значит: без пролития крови нет прощения.

Признак Опресноков в Новом Завете – очищение

Значение праздник Опресноков сегодня, во время Нового Завета, заключается в следующем. Когда грешник приходит к Иисусу и становится под его Кровь, то есть совершает обращение, то при исповедании грехов они ему прощаются.

Настоящее понятие о том, что такое «грех» и «закваска» большинство спасённых получают лишь после своего обращения. Так вот, обращение к Богу, желание избавиться от грехов и есть очищение!

Это очищение происходит через жертвенную Кровь Иисуса – духовным образом. Читаю 1Иоан.1,7: «если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха».

Так как «закваска греха» удалена, то возникает настоящее и глубокое общение с нашим Господом Иисусом Христом. Как следствие освобождения от «закваски греха», следует затем святое хождение, или, иначе говоря, святое хождение является следствием устранения закваски греха.

Но если, тем не менее, закваска будет убрана не вся, то не произойдёт полного удаления от «старого человека», от «собственного существа», как и от всего «своеволия».

3. Праздник Первого снопа

Этот праздник приносит нам первородный плод. Здесь мы, несомненно, видим «Пасху». Как нам известно, всё первородное принадлежало Иегове. Это относится как к людям, так и к животным.

Читаю из книги Исх.13,12-13: «отделяй Господу все, разверзающее ложесна; и все первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола, — Господу,  а всякого из ослов, разверзающего, заменяй агнцем; а если не заменишь, выкупи его; и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай».

Но и первый плод земли принадлежал Господу. Поэтому в книге Исх.23,4 читаем: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего».

Это был первый и лучший плод у Израиля в стране обетования. А у нас это плод духа, Гал. 5,22: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».

Такой плод мы должны приносить Богу, ибо этот плод принадлежит Господу! Бог хотел в Израиле видеть плод, поэтому во всех земных сферах Он давал им своё обильное благословение. Обетованной землёй был Ханаан. Эта область должна была быть местом, где текли «молоко и мёд».

Праздник первого снопа опять же начинался в месяце авив, 16-го числа. Так как эти три праздника попадали в один месяц, то для израильтян возникали тогда следующие проблемы:

1-й праздник – Пасха – начинался и длился практически один целый день. Праздник праздновался не в храме, а дома. Сказано: «в ваших домах».

2-й праздник – Опресноки —  начинался 15-го авива и продолжался семь дней, то есть до 21-го авива,

Лев.23,6-8: «и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки; 7 в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте; 8 и в течение семи дней приносите жертвы Господу; в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте».

Но как весь «мужеский пол», то есть все боеспособные мужчины Израиля, при 2-м, 3-м и 7-м праздниках должны были быть в Иерусалиме. Читаю из книги Втор.16,16: «Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей»,

то все израильтяне, которые жили в своих отдалённых от Иерусалима уделах, имели проблемы со временем, чтобы своевременно быть на праздниках. По этой причине некоторые израильтяне уходили в Иерусалим ещё до праздничных дней и праздновали там сразу все праздники вместе с семьями, друзьями, знакомыми, родственниками или с другими верующими как в Иерусалиме, так и в прилежащих населённых пунктах.

3-й праздник – первый сноп – начинался 16-го авива и попадал таким образом в пределы праздника опресноков, так что все израильтяне должны были захватить с собой вещи и всё первородное своего урожая для этого третьего праздника Первого снопа (Пасха).

Ещё и сегодня ортодоксальные евреи для празднования этих праздников выезжают в Иерусалим. Народно-религиозная традиция сохранила это как старые обычаи.

Признак праздника Первого снопа в Новом Завете – плод

Значение праздника первого снопа указывает на собственность Бога, ибо всё первородное принадлежит Господу. Как доброе семя, Господь Иисус Христос упал, после совершённого дела на Голгофе, в землю.

Смерть и воскресение позволяют нам признать Христа, как драгоценный плод. Как первенец Он воскрес: «во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос» (1Кор.15,23).

Но как «начаток», как первый плод, Он вознёсся на небеса. А поскольку мы для Господа тоже являемся «известным начатком», как написано в послании Иак.1,18: «чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий»,

то Бог и в нас хочет видеть плод духа. Только таким путём будет прославлен небесный Отец, как написано в Евангелии от Иоан.15,8: «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода».

Одновременно наш духовный «праздник первого снопа» перемещён на небеса и причислен к судилищу Христа, ибо плод связан с наградой и найден для вечности.

Как благодарны мы можем быть, что Господь для нас умер и воскрес, ибо в этом Он вызвал к свету жизнь и нетленность. Читаю из 2Тим.1,10: «…Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление…».

В личности Иисуса мы видим великий плод, прославляющий Отца. А так как мы являемся детьми Божиими, то Он хочет и в нас видеть плод. Бог, Который при творении говорил: «Плодитесь и размножайтесь!», хочет и сегодня в «новом творении» видеть нас духовно плодовитыми.

Читаю из послания Гал.5,22: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».

4. Праздник седьмиц (недель)

Исх. 34,22: «И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания [плодов] в конце года».

Праздник седьмиц – указывает на Пятидесятницу. Своё название он получил на основании предписания в книге Лев.23,15-16: «Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель, до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, [и] [тогда] принесите новое хлебное приношение Господу».

Это значит 7х7=49+1(до следующего дня) = 50. Ровно через 50 дней после приношения снопа возношения, который представляет Пасху, следует Пятидесятница, то есть шестого числа третьего месяца сивана. И теперь следовало принести «новую хлебную жертву».

Эта новая хлебная жертва возвещает новую эпоху, которая указывает на Новый Завет. До этого момента Израиль в дни праздника воздерживался от закваски и от квасного. Кто не удалит закваску из дома, тот должен был быть истреблён из среды Израиля.

Так было предписано в законе. Читаю из книги Исх.12:15,19: «Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля…

 семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества Израилевых».

А теперь неожиданно, в праздник седьмиц, в Пятидесятницу, они должны принести два хлеба, о которых говорится в Лев.23,17: «от жилищ ваших приносите два хлеба возношения, которые должны состоять из двух десятых частей [ефы] пшеничной муки и должны быть испечены кислые, [как] первый плод Господу».

Должны быть кислые, как первый плод Господу!!! Этого израильтяне не могли понять. Для понимания этого им недоставало тогда Святого Духа, Который мы сегодня можем иметь вследствие события Пятидесятницы.

Признак праздника Пятидесятницы в Новом Завете

– есть исполнение Духом и помазание

Значение праздника Пятидесятницы для нас сегодня лежит в исполнении новой хлебной жертвы, которая приносилась через 50 дней после Пасхи и согласно Д. Ап.2, произошло именно так, что Святой Дух был излит только после смерти и воскресения Христа. А исполнение Пятидесятницы для нас имеет двоякое значение:

1. пророческое исполнение ветхозаветного образа и

2. исполнение Святым Духом.

Это было пришествие оформителя и вербовщика Невесты Господа – Церкви. Новой хлебной жертве могла предшествовать только новая жертва крови, которая есть Христос на Голгофе.

Ибо новое молодое вино – новозаветная радость – новой хлебной жертвы невозможно влить в старые мехи жертв животных и закона: «Не вливают также вина молодого в мехи ветхие, … но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (Мтф.9,17).

Эти два хлеба, о которых упомянуто выше, представляют Церковь Иисуса Христа, состоящую как из:

1. евреев – это есть Израиль, так и из

2. язычников – это все те, кто не является евреем.

Об этом мы читаем в Новом Завете в послании Еф.2,14: «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно».

Кроме того, как сказано в 1Кор.12,13: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело…»

В закваске нам представлен образ греха, в котором Церковь Иисуса из евреев и язычников, реально всё ещё сегодня находится. Но стоящее за этим чудо есть то, что в образе Ветхого Завета Бог принял эти кислые хлебы.

Более того, Бог сегодня принимает грешных людей. Хотя мы ещё находимся в этом мире, (Иоан.17,11): «но они в мире…», в то же время мы уже не от этого мира, так как мы Им исполнены и Им помазаны, чего погибший мир не получил. Будем же благодарить Господа, что через новую хлебную жертву, новый Дух стал нашим достоянием.

5. Праздник труб

Праздник труб для Израиля был особым поводом, чтобы собраться. Хотя этот праздник не принадлежал к трём обязательным праздникам, в которые мужчинам израильтянам следовало являться в Иерусалим. Но Бог тем более ожидал, что они на основе добровольности приходили каждый год 1-го числа седьмого месяца.

Бог желал, чтобы каждый являлся к празднику труб. Так и в Новом Завете мы всюду видим принцип добровольности для каждого человека, так как Бог не желает, «чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет.3,9-б).

Трубный звук собирал в этот день израильтян в Иерусалим. В конечном счёте, это указывает на сбор остатка Израиля в 144000 – дочь Сиона, в конце времени благодати, времени Церкви.

Лев.23,24: «скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый [день] месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание».

Откр.7,4-8: «И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых…».

Мтф.24,31: «и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его». Это время сбора евреев в Израиль, из которых и выйдет остаток в 144000, мы видим в наше время!

Признак праздника труб в Новом Завете есть второе пришествие Иисуса

Значение этого праздника для нас сегодня – есть пришествие Иисуса. Не случайно то, что при втором пришествии Иисуса за Церковью мы находим упоминание о последней трубе, о чём мы читаем в 1Кор.15,51-52:

«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся».

А также в 1Фес.4,16: «потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде».

Это есть Божия труба, которую многие дети Божии путают с семью трубами ангелов из Откр.10,7 и 11,15. Божия труба касается при первом воскресении только спасённых. А последняя труба последнего из семи ангелов суда в Откровении принесёт гнев и ярость Бога на безбожников. Читаю эти места.

Откр.10,7: «…в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия…»

Откр.11,15: «И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков».

О пришествии Иисуса за Своими читаем во 2Фес.2,16 «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему», и далее…

Это не есть «день Господень» – день суда Бога. При последней же трубе Господа все умершие в Господе воскреснут и вместе с ещё живущими детьми Божиими будут во мгновение ока превращены в духовное тело и восхищены.

Это есть избавление от нашей плоти. Читаю из послания Рим.8,23: «…имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего».

Как в Ветхом Завете Богу было угодно, чтобы все израильтяне приходили к празднику, так и при втором пришествии Иисуса восхищены будут только те, которые добровольно пришли к Иисусу Христу со своими грехами и дали себя спасти.

6. Праздник примирения или большой праздник усыновления

Этот праздник ведёт нас к прощению. Нам бросается в глаза, что день примирения примыкает непосредственно к празднику труб, то есть попадает на 10-е число седьмого месяца.

Этот праздник характерен самоистязанием, смирением, признанием в содеянном, а так же очищением и искуплением. В заключение всего этого следует очищение, затем примирение, то есть усыновление.

Признак праздника примирения в Новом Завете – есть судилище Христа

Значение праздника примирения есть прощение Бога. Как только Иисус Христос явится за Церковью и восхитит Её, на это указывает пятый праздник, то непосредственно после восхищения, дети Божии предстанут пред судилище Христа,

2Кор.5,10: «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое».

Рим.14,10-б: «Все мы предстанем на суд Христов».

Там мы должны «открыться», какими действительно были движущие силы наших сердец, как выглядит в нас действительное положение с грехами и освящением. Тогда нам всё будет видно.

Там выйдут на свет все неизвестные, скрытые и непрощённые грехи, как читаем в Евангелии от Мтф.10,26: «…нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано».

У судилища Христа будет познано, осуждено и произнесено примирение, потому что Господь в Своей верности уже простил. На этом месте будет доисполнено то, что во время обращения к Господу и во время следования за Иисусом осталось неупорядоченным.

Через это последнее приведение в порядок оставшихся грехов, мы будем приведены в положение, в котором Бог сможет, видимо, исполнить на нас или по отношению к нам неописуемую любовь вовеки.

Этот небесный праздник примирения – усыновления выльется затем в ликование свадебной вечери Агнца.

7. Праздник кущей

Праздник кущей указывает на обетованный израильскому народу покой в Мессианском Тысячелетнем Царстве. Когда Израиль вошёл в обетованную землю Ханаана, то пророк Михей позднее вынужден был признать, что: «…страна сия не есть место покоя…» Мих.2,10.

Из-за собственного осквернения Израиль не достиг желаемого покоя. Поэтому тоска израильского народа по покою сохранилась и сохранится до того времени, о котором в Новом Завете говорится в послании Евр.4,9: «Посему для народа Божия еще остается субботство».

Покоя не будет до тех пор, пока не придёт «шилло». Слово шило, в переводе с еврейского, означает – приносящий покой. И когда он, этот Приносящий покой будет узнан и признан, евреи получат истинный покой. Это будет в Тысячелетнем Царстве. То, что они должны войти ещё в этот покой, показывал этот праздник труб, описанный в 23 и 24 главах  книги Левит.

Аналогично с первыми тремя праздниками, которые расположены так близко друг к другу, мы имеем дело и с тремя последними праздниками Иеговы:

5. праздник означает – пришествие Иисуса,

6. праздник означает – судилище Христа,

7. праздник означает – вечный покой.

Эти три последних праздника особенно ясно указывают на Церковь. Но глядя на пределы времени Церкви, следует и для Израиля отметить, что означает следующий порядок этих праздников:

5-й праздник – Праздник труб

Это пришествие Иисуса при завершении сбора остатка Израиля  в 14400 запечатанных.

6-й праздник – Праздник примирения или усыновления

Суд 70-й годонедели по книге пророка Дан.9,24: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония…».

7-й праздник – Праздник кущей – Это покой в Тысячелетнем Царстве.

Ещё что-то очень важное:

Великолепно, как всё же число семь – Божия полнота – завершает эти семь праздников Иеговы в седьмом месяце еврейского календаря и одновременно содержит в себе седьмую тысячу лет человеческой истории.

Признак праздника труб в Новом Завете:

а) для Церкви это – вечность
б) для Израиля – это покой

Значение праздника труб есть конечная цель Бога с людьми. Это есть долгожданное желание наших сердец быть навсегда у Господа, чтоб увидеть то, что написано в 1Кор.2,9: «…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».

Даже тогда, когда не будет больше разделения между Главой Иисусом и Его телом – Церковью и мы с Ним вернёмся на землю для суда, как написано во 2Фес.1,7 и далее: «…с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его…», то всё это свершится для нас в покое. Будем же бесконечно благодарны нашему Господу за то, что, как написано в 1Кор.13,8: Его любовь к нам «никогда не перестаёт». Аминь.