Вы должны молчать, часть третья

Мир вам дорогие слушатели, продолжаем рассмотрение Ис.8,5-20. В прошлой передаче мы пришли к стиху восемь. Так вот, во 2-й части стиха 8 мы читаем что-то такое, что приводит нас в восхищение, когда как следует осознаем о чём здесь идёт речь: «…и распростертие крыльев её (Ассирийских войск) будут во всю широту земли Твоей, Еммануил!»Кто старательно читает и изучает Библию, тот знает, что означает Еммануил. Во время рождественских праздников часто проповедуют в собраниях на тему этого имени, о котором в Ис.7,14 читаем: «Итак Сам Господь даст нам знамение: се, Дева во чреве примет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил».

В Новом Завете ясно описывается, что этот Еммануил (с нами Бог) есть Иисус Христос. И вдруг мы читаем в нашем тексте, что Ассирийцами наводнится вся земля — Твоя земля, Еммануил! Это удивительная перспектива, которую Исаия вдруг приводит в центре этого очень печального объявления о наказании.

Ему стало ясно: «это имеется в виду наша земля. Но земля, которая будет наводнена, это же и Твоя земля, Еммануил. Я хочу, чтобы каждый мог понять духовную глубину этого сообщения. Возможно, что эта земля будет наводнена, но в конечном счёте это не только наша земля, и не только наше собрание.

Это не наше царство, которое мы строим, но это Твоё Царство, Еммануил.» Поэтому сейчас открывается совершенно другая перспектива. Речь идёт о земле Еммануила. Поэтому пророк задаёт в следующем стихе совершенно другой тон. Только что он говорил о водах, которые дошли до шеи, что очень угрожающе.

А теперь в ст.9 он говорит: «Враждуйте (неистовствуйте) народы, но трепещите (но будете разгромлены)». Все враги земли, примите это к сведению, «вооружайтесь, но будете разгромлены; вооружайтесь, но будете разгромлены! Замышляйте замыслы, но они разрушатся; говорите слово, но оно не состоится»; придите только, все враги земли, вооружитесь до зубов и придите…

Скажем совершенно откровенно; что же этот пророк, спятил что ли? Неужели он не имел никакого понятия о вооружённых силах? Он же наверняка слышал об Ассирийцах, которые в то время были непобедимы и никто не мог им противостоять. И горе, если они завоёвывали какую-нибудь страну.

Там они проявляли высшую жестокость. Как Исаии приходит такая идея, чтобы написать такие изречения?: «придите, народы, буйствуйте; делайте хитрые планы, всё равно всё разрушится». Основой всему этому является то, что в конце этого стиха написано: «ибо с нами Бог!»

А на еврейском языке вместо слова Бог, здесь написано Еммануил. Еммануил — Бог с нами — является великолепной перспективой, о которой здесь сообщает Исаия. Она даёт ему способность проявить такую смелость веры, которая не является большим безумием, не является легкомыслием, а основывается на доверии и глубоком понимании значения «Бог с нами». И если Бог с нами, то никто не может быть против нас.

И если мы осознаем, что строим Божие Царство, то можем быть уверены, дело, которое мы строим, не разрушится. Конечно, есть церкви, светильник которых Бог вынужден был убрать, или сдвинуть.

Но Церковь Иисуса, Его дело, Его Царство, как таковое, не может погибнуть. И всё, что мы вкладываем в Его дело, тоже не может погибнуть. Господом и Царём этого Царства является Еммануил. Если Еммануил с нами, то враги могут бушевать и неистовствовать, как хотят, они не будут иметь успеха.

В этом первом отрезке нашего текста противопоставлены: Божие спасение и человеческое спасение. А Исаия вынужден был показать народу: ваше  доверие людям, ничего не принесло. Но Бог, Который с нами, спасёт нас.

Во втором отрезке Исаия противопоставляет две вещи, которые, собственно, тесно связаны с первым. Из доверия людям возникает страх перед людьми. Исаия сообщает, что Бог предупредил его не думать и говорить так, как говорили  в то время народные массы в Израиле.

В ст.12 Бог предупреждает Исаию (здесь речь идёт об Исаии и учениках: во множественном числе) и тех, кто в Израиле ещё крепко держались за Бога: «Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором, и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь».

Израиль потерял прозорливость к тому, что Бог является единственно тем, Который даёт спасение. Поэтому народ был очень озабочен всей этой ситуацией. Оно и естественно. Он раскрыл всевозможные заговоры, и это повергло его в великий страх. А что говорит Бог? «не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господь Саваоф — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш!»

Это, конечно, возможно, что царь Ассирийский заключил союз с Израилем. Кто знает, быть может, ещё и Едом был связан с ними. И кто знает, что, в конечном счёте, высиживала Ассирийская секретная дипломатия. Нам этого вообще не надо знать. И больше того, нам не следует этого бояться!

Есть, конечно, вещи, которые беспокоят нас; встречаются и теории заговоров, которые надвигаются вплоть до мировых теорий заговоров: от сатанистов до Рокфеллера. Всё это возможно. В связи с этим возникают для сего мира, конечно, определённые опасности. Мы не знаем, в конечном счёте, какие силы объединяются в тёмном мире.

Но мы должны бояться Господа. Почему? Имеем ли мы основание бояться Бога? Мы должны иметь страх перед Богом не в том смысле, что Бог против нас. Богобоязнь означает, чтобы мы поняли, что Господь может навести воды из Ассирии. Он решает: поднимутся ли воды во всей стране, как во всём Израиле.

Или до шеи, как в Иудее; или вынудит эти потоки вернуться назад. Он должен быть наш страх, Его следует бояться, перед Ним мы должны стоять — это является решающим. В зависимости от того, кого мы боимся, тому мы и доверяем. Это тесно связано между собой. В ст.14 затем сказано: «И будет Он освящением и камнем преткновения и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлёю и сетью для жителей Иерусалима».

В Ис.28,16 читаем об этом камне следующее: «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный: верующий в него не постыдится».

Итак, для одних Он будет камнем преткновения, а для других будет Тем, на Которого они будут надеяться и основываться. Между прочим, это место процитировано и в 1Пет.2:6. Этот стих очень известен и объясняет нам, что под этим краеугольным  камнем имеется в виду наш Господь Иисус Христос: «Ибо сказано в Писании: „вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится».

Во времена Исаии линия разделения проходила через весь народ. Между теми, которые возлагали своё доверие на Господа и боялись Его и теми, которые своё доверие возлагали на что-то другое и того боялись. А Бог говорит, что этот камень станет камнем преткновения и скалою соблазна для тех, кто не боится Бога.

Итак, мы видим человекобоязнь и богобоязнь. Доверие людям ведёт в конечном итоге к страху перед людьми, а доверие Господу ведёт к богобоязни, что является чем-то в корне другим. Ибо это не страх перед кем-то, который является моим врагом и хочет меня уничтожить.

А этот страх является глубоким уважением, благоговением перед Тем, Который за меня, но который бесконечно силён и свят. Однако богобоязнь является одновременно чем-то освобождающим, так как она освобождает от других страхов и боязни.

Перейдём к третьему отрезку: стихи 16-20, в которых противопоставляются слово Божие и слово людей. Прежде всего, Бог говорит Исаии: «Завяжи свидетельство, и запечатай откровение (закон) при учениках Моих».

Выражение «закон» нам, конечно, привычно. Под законом подразумевается закон Моисея и, в конечном счёте, весь Ветхий Завет. Еврейское слово «Тора» можно перевести как «путеводитель». И что такое «свидетельство» мы тоже знаем. Своим свидетельством человек подтверждает истинность какого-либо высказывания.

Оба понятия: закон и свидетельство применяются в Ветхом Завете по отношению к Слову Божиему. Это значит, что всё это вместе можно описать Словом Божиим, которое Бог дал как указание для чтения, за истину которой Он Сам поручается. Это закон и свидетельство. И это должно быть теперь среди учеников, среди тех, кто держится Бога, завязано и запечатано.

Сообщение ст.16 можно понять на первый взгляд так: это слово должно быть запечатано, чтобы его имели только ученики, а другие нет. Но так как ниже ко всему народу обращён призыв обратиться к закону и свидетельству, то мне кажется, что здесь заложен тот смысл: чтобы ученики крепко держались.

Чтобы они не позволили оторвать себя от закона и свидетельства. А именно это обстоятельство, крепко держаться закона, приводит Исаию к тому, что он говорит: «Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Своё от дома Иаковлева, и уповаю на Него».

Исаия находится не в очень радостной ситуации. Он живёт среди Божиего народа, в доме Иакова и, тем не менее, видит, что Бог скрывает Своё лице от народа, что Бог отворачивается. И, тем не менее, Исаия надеется в этой ситуации на живого Бога. Потому что он точно знает, что происходит с народом.

Даже если Бог вынужден наказывать, на Него можно полагаться, Он придёт к цели и Его дело не разрушится. Именно, в этой трудной ситуации при угрозе извне, когда народ внутренне далеко удалился от Бога, Исаия имел определённое задание. Это задание описывается в ст.18 нашего отрезка: «Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указание и предзнаменование в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе».

Я думаю, нам станет немного ясно, что этим имеет в виду Исаия, если мы присмотримся к тому, что имеется в виду с детьми Исаии. Бог совершенно точно сказал Исаии как он должен назвать своих детей. Первый его сын имел имя Шеарясув. Хорошо! Он мог бы также называться Себастьян Бах.

Но имя, данное ему Богом, имеет определённый смысл, более чем это у нас сегодня принято. Имя Шеарясув означает: «остаток обратится». И всегда, когда звали этого сына, то каждый раз говорили: «Остаток обратится», пойди-ка сюда. Так что это имя представляет собой постоянную весть к народу.

Второй сын также имел имя, данное ему Богом через Исаию. Это имя было немного длиннее и гласит Магер-шелал-хаш-баз, что означает – «спешит грабёж, ускоряет добыча». В гл.8 объясняется, что это означает: те, которые в данный момент угрожают южному государству (Израиль и Сирия), скоро будут ограблены царём Ассирии.

И всегда, когда произносилось имя Магер-шелал-хаш-баз, то это означало: осталось недолго до совершения Богом суда над ними. А само имя Исаии означает: «Господь есть спасение».

Так что имена Исаии и его сыновей являются удивительной вестью, которую они постоянно телесно демонстрировали народу. Бог поставил среди этого народа людей, которые являлись указанием на то, что Бог совершит суд, что остаток будет спасён, а само спасение у Господа.

После того, как Исаии было указано на то, чтобы он прочно держался закона и свидетельства, то есть слова Господа, упоминается своеобразный случай, который тогда очевидно часто встречался. Им было сказано: «И когда скажут вам: «обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам  и чревовещателям».

Это очевидно встречалось, а именно во времена бедствий. Когда народ отворачивался от Бога, то искал прибежище у других источников. Мы наблюдаем это и у нашего народа: мы имеем мощную волну оккультизма, ворожбы, гороскопов, колдунов и всевозможные вещи. Так как народ отвернулся от Бога, он сразу же заметил, что со сложившейся обстановкой он не справится.

Это опасно, это угрожающе и в этой ситуации мы нуждаемся в особых информациях. Мы должны откупорить тайные источники, которые могут нам при этом помочь. Но большинство из тех, кто этим занимается, знают, что это небезопасно.

Будучи студентом, я жил в одной квартире под крышей. По соседству со мной жил молодой человек, который был открыт для всего, что имело дело с тайной. Однажды я ему сказал: я знаю, что существует невидимый мир, что есть власти и силы, но там имеются не только власти света, но и власти мрака.

И это крайне опасно, поэтому Бог строго запретил нам вторгаться в эту область. И он подтвердил это: я часто в этом убеждался. Люди знают об этом, но они думают, что смогут это различить. Они думают, что смогут различить свет и мрак, правду и ложь.

При этом они направляются в такую сторону, где оставили скальную основу Слова Божиего и перешли на обрывистую и скользкую территорию. И даже если при этом имеешь наилучшие намерения, то станешь обманутым обманщиком. Скалистая основа, на которую мы можем и должны основываться, является Слово Божие.

Что должны были Исаия и ученики ответить народу, людям, которые им сказали:  «не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мёртвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них утренней зари».

Слово Божие является фундаментом, на который мы можем основываться. Оно является фундаментом, который оправдал себя в самые трудные времена. Недавно я прочитал маленькую книжечку, которую написал отец одного из моих коллег. Он был проповедником, был в России во вторую мировую войну, а затем там же и в плену.

В своё время он купил себе в Швейцарии маленький Новый Завет, который взял с собой. И Бог проявил к нему милость в том, что он имел возможность носить его везде с собой. Вместе с другими солдатами его часто проверяли и шерстили, но часто этот Новый Завет не обнаруживали.

Если же и обнаруживали, то по необоснованным причинам политкомиссар возвращал ему этот Новый Завет. Когда он прятал его в левом сапоге, то заставляли снять правый, если прятал его в куртке, то проверяли брюки.

А однажды он с великой тяжестью на сердце дал его на время другому военнопленному в другой барак лагеря, который хотел одну ночь этим Новым Заветом воспользоваться. В эту ночь перевернули весь барак, поставили всё на голову, но Нового Завета не оказалось.

За время своего плена, в течение которого тысячи людей пользовались его Новым Заветом, он убедился, что эта книга является фундаментом, на котором он мог строить. Он буквально убедился, что эта маленькая книга имела для него большую ценность, чем золото и серебро.

И он находился в такой ситуации, что этот Новый Завет он мог обменить не именно на золото и серебро, но на хлеб. Дневная норма их питания составляли: кусок хлеба и мисочка похлёбки, поэтому терпели постоянно голод. При этом они должны были, конечно, ещё и работать.

В этом лагере были и курильщики. Они курили всё возможное и невозможное. Но для того, чтобы курить, нужна бумага, в которую можно завернуть табак. За кусочек такой бумаги люди отдавали свой кусок хлеба. И он для интереса высчитал, что за этот Новый Завет он мог бы выменять несколько центнеров хлеба.

И, тем не менее, в этой ситуации он имел постоянно мир и покой, хотя часто находился на волоске от смерти. Многие, конечно, умерли в этих лагерях. Кто-то ему даже предложил, что он мог хотя бы Евангелие от Матфея обменить на хлеб. Дескать, у Марка и Луки в основном то же самое написано.

Но он противостоял этим искушениям, потому что знал и заметил: «то, что я здесь имею, обладает большей ценой, чем золото и серебро; это мне дороже всего того, что могу на него обменить; это — фундамент, на котором я могу строить».

Исаия жил в трудные времена. В такие трудные времена, что можно понять, почему люди находились в страхе. В своём страхе они искали различные прибежища. Они искали прибежища у людей, но, в конечном счёте, обращались к духам.

Слово, которое мы здесь читаем: «обратитесь к вызывателям умерших и чародеям» может также означать: «вызывателям духов и духам ворожбы». Но во всех этих поисках они были, в конце концов, постыжены. Однако для тех, которые прочно держались Слова Господа, Исаия имел удивительную весть: «Бог с нами! – Еммануил».

Если мы доверяем Господу, если мы стоим на скалистой основе Его Слова, тогда Господь будет нам скалой, на которой мы можем стоять. И тогда возможно, что возникнут нужды.

Возможно, что воды дойдут нам до шеи, но мы можем знать, что Господь с нами. И это я всем желаю, чтобы все имели такую духовную прозорливость, чтобы мы испытали, что победу нам даёт Господь. Аминь.